Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Причастие"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Научить распознавать полные и краткие причастия.
  2. Продолжить формирование навыка правописания суффиксов причастий.
  3. Развивать орфографическую и пунктуационную грамотность при использовании в письменной речи причастий и предложений с причастными оборотами.
  4. Совершенствовать навык устного высказывания, расширять кругозор учеников путем введения малознакомой лексики.

Ход урока

Записываем число, название работы. Оставляем 1 строчку для темы, Ставим № варианта. Начинаем урок с разминки.

1. Вам предлагается тест. Слайд №1 “Повторение”.

2. Дома вы работали над словами, в которых есть иноязычные части слов, многие использовали словарь.

- Как мы называем части слов

авиа –
авто –
аква – ?

(Иноязычные части слов).

- Почему?

(Пришли из других языков).

Значит слова, с которыми мы работаем можно назвать сложными, а все сложное требует повышенного внимания.

- На сколько групп разделили слова? Почему?

(На 3, по значению).

Слова 1-й группы имеют оттенок значения, заложенный в слове птица

(Ассоциация крылья, полет).

Слова 2-й группы (греч. – сам)
Слова 3-й группы (лат.- вода)

- Значение каких слов вам не было знакомо? (Ученики называют слова)
- А вы выяснили их значение по словарю?
- Какой словарь использовали? (Толковый)
- Проверим.

Я читаю толкование слова, а вы на доске и в тетради записываете эти слова.

- Выставка новейших образцов самолетов, авиационной техники (авиасалон);
- Высадка военизированных групп авиаторов (авиадесант);
- Устройство для автоматического управления летательным аппаратом (автопилот);
- Аппарат для дыхания под водой (акваланг);
- Драгоценный камень зеленовато-голубого цвета (аквамарин);
- Водный участок или поверхность водного пространства (акватория);
- Прозрачные, обычно клеевые краски (акварель);
- Стеклянная емкость с водой для содержания рыб (аквариум).

- Какие трудности встретились вам при написании, подчеркните опасные места

Авиационный;
Авиапромышленность;
Авиасъёмка;
Колонна.

- А теперь посмотрим на строение предложенных слов, выделим корень.

Что интересного вы заметили? (У слов 3-й группы иноязычная часть входит в состав корня).

3. Следующий этап работы будет переходным к теме нашего урока.

Предлагаю вам трансформационный диктант.

Задание: составить словосочетание с причастием.

1-й ученик у доски.

Авиасалон, который открылся вчера (открывшийся авиасалон).
Колонна, которая движется (движущаяся колонна)
Десант, который высаживается (высаживающийся десант).

- Какие причастия мы записали. Докажите.

Действительные наст. и прошедш. времени (опред.по формообраз. суффиксам).

2-й ученик у доски.

Акваланг, который надели на плечи (надетый акваланг).
Акварель, которую использовали (использованная акварель).
Акватория, которую исследовали (исследованная акватория).
Аквариум, который купили (купленный аквариум).

- Какие причастия записали. Докажите.

Страдательные (по суффиксам формообразующим).

- Понаблюдайте, ответьте: от слов какой группы можно образовать краткую форму, а от какой нет.

Можно от 2-й, от страдательных причастий, нельзя от 1-й от действительных причастий.

Вывод: причастия краткой формы можно образовать только от страдательных причастий.

Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь.

Работа с учебником с 258.

4. Изучение нового материала.

Прочтите материал и скажите, что нового вы узнали о кратких причастиях. Синтаксическая роль причастий, место ударения в различных формах.

5. Закрепление. Приложение 1

От данных глаголов образуйте и запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы и окончания.

Свалить (Валит) – сваленный – свален;
Вырастить (РАСТ) – выращенный – выращен;
Обеспокоить ( ) – обеспокоенный – обеспокоен;
Проявить (явка) – проявленный – проявлен;
Скосить (косит) – скошенный – скошен;
Замесить(месит) – замешенный – замешен;
Задержать (держит) – задержанный – задержан.

6. Определите каким членом предложения и какой частью речи являются выделенные слова.

Стены в комнате оклеены цветастыми обоями. В сражении за город-герой Севастополь бойцы были мужественны.

Нам известно, что прилагательные с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -ин-, -енн-, -они- образуются только от существительных, а причастия – только от глаголов; причем страдательные причастия прошедшего времени образуются только от глаголов переходных и почти всегда совершенного вида.

Поэтому, чтобы отличить краткие причастия от кратких прилагательных, нужно и те и другие сделать полными, а затем найти слово, от которого данная форма образована, например: стены оклеены — оклеенные — оклеить (глагол), бойцы мужественны — мужественные — мужество (существительное).

Этот материал закрепляем на упражнениях.

1) Полные причастия и прилагательные заменить краткими, найти слова, от которых они образованы: болезненная операция — операция болезненна (болезнь); вспаханные поля— поля вспаханы (вспахать).

Измученная лошадь, берега пустынные, предложение жизненное, потерянные ключи, чулки длинные, юные лица, дописанное сочинение, оконченные работы, выученная теорема, ценное изобретение, оставленные вещи, развеянные сомнения.

2) В данных словосочетаниях полное причастие заменить кратким, записать полученные предложения.

Установленные проекционные фонари; огороженные конопляные участки; оштукатуренное старинное здание; прерванная телефонная связь; исправленные многочисленные- ошибки; заброшенная водяная мельница; скошенное овсяное поле.

3) Сначала устно образовать от данных глаголов полные причастия, затем письменно – краткие; с краткими составить и записать предложения.

Поля вспахали и удобрили. Яблоки собрали и рассортировали. Журналы сброшюровали и переплели. Траву скосили и сложили в копны

7. Закрепление. Самостоятельно – 2 группа. упр.314 (по образцу, но сначала устно, все вместе, вслух. Образуем новые формы).

8. Подготовка к ГИА. Приложение 1

Необходимо выбрать правильный вариант ответа расставив знаки препинания и графически доказав правильность рассуждения.

1 гр. Чистые зеркала воды, брошенные в яркую зелень, то переливались на солнце, то замирали, облитые тенью.
2 гр. Мы увидели хлопья снега, лениво падающие с неба, и угрюмый молчаливый лес, наполненный голубоватым светом.

Обобщение, выводы. Комментирование отметок

Д.З. пар.74, упр.616. 

Вам надо списать предложения, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу предложений. 8. Подведение итогов урока.

- Как образуются краткие причастия?
- Как они изменяются?
- Какими членами предложения бывают?
- Что общего у кратких прилагательных и кратких причастий? В чем отличие?

Объявление оценок за урок.