Индийские касты

Разделы: История и обществознание


Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его кастах.

Задачи урока:

1. Обучающая: подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.

2. Развивающие:

  • продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах;
  • продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:
  • слушать и слышать;
  • владение устной и письменной речью;
  • выступление перед классом;
  • установление контактов с людьми с целью выполнения задания.

3. Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.

Оборудование урока

  1. Карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э.- 3 тыс. н. э.”, учебник А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира, проектор, магнитно – маркерная дока, ноутбук, презентация (приложение 1), рабочий лист (по количеству учащихся) - (приложение 2).

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке, ребята, вы будите работать в рабочих листах (приложение № 2). Запись в рабочем листе даты урока.

Задание № 1. Написать “квазихудожественный” текст “Древняя Индия” (Слайд 2).

Учащимся предлагается ряд ключевых слов (Индия, Индостан, Индийский океан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли), связывая которые в логический ряд они сочиняют повествовательный сюжет. В результате в классе появляется ряд текстов, сходных по одним признакам и различных по другим.

Зачитываются 2 – 3 текста. Анализ текстов, работа по карте.

2). Игра “Да – нет - ка” (Слайд №3).

Вопросы для учащихся:

Индийцы были язычниками? (Да).

Главными занятиями жителей Индии было мореплавание и скотоводство? (Нет).

С любовью и почтением индийцы относились к корове? (Да).

Одним из главных богов был мудрый Ганеш? (Да).

Индийцы поклонялись кошке? (Нет).

Новая тема:

Вступительное слово учителя.

Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. И сегодня на уроки мы продолжаем наше знакомство со сказочной страной Индией и поговорим о неравенстве в индийском обществе, о разделении всех жителей Индии на варны, касты и отличительных особенностях этого деления. А также узнаем, какую роль в этом делении играла религия Индии.

Запись в рабочем листе темы урока (Слайд 4).

Цель урока (Слайд 5).

Задачи урока.

План урока (Слайд 6).

1. Миф о происхождении каст.

2. Брахманы и их роль в индийском обществе.

3. Воины.

4. Крестьяне.

5. Слуги.

6. “Неприкасаемые”.

  1. Миф о происхождении каст (рассказ учителя).

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют “джати”, что означает “рождение”).

Задание № 2. Записать определение “касты”.

Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству (Слайд 7).

Переход из касты в касту был запрещен.

Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой – либо части тела бога Брахмы (Слайд 8).

1 каста (Слайд 9). Брахманы требовали к себе особого уважения, утверждая, что только они могут, узнать волю богов и воздействовать на них в нужную для людей сторону. Только брахманы обладали правом совершать важнейшие жертвоприношения, получая за это щедрую плату. Убийство брахмана считалось большим преступлением, чем убийство любого другого человека. Начиная, какое - нибудь новое дело брахманов приглашали в дом, чтобы они прочитали заклинания. Вот, например, заклинание при постройке дома:

Вот здесь стой прочно, о хижина,

Богатая конями, богатая коровами, богатая радостями,

Богатая силой, богатая жиром, богатая молоком!

Возвышайся на великую судьбу.

Вся жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество (рассказ о трех периодах).

  • Учение начиналось с 7 лет;
  • В 16 лет мальчику подыскивали жену;
  • В старости брахманы могли уходить в отшельники.

Задание № 3. Записать определение “отшельник” (Слайд 10).

Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.

2 каста (Слайд 11). Во вторую касту входили воины (цари, военачальники, царские дружинники), сражавшиеся на колесницах, слонах и в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи.

3 каста (Слайд 12). Крестьяне входили в самую многочисленную, третью касту. Они служили в царской пехоте, платили налоги, но участия в управлении не принимали.

4 каста (Слайд 13). Слуги – шудры (значение слова не выяснено) не рабы, но сравнительно с тремя высшими кастами были неполноправны: долгое время шудрам не позволяли заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. Поэтому они часто нанимались носильщиками, погонщиками скота, нередко занимались ремеслом.

Задание № 4. Заполнить схему “Касты в Индии”.

2. “Неприкасаемые” (Слайд 14). Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли “неприкасаемые” (чтение текста с комментированием с. 101)

Вопросы (Слайд 15):

  1. Кого называли “неприкасаемыми”?
  2. Почему “неприкасаемых” не возмущало такое положение, в котором они находились?
  3. (Религия призывала людей к покорности и смирению. Если человек покорится своей участи, то после смерти он может родиться воином, царем и даже брахманом).

  4. Буддизм.
  5. Древнеиндийский мудрец Будда не придавал большого значения кастовым различиям. Это был основатель религии буддизма. Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

    Задание № 5. Записать определение “буддизм”.

    Буддизм – религия, возникшая в Древней Индии в 6–5 вв. до н. э. (Слайд 16).

    Ученица рассказывает легенду о Будде.

    Вопросы (Слайд 17):

    1. Расскажите о взглядах Будды.

    2. В чем отличие учения Будды от учения индийских брахманов?

    Задание № 6. Найди и подчеркни ошибки в тексте.

    Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.

  6. Рефлексия (Слайд 18).
  7. 1. Что нового узнали на уроке?

    2. Чему научились?

    3. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.

  8. Д/з (Слайд 19): параграф 21, выполнить задание № 7 в рабочем листе составить кластер “Касты”, нарисовать рисунки для книги “Древняя Индия”.