Урок руского языка во 2-м класе "Имя прилагательное"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме “Имя прилагательное”.

Задачи урока:

  • закрепить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи;
  • развивать умение точно употреблять имена прилагательные в речи;
  • расширять и обогащать словарный запас учащихся;

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы приветствуем гостей на уроке русского языка.

-А кто это мы? (дети, ученики, второклассники, одноклассники)

-Какие мы? (умные, добрые, весёлые, трудолюбивые, красивые и т.д.)

Вот мы и представились гостям.

II. Актуализация знаний.

Слова какой части речи помогли нам охарактеризовать себя? (имена существительные и прилагательные)

Прилагательное всегда дружит с существительным.Почему?

(существительное обозначает предмет, а прилагательное – его признак;

прилагательное зависит от существительного- стоит в таком же роде и числе, что и существительное с которым оно связано;

от существительного можно поставить вопрос к прилагательному).

Итак, обобщаем знания об имени прилагательном.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на

Вопросы какой? Какая? Какое? Изменяется по числам, а в единственном числе и по родам.

III.Формулировка темы урока.

Со словами какой части речи мы будем работать на уроке?

IV.Обобщение и закрепление знаний.

1 .Отгадайте, что это?

Чёрная?

Нет, красная.

А почему она белая?

Потому что зелёная. (смородина)

-В каком значении употребляется слово зелёная? (неспелая)

-Что обозначает слово красная? (сорт)

-В каком ещё значении можно употребить слово красная? (значении цвета)

-Охарактеризуйте слово красная.

Красная (смородина)- это прилагательное женского рода.

Смородина (какая?) красная – единственное число.

2.Запись слов по памяти.

Красный, багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, огненный.

-Что вы можете сказать об этих словах? (они имеют отношение к красному цвету; это оттенки красного цвета)

-Что ещё объединяет эти слова? (это слова-синонимы;прилагательные мужского рода;отвечают на вопрос какой?; в безударном положении окончания -ый -ий, под ударением –ой)

3.Что ещё вы знаете о слове красный? (в старину это слово имело значение красивый).

-Какие словосочетания можно составить со словом красный (в значении красивый)?

Девица (какая?) красная – ж.р., ед.ч.

Угол (какой?) красный –м.р., ед.ч. (передний угол в избе для дорогих гостей)

Солнышко (какое?) красное –ср.р., ед.ч. (красивое, доброе)

-Где нам встречаются эти словосочетания? (в сказках)

-А знаете ли вы пословицы, где встречаются словосочетания со словом красный (красивый)?

Красна птица пером, а человек умом.

Изба красна углами, обед-пирогами.

Красную речь-красно и слушать.

Красна речь пословицей.

Весна красна цветами, а осень снопами.

4. Наш язык и скромен, и богат

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Ну, а если скажешь ты “красиво”

Пред тобою встанет вся Россия.

-Какое ещё словосочетание со словом красная вы запишите, чтобы сразу мы могли вспомнить о

России? (Красная площадь).

-Как вы записали слово красная? (с заглавной буквы, это собственное имя).

-Где находится Красная площадь? (в столице)

-Откуда произошло слово столица?

Стлать ----- стол-----престол (место, где сидит на троне царь)---стольный (город, где

находится трон царя)---столица

Итак, столица России-Москва. А в столице Швеции- Стокгольме живет один герой. Прилагательные помогут вам определить кто он.

-Это маленький, толстенький, самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.

-Что вы знаете о Карлсоне? (живёт на крыше, дружит с Малышом, большой проказник).

-А появился он у Малыша в один из весенних вечеров. Описание этого вечера вы найдёте в учебнике упр.5

5.Работа с учебником.

-Прочитайте какой был вечер.

-Какие прилагательные помогли вам представить картину?

-Какие окончания нужно написать у прилагательных?

Вечер (какой?) ясный, весенний – ед.ч., м.р.

Занавески (какие?) белые – мн.ч.

С звёздами (какими?) маленькими, бледными

На небе (каком?) чистом, весеннем

-Запишите текст, выделите окончания прилагательных.

-Взаимопроверка.

-Последнее предложение разобрать по членам предложения.

Чистое небо

-Что значит чистое небо? (свободное, на нем ничего нет)

-А какие словосочетания можно составить с этими существительными?

Стакан

Руки

Совесть

-Как называются слова, имеющие несколько значений?

-Одно словосочетание лишнее. Какое? (чистый стакан)

-Почему? (остальные характеризуют человека)

-Какой это человек?

Честный (искренний)

Порядочный (честный, соответствующий принятым правила поведения)

Чистоплотный (содержащий себя в чистоте, порядочный)

-Значение этих слов.

-Что можно сказать об этих прилагательных?

6.Игра.

А теперь пришёл черёд сыграть в игру “Наоборот” (запись слов)

Бесчестный

Непорядочный

Бессовестный

Нечестный

-Что за слова мы записали? (антонимы)

V.Обобщение.

-В начале урока мы говорили о том, какие мы.

А какими мы должны быть?

Сегодня мы много говорили о прилагательных.Какова же их роль в нашей речи? (они украшают

Нашу речь, обогащают её, делают её разнообразной и эмоциональной).

-Спасибо за урок.