Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Дать представление о структуре индийского общества и его кастах.
Задачи урока:
1. Обучающая: подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
2. Развивающие:
- продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах;
- продолжить работу над развитием коммуникативных умений учащихся:
- слушать и слышать;
- владение устной и письменной речью;
- выступление перед классом;
- установление контактов с людьми с целью выполнения задания.
3. Воспитательная: сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к кастовому делению общества в Древней Индии.
Оборудование урока
- Карта “Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э.- 3 тыс. н. э.”, учебник А. А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира, проектор, магнитно – маркерная дока, ноутбук, презентация (приложение 1), рабочий лист (по количеству учащихся) - (приложение 2).
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Сегодня на уроке, ребята, вы будите работать в рабочих листах (приложение № 2). Запись в рабочем листе даты урока.
Задание № 1. Написать “квазихудожественный” текст “Древняя Индия” (Слайд 2).
Учащимся предлагается ряд ключевых слов (Индия, Индостан, Индийский океан, Гималаи, Инд, Ганг, джунгли), связывая которые в логический ряд они сочиняют повествовательный сюжет. В результате в классе появляется ряд текстов, сходных по одним признакам и различных по другим.
Зачитываются 2 – 3 текста. Анализ текстов, работа по карте.
2). Игра “Да – нет - ка” (Слайд №3).
Вопросы для учащихся:
Индийцы были язычниками? (Да).
Главными занятиями жителей Индии было мореплавание и скотоводство? (Нет).
С любовью и почтением индийцы относились к корове? (Да).
Одним из главных богов был мудрый Ганеш? (Да).
Индийцы поклонялись кошке? (Нет).
Новая тема:
Вступительное слово учителя.
Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением, с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. И сегодня на уроки мы продолжаем наше знакомство со сказочной страной Индией и поговорим о неравенстве в индийском обществе, о разделении всех жителей Индии на варны, касты и отличительных особенностях этого деления. А также узнаем, какую роль в этом делении играла религия Индии.
Запись в рабочем листе темы урока (Слайд 4).
Цель урока (Слайд 5).
Задачи урока.
План урока (Слайд 6).
1. Миф о происхождении каст.
2. Брахманы и их роль в индийском обществе.
3. Воины.
4. Крестьяне.
5. Слуги.
6. “Неприкасаемые”.
- Миф о происхождении каст (рассказ учителя).
Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют “джати”, что означает “рождение”).
Задание № 2. Записать определение “касты”.
Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству (Слайд 7).
Переход из касты в касту был запрещен.
Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой – либо части тела бога Брахмы (Слайд 8).
1 каста (Слайд 9). Брахманы требовали к себе особого уважения, утверждая, что только они могут, узнать волю богов и воздействовать на них в нужную для людей сторону. Только брахманы обладали правом совершать важнейшие жертвоприношения, получая за это щедрую плату. Убийство брахмана считалось большим преступлением, чем убийство любого другого человека. Начиная, какое - нибудь новое дело брахманов приглашали в дом, чтобы они прочитали заклинания. Вот, например, заклинание при постройке дома:
Вот здесь стой прочно, о хижина,
Богатая конями, богатая коровами, богатая радостями,
Богатая силой, богатая жиром, богатая молоком!
Возвышайся на великую судьбу.
Вся жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество (рассказ о трех периодах).
- Учение начиналось с 7 лет;
- В 16 лет мальчику подыскивали жену;
- В старости брахманы могли уходить в отшельники.
Задание № 3. Записать определение “отшельник” (Слайд 10).
Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединенно.
2 каста (Слайд 11). Во вторую касту входили воины (цари, военачальники, царские дружинники), сражавшиеся на колесницах, слонах и в конном строю. Им доставалась большая часть военной добычи.
3 каста (Слайд 12). Крестьяне входили в самую многочисленную, третью касту. Они служили в царской пехоте, платили налоги, но участия в управлении не принимали.
4 каста (Слайд 13). Слуги – шудры (значение слова не выяснено) не рабы, но сравнительно с тремя высшими кастами были неполноправны: долгое время шудрам не позволяли заниматься земледелием, скотоводством и торговлей. Поэтому они часто нанимались носильщиками, погонщиками скота, нередко занимались ремеслом.
Задание № 4. Заполнить схему “Касты в Индии”.
2. “Неприкасаемые” (Слайд 14). Хуже всего приходилось тем из слуг, которых называли “неприкасаемые” (чтение текста с комментированием с. 101)
Вопросы (Слайд 15):
- Кого называли “неприкасаемыми”?
- Почему “неприкасаемых” не возмущало такое положение, в котором они находились?
- Буддизм.
- Рефлексия (Слайд 18).
- Д/з (Слайд 19): параграф 21, выполнить задание № 7 в рабочем листе составить кластер “Касты”, нарисовать рисунки для книги “Древняя Индия”.
(Религия призывала людей к покорности и смирению. Если человек покорится своей участи, то после смерти он может родиться воином, царем и даже брахманом).
Древнеиндийский мудрец Будда не придавал большого значения кастовым различиям. Это был основатель религии буддизма. Буддизм возник в Индии в VI в. до н.э. Будда учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
Задание № 5. Записать определение “буддизм”.
Буддизм – религия, возникшая в Древней Индии в 6–5 вв. до н. э. (Слайд 16).
Ученица рассказывает легенду о Будде.
Вопросы (Слайд 17):
1. Расскажите о взглядах Будды.
2. В чем отличие учения Будды от учения индийских брахманов?
Задание № 6. Найди и подчеркни ошибки в тексте.
Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили Сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из трёх каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук Брахмы, каста воинов – из уст, каста земледельцев – из бёдер, слуги – из запылённых ступней ног. Неравенство между кастами казалась индийцам противоестественным и не вечным. Но некоторые мудрецы не придавали большого значения кастовым различиям. Например, Будда учил, что главное – личные достоинства человека.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Чему научились?
3. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Выскажите своё мнение.