Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в речи.
Задачи урока:
- Выяснить, какова роль имени существительного в текстах различных стилей.
- Повторить тропы, в основе которых лежит имя существительное (сравнение, олицетворение, метафора);
- Познакомиться с экспрессивной функцией имени существительного в назывном предложении.
Оформление урока:
- Презентация «Имя существительное. Творческая лаборатория».
- Раздаточный материал на каждого ученика с текстами стихотворений и текстами для речеведческого анализа.
- Иллюстрации учащихся к стихотворениям, содержащим назывные предложения.
- Таблица для внесения опорных слов по ходу урока.
Записи на доске:
- Творческая лаборатория.
- Таблица для вписывания опорных слов – результатов «опытов».
- Таблица, составленная по результатам проверки домашнего задания.
Домашнее задание к текущему уроку
- Краткий текстоведческий анализ текста (тип и стиль речи, тема и идея текста, подсчет количества слов некоторых частей речи: существительных, прилагательных, глаголов)
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению (дается заранее, за несколько дней до урока).
Ход урока
1. Оргмомент.
Настрой на работу, постановка цели, выдвижение гипотезы, проблемного вопроса.
- Урок сегодня и обычный, и необычный. Обычный, потому что от вас, как всегда, потребуются ваши знания, ваша смекалка и сообразительность, ваше творческое воображение. Как вы оцениваете свое настроение на момент начала нашей работы? (дети рисуют смайлик, отражающий их настроение на данный момент)
Необычной будет форма урока – она записана на доске.
2. Мотивационный этап.
- Что такое лаборатория?
(Ученики дают свои определения и сверяют ответы с толковым словарем: Лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, учреждение, где занимаются такими опытами).
- А что является результатом опыта? (подтверждение или опровержение гипотезы и даже открытия!)
Работа со словом гипотеза по словарю иностранных слов, запись значения слова.
- Но у нашей лаборатории нет названия. Есть у вас предположения, что написано на закрытой части доски?
- Подтвердить или опровергнуть ваши гипотезы поможет небольшое стихотворение Льва Васильевича Успенского:
Земля, вода, пшеница, класс –
Все сущее, что окружает нас,
Мы называем. Имя им даем:
Береза, солнце, речка, дом…
Явления природы: буря, дождь…
Без этой части речи не проживешь.
- Так с чем же будут связаны наши лингвистические опыты? (Презентация, слайды 2, 3)
- Первая ваша гипотеза подтвердилась, значит, результат можно занести в таблицу 1 (приложение 1).
На предыдущих уроках мы с вами плодотворно работали над грамматическими свойствами имени существительного. Сегодня познакомимся с его выразительными возможностями. Итак, главный вопрос нашего урока: каковы изобразительно-выразительные возможности имени существительного? Ваши гипотезы.
Задача нашего урока – подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, основываясь на результатах наших лингвистических опытов.
- Л.В. Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка» (слайд 4). Как вы понимаете эти слова? (Имена существительные составляют основу языка, называя все существующие предметы и отвлеченные понятия).
3. Проверка домашнего задания (ч.1)
- Самое время теперь обратиться к результатам ваших домашних опытов. Каждый из вас дома работал с текстом: вы выполнили краткий текстоведческий анализ и подсчитали количество слов каждой самостоятельной части речи. Результатом вашего труда стала таблица 2. Посмотрим, что получилось, но сначала – ваши гипотезы (ученики высказывают свои предположения относительно количества существительных в текстах различных стилей).
- Выразительное чтение учениками текстов (на доске по мере ответов заполняется таблица 2).
- Итак, подтвердилась ли наша гипотеза о преобладании существительных над другими частями речи в текстах разных стилей? (слайд 5)
4. Актуализация знаний о стиле художественной литературы, выяснение роли имен существительных в текстах этого стиля.
- Давайте вспомним высказывание К.Г. Паустовского о русском языке (слайд 6).Конечно, слова писателя прежде всего относятся к именам существительным, потому что именно эта часть речи выполняет номинативную (назывную) функцию (запись в таблицу 1)
- Текста какого стиля не было в домашнем задании?
- Какие признаки стиля художественной литературы мы знаем?
- Отличительной чертой стиля художественной литературы является употребление изобразительно-выразительных средств языка, то есть тропов (запись в таблицу 1). Имя существительное лежит в основе многих тропов.
- Какие произведения художественной литературы наиболее насыщены тропами? Ваша гипотеза? (Поэтические произведения, стихи – запись в таблицу 1.)
- Прочитайте выразительно есенинские строки (слайд 7).
- Какие тропы употребил Сергей Есенин в этой строфе? (Сравнение, метафора, олицетворение.)
- Почему поэт сравнил вечер с сажей?
- Что поэт имеет в виду под белой пряжей?
- Почему это выражение нельзя назвать сравнением? (Нет союзов как, будто, словно, точно)
- Как называют такие сравнения? (Скрытое сравнение, метафора).
- Какой троп употреблен в последней строчке? (Олицетворение).
- Что же показал наш опыт наблюдения? (В поэтических художественных текстах используются различные тропы на основе имен существительных.)
В таблицу 1 записываются слова олицетворение, метафора, сравнение (слайд 8)
- Доказательств в науке много не бывает, поэтому ваше следующее задание – поиск тропов в следующем тексте (слайд 9).
Ученики работают с текстом 5 , затем называют тропы и проверяют себя (слайд 10).
Итак, мы в очередной раз убедились, что имя существительное – очень выразительная часть речи.
5. Проверка 2 части домашнего задания, подготовка к восприятию нового материала.
Обратимся к 2 части вашего домашнего задания, которое вы выполнял заранее. Его результат – на доске (рисунки).
- На основе чего вы их рисовали? (Поэтические тексты).
Я прошу вас представить свои рисунки (Дети показывают рисунки и читают стихи.)
- Трудно ли вам было иллюстрировать эти произведения?
- Определите тип речи в этих текстах (слайды 11 – 15).
- Вспомните, пожалуйста, отличительные признаки типа речи описание.
- Чем необычны эти описания?
- Какая синтаксическая особенность объединяет эти стихи? (Односоставные назывные предложения.)
Лев Толстой об одном из таких стихотворений сказал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина» (слайд 16). Эти строки относятся к стихотворению Афанасия Фета «Это утро, радость эта…» (слайд 17 ) Выразительное чтение стихотворения учителем.
- Какую роль играют в стихах односоставные назывные предложения? (слайд 18)
(Запись в таблицу 1 слов односоставные, назывные, описание.)
- Итак, мы заполнили таблицу с результатами наших опытов и наблюдений. Кто подведет промежуточный итог нашей работе? Нашла ли подтверждение наша главная гипотеза?(ответ ученика с опорой на таблицу 1)
6. Подготовка и написание сочинения – миниатюры.
- А в таблице спрятан секрет: слово, которое будет ключом к следующему заданию. Составьте его из выделенных букв (творчество).
- Так что же будет финальным опытом нашего урока? (Сочинение-миниатюра.)
- Я предлагаю вам создать зимний пейзаж, используя те выразительные возможности имени существительного, о которых мы говорили на уроке. Вам поможет наша таблица и опорные слова (слайд 19).
7. Чтение сочинений-миниатюр.
- Что из знаний, полученных на уроке, вам удалось применить в своих работах?
- Спасибо за такие интересные работы. Сегодняшний урок – наше совместное творчество.
8. Рефлексия. Обоснование выставленных за урок отметок.
- Интересно ли вам было на уроке?
- Чем увлекло вас имя существительное? (слайд 20)
- Как вы теперь оцените свое настроение? Изменилось ли оно по сравнению с началом урока? (дети рисуют смайлик, отражающий их настроение в конце урока)
9. Домашнее задание.
1. Сочинение-миниатюра и иллюстрация к нему – для тех, кто хочет продлить радость творчества.
2. Кроссворд на тему «Имя существительное» - для тех, кто хочет освежить в памяти знания о существительном.
3. Поиск стихотворений, содержащих назывные предложения; указание тропов, использованных в этих произведениях. Выразительное чтение этих стихов.
Список использованной литературы.
- Баркова С.И. Урок-кроссворд.- www.festival.1.september.ru>artikles/582070
- Есенин С.А. Избранное.- М.: Художественная литература, 1985.- 575 с., ил.
- Маяковский В.В. Сочинения в двух томах.- М.: Правда, 1987.
- Серебряный век: Петербургская поэзия конца Х!Х – нач. ХХ в.- Ленинград: Лениздат, 1991.-526с., ил.
- Успенский Л.В. Слово о словах. – Ленинград: Детская литература, 1971.
- Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма. – М.: Советская Россия, 1988. – 464с.
- Цветаева М.И. Поэмы. Стихотворения. – Уфа, 1987.