Цель урока: обобщение и систематизация изученного материала по теме “Имя прилагательное”.
Задачи урока:
- закрепить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи;
- развивать умение точно употреблять имена прилагательные в речи;
- расширять и обогащать словарный запас учащихся;
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы приветствуем гостей на уроке русского языка.
-А кто это мы? (дети, ученики, второклассники, одноклассники)
-Какие мы? (умные, добрые, весёлые, трудолюбивые, красивые и т.д.)
Вот мы и представились гостям.
II. Актуализация знаний.
Слова какой части речи помогли нам охарактеризовать себя? (имена существительные и прилагательные)
Прилагательное всегда дружит с существительным.Почему?
(существительное обозначает предмет, а прилагательное – его признак;
прилагательное зависит от существительного- стоит в таком же роде и числе, что и существительное с которым оно связано;
от существительного можно поставить вопрос к прилагательному).
Итак, обобщаем знания об имени прилагательном.
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на
Вопросы какой? Какая? Какое? Изменяется по числам, а в единственном числе и по родам.
III.Формулировка темы урока.
Со словами какой части речи мы будем работать на уроке?
IV.Обобщение и закрепление знаний.
1 .Отгадайте, что это?
Чёрная?
Нет, красная.
А почему она белая?
Потому что зелёная. (смородина)
-В каком значении употребляется слово зелёная? (неспелая)
-Что обозначает слово красная? (сорт)
-В каком ещё значении можно употребить слово красная? (значении цвета)
-Охарактеризуйте слово красная.
Красная (смородина)- это прилагательное женского рода.
Смородина (какая?) красная – единственное число.
2.Запись слов по памяти.
Красный, багровый, багряный, алый, пунцовый, пурпурный, огненный.
-Что вы можете сказать об этих словах? (они имеют отношение к красному цвету; это оттенки красного цвета)
-Что ещё объединяет эти слова? (это слова-синонимы;прилагательные мужского рода;отвечают на вопрос какой?; в безударном положении окончания -ый -ий, под ударением –ой)
3.Что ещё вы знаете о слове красный? (в старину это слово имело значение красивый).
-Какие словосочетания можно составить со словом красный (в значении красивый)?
Девица (какая?) красная – ж.р., ед.ч.
Угол (какой?) красный –м.р., ед.ч. (передний угол в избе для дорогих гостей)
Солнышко (какое?) красное –ср.р., ед.ч. (красивое, доброе)
-Где нам встречаются эти словосочетания? (в сказках)
-А знаете ли вы пословицы, где встречаются словосочетания со словом красный (красивый)?
Красна птица пером, а человек умом.
Изба красна углами, обед-пирогами.
Красную речь-красно и слушать.
Красна речь пословицей.
Весна красна цветами, а осень снопами.
4. Наш язык и скромен, и богат
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Ну, а если скажешь ты “красиво”
Пред тобою встанет вся Россия.
-Какое ещё словосочетание со словом красная вы запишите, чтобы сразу мы могли вспомнить о
России? (Красная площадь).
-Как вы записали слово красная? (с заглавной буквы, это собственное имя).
-Где находится Красная площадь? (в столице)
-Откуда произошло слово столица?
Стлать ----- стол-----престол (место, где сидит на троне царь)---стольный (город, где
находится трон царя)---столица
Итак, столица России-Москва. А в столице Швеции- Стокгольме живет один герой. Прилагательные помогут вам определить кто он.
-Это маленький, толстенький, самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.
-Что вы знаете о Карлсоне? (живёт на крыше, дружит с Малышом, большой проказник).
-А появился он у Малыша в один из весенних вечеров. Описание этого вечера вы найдёте в учебнике упр.5
5.Работа с учебником.
-Прочитайте какой был вечер.
-Какие прилагательные помогли вам представить картину?
-Какие окончания нужно написать у прилагательных?
Вечер (какой?) ясный, весенний – ед.ч., м.р.
Занавески (какие?) белые – мн.ч.
С звёздами (какими?) маленькими, бледными
На небе (каком?) чистом, весеннем
-Запишите текст, выделите окончания прилагательных.
-Взаимопроверка.
-Последнее предложение разобрать по членам предложения.
Чистое небо
-Что значит чистое небо? (свободное, на нем ничего нет)
-А какие словосочетания можно составить с этими существительными?
Стакан
Руки
Совесть
-Как называются слова, имеющие несколько значений?
-Одно словосочетание лишнее. Какое? (чистый стакан)
-Почему? (остальные характеризуют человека)
-Какой это человек?
Честный (искренний)
Порядочный (честный, соответствующий принятым правила поведения)
Чистоплотный (содержащий себя в чистоте, порядочный)
-Значение этих слов.
-Что можно сказать об этих прилагательных?
6.Игра.
А теперь пришёл черёд сыграть в игру “Наоборот” (запись слов)
Бесчестный
Непорядочный
Бессовестный
Нечестный
-Что за слова мы записали? (антонимы)
V.Обобщение.
-В начале урока мы говорили о том, какие мы.
А какими мы должны быть?
Сегодня мы много говорили о прилагательных.Какова же их роль в нашей речи? (они украшают
Нашу речь, обогащают её, делают её разнообразной и эмоциональной).
-Спасибо за урок.