Цели урока:
- Научить распознавать полные и краткие причастия.
- Продолжить формирование навыка правописания суффиксов причастий.
- Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность при использовании в письменной речи причастий и предложений с причастными оборотами.
- Совершенствовать навык устного высказывания, расширять кругозор учеников путем введения малознакомой лексики.
Ход урока
Записываем число, название работы. Оставляем 1 строчку для темы, Ставим № варианта. Начинаем урок с разминки.
1. Вам предлагается тест. Слайд №1 “Повторение”.
2. Дома вы работали над словами, в которых есть иноязычные части слов, многие использовали словарь.
- Как мы называем части слов
авиа –
авто –
аква – ?
(Иноязычные части слов).
- Почему?
(Пришли из других языков).
Значит слова, с которыми мы работаем можно назвать сложными, а все сложное требует повышенного внимания.
- На сколько групп разделили слова? Почему?
(На 3, по значению).
Слова 1-й группы имеют оттенок значения, заложенный в слове птица
(Ассоциация крылья, полет).
Слова 2-й группы (греч. – сам)
Слова 3-й группы (лат.- вода)
- Значение каких слов вам не было знакомо?
(Ученики называют слова)
- А вы выяснили их значение по словарю?
- Какой словарь использовали? (Толковый)
- Проверим.
Я читаю толкование слова, а вы на доске и в тетради записываете эти слова.
- Выставка новейших образцов самолетов,
авиационной техники (авиасалон);
- Высадка военизированных групп авиаторов
(авиадесант);
- Устройство для автоматического управления
летательным аппаратом (автопилот);
- Аппарат для дыхания под водой (акваланг);
- Драгоценный камень зеленовато-голубого цвета (аквамарин);
- Водный участок или поверхность водного
пространства (акватория);
- Прозрачные, обычно клеевые краски (акварель);
- Стеклянная емкость с водой для содержания рыб (аквариум).
- Какие трудности встретились вам при написании, подчеркните опасные места
Авиационный;
Авиапромышленность;
Авиасъёмка;
Колонна.
- А теперь посмотрим на строение предложенных слов, выделим корень.
Что интересного вы заметили? (У слов 3-й группы иноязычная часть входит в состав корня).
3. Следующий этап работы будет переходным к теме нашего урока.
Предлагаю вам трансформационный диктант.
Задание: составить словосочетание с причастием.
1-й ученик у доски.
Авиасалон, который открылся вчера (открывшийся
авиасалон).
Колонна, которая движется (движущаяся колонна)
Десант, который высаживается (высаживающийся
десант).
- Какие причастия мы записали. Докажите.
Действительные наст. и прошедш. времени (опред.по формообраз. суффиксам).
2-й ученик у доски.
Акваланг, который надели на плечи (надетый
акваланг).
Акварель, которую использовали (использованная
акварель).
Акватория, которую исследовали (исследованная
акватория).
Аквариум, который купили (купленный аквариум).
- Какие причастия записали. Докажите.
Страдательные (по суффиксам формообразующим).
- Понаблюдайте, ответьте: от слов какой группы можно образовать краткую форму, а от какой нет.
Можно от 2-й, от страдательных причастий, нельзя от 1-й от действительных причастий.
Вывод: причастия краткой формы можно образовать только от страдательных причастий.
Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь.
Работа с учебником с 258.
4. Изучение нового материала.
Прочтите материал и скажите, что нового вы узнали о кратких причастиях. Синтаксическая роль причастий, место ударения в различных формах.
5. Закрепление. Приложение 1
От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы и окончания.
Свалить (Валит) – сваленный – свален;
Вырастить (РАСТ) – выращенный – выращен;
Обеспокоить ( ) – обеспокоенный – обеспокоен;
Проявить (явка) – проявленный – проявлен;
Скосить (косит) – скошенный – скошен;
Замесить(месит) – замешенный – замешен;
Задержать (держит) – задержанный – задержан.
6. Определите каким членом предложения и какой частью речи являются выделенные слова.
Стены в комнате оклеены цветастыми обоями. В сражении за город-герой Севастополь бойцы были мужественны.
Нам известно, что прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -они- образуются только от существительных, а причастия – только от глаголов; причем страдательные причастия прошедшего времени образуются только от глаголов переходных и почти всегда совершенного вида.
Поэтому, чтобы отличить краткие причастия от кратких прилагательных, нужно и те и другие сделать полными, а затем найти слово, от которого данная форма образована, например: стены оклеены — оклеенные — оклеить (глагол), бойцы мужественны — мужественные — мужество (существительное).
Этот материал закрепляем на упражнениях.
1) Полные причастия и прилагательные заменить краткими, найти слова, от которых они образованы: болезненная операция — операция болезненна (болезнь); вспаханные поля— поля вспаханы (вспахать).
Измученная лошадь, берега пустынные, предложение жизненное, потерянные ключи, чулки длинные, юные лица, дописанное сочинение, оконченные работы, выученная теорема, ценное изобретение, оставленные вещи, развеянные сомнения.
2) В данных словосочетаниях полное причастие заменить кратким, записать полученные предложения.
Установленные проекционные фонари; огороженные конопляные участки; оштукатуренное старинное здание; прерванная телефонная связь; исправленные многочисленные- ошибки; заброшенная водяная мельница; скошенное овсяное поле.
3) Сначала устно образовать от данных глаголов полные причастия, затем письменно – краткие; с краткими составить и записать предложения.
Поля вспахали и удобрили. Яблоки собрали и рассортировали. Журналы сброшюровали и переплели. Траву скосили и сложили в копны
7. Закрепление. Самостоятельно – 2 группа. упр.314 (по образцу, но сначала устно, все вместе, вслух. Образуем новые формы).
8. Подготовка к ГИА. Приложение 1
Необходимо выбрать правильный вариант ответа расставив знаки препинания и графически доказав правильность рассуждения.
1 гр. Чистые зеркала воды, брошенные в яркую
зелень, то переливались на солнце, то замирали,
облитые тенью.
2 гр. Мы увидели хлопья снега, лениво падающие с
неба, и угрюмый молчаливый лес, наполненный
голубоватым светом.
Обобщение, выводы. Комментирование отметок
Д.З. пар.74, упр.616.
Вам надо списать предложения, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений. 8. Подведение итогов урока.
- Как образуются краткие причастия?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения бывают?
- Что общего у кратких прилагательных и кратких
причастий? В чем отличие?
Объявление оценок за урок.