Формирование познавательного отношения к миру средствами народной педагогики

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира, закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям, Родине. Каким должно быть это отношение?

– Познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, “я хочу их узнать и разгадать”.

– Бережным – мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, “я хочу защитить мой мир”.

– Созидательным – мир так прекрасен, “я хочу сохранить и приумножить эту красоту”.

Это отношение строится на эмоционально – чувственном восприятии явлений природы, усвоении элементарных экологических знаний и непосредственном практическом воздействии с растениями и животными.

Наш детский сад уже несколько лет с успехом использует программу С.Н.Николаевой “Юный эколог” и парциальную программу по патриотическому воспитанию “Наследие” Е.В.Соловьевой, Л.И.Царенко. В процессе работы над “Основной образовательной программой ДОУ”, построенной на основе федеральных государственных требований, мы обратили внимание на общность задач экологического и патриотического воспитания, а именно:

– дать детям представление о природе родного края;

– расширять представления о многообразии растительного и животного мира.

В решении данных задач мы с успехом используем народную педагогику.

Каким же образом познавательное отношение к миру может опираться на народную педагогику?

Исследователи народной педагогики К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Ученые Г.Н.Волков, А.Э.Измайлов, Г.С.Виноградов и др. подчеркивали необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, выраженных в идеях и мыслях памятников народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, преданиях и др. Основными факторами народной педагогики являются: природа, игра, слово, общение, традиции и др.

Что же относится к средствам народной педагогики, и что мы использовали в экологическом воспитании детей?

Наиболее полно народная педагогика воплотилась в устном народном творчестве (сказки, пословицы, поговорки, загадки, приметы, потешки), в обычаях и обрядах (крестины, календарные праздники, новоселье). В устном народном творчестве эмоционально – ярко, широко раскрыты представления о явлениях природы, о взаимосвязях человека с растительным и животным миром. Например, пословицы – это “цвет народного ума”, “это не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра” (В.И.Даль). В пословице заключена народная оценка жизни, отражены наблюдения (“На всякую болезнь зелье вырастает, и собака знает, что травой лечатся”). Богатым источником информации о приметах каждого дня, мудрости наших предков является “Народный календарь”, позволивший познакомить детей с жизнью русского крестьянства. Сведения о народной культуре органично включаются в процессы познавательных занятий, изобразительной деятельности, сообщаются в повседневной жизни (наблюдения, игры, прогулки и т.д.), на основе Народного календаря нами разработаны сенсорные праздники “Лупа – брусничник”, “Наталья Овсяница” и мн. др. Одно из праздничных действ – хоровод, целиком связано с природой, т.к. проходит это действо среди природы, объединяет в единую замкнутую цепочку всех участников, обеспечивая со-действие, со-радование не только друг с другом, но и с природой. Значимой чертой русской народной педагогики является оптимизм и жизнерадостность, которые побуждают к воспитанию в детях качеств, помогающих человеку выжить в трудных условиях, верить в лучшее, стремиться к нему. Именно это имеет принципиальное значение для экологического воспитания. Народные сказки не преследуют специальной цели воспитания у детей любви к природе. Но, если они включают в себя какое – либо “природное” содержание, их можно использовать для познания природы. Так, например, в младшем возрасте можно использовать сказки “Репка”, “Курочка Ряба”, “Пошел козел на базар” и др. Воспитатель неоднократно рассказывает, инсценирует с помощью игрушек, настольного театра. Главные персонажи: Бабка и Дедка. Дед вырастил большую репу, но в его огороде растут и другие овощи, поэтому Дед приходит в гости с корзиной каких – либо овощей, чтобы показать детям, попробовать их. Бабка рассказывает, что в ее хозяйстве живет не только курочка, но и другие домашние животные. Иначе говоря, незатейливые сюжеты и персонажи народных сказок позволяют решать экологические задачи. Некоторые сказки можно напрямую включать в работу по ознакомлению с домашними животными. Авторская сказка в экологическом воспитании относительно новое явление: она по сути своей противоположна природной действительности, в ней “невозможное – возможно”, происходят нереальные события, чудесные превращения. В природе, наоборот, все взаимосвязано, для нее характерно течение в определенном русле и строгая закономерность явлений. Но сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрацией в книге или с театрализацией, оказывает большое влияние на эмоции дошкольников. Именно поэтому подобранная по содержанию сказка является хорошим дополнением к наблюдениям за природой. Это хорошо чувствовали маститые детские писатели, создававшие замечательные сказки о природе. Например: сказка С.Маршака “Двенадцать месяцев” повествует о непреложном законе смены времен года: о различных состояниях неживой природы, создающей то дефицит (осень, зима), то избыток (весна, лето) благоприятных условий для жизни всего лесного сообщества. И никакое желание юной королевы не может изменить этот закон природы! Сказку Н.Павловой “Под кустом” можно прочитать ранней весной после наблюдений за первыми растениями. Сказки Б.Заходера “Серая звездочка”, “Про всех на свете” дают понять: в природе нет некрасивых существ, каждое из них ценно по-своему, занимает свою определенную нишу – надо видеть красоту каждого и любить всех. Литературное творчество В.Бианки исследователи называют самоучителем любви к природе. В работе с детьми старшего дошкольного возраста представления о природе связываем с мифами, легендами.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра, являющаяся основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Народная игра доставляет радость, позволяет на высоком эмоциональном уровне получить представления о мире, взаимоотношениях. Игра дает ребенку возможность на основе собственной деятельности стать не только активным слушателем, но и активным исполнителем.

Одним из вариантов методического обеспечения данной проблемы является технология, сочетающая в себе традиционные мероприятия по ознакомлению детей с природой (циклы наблюдений и занятий, создание и поддержание условий жизни для обитателей уголка природы и др.), с различными формами, сложившимися в русской народной педагогике. Сочетание экологического воспитания и народной педагогики должно носить упорядоченный характер, т.е. охватывать развивающую среду, а также содержание и формы работы с детьми. Для более качественного решения поставленной задачи применяем предметную этно-среду, которую используем в работе по патриотическому воспитанию, а именно: предметы русской культуры, народного искусства, костюмы, детский фольклор, народную игрушку. Предметы и обстановка этно-среды позволяют связать фольклорное содержание с эколого – педагогическим процессом во всех возрастных группах т.к. несут в себе радость от взаимодействия человека с природой, от красоты предметов старины, легко вписываются в систему экологического воспитания.

Сложившаяся система работы по воспитанию познавательного отношения к миру охватывает все стороны педагогического процесса – содержание, методы, технологии, управление. Практика показывает возможность успешной реализации этой системы. Но целостность и стабильность данной системы не исключает возможность вариативности в ее использовании. Наиболее подвижным, изменяемым компонентом является технология, понимаемая как совокупность спланированных на весь учебный год взаимосвязанных мероприятий, т.е. различных форм познания детьми той или другой возрастной группы природы и взаимодействия с ней, окружающей действительности. Она создает условия для творчества воспитателя, позволяет учитывать особенности детей, в том числе психологические, социальные и природные условия. В результате включения в познавательную деятельность методов и приемов народной педагогики дети познают окружающий мир (мир предметов и вещей, мир отношений и свой внутренний мир), любят экспериментировать, способны самостоятельно действовать в различных жизненных ситуациях, эмоционально отзывчивы. Взаимосвязь и стабильность всех компонентов системы – оптимальное условие для формирования у детей первичного образа мира, позитивного отношения к природе, к “рукотворному миру”, к себе и окружающим людям.

Литература:

  • Афанасьев А.Н. Народные праздники//Древо жизни. М., 1982.
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. М., ТЦ “Учитель”, 2002 г.
  • Грушко Е., Медведев Ю. Энциклопедия славянской мифологии. М., “Просвещение”, 2000 г.
  • Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И., Соловьева Е.В. Радуга. Программа воспитания и обучения детей в детском саду/ М., “Просвещение”, 2000 г.
  • Кондрашова Д. Элементы экологической программы. М., “Просвещение”, 2000г.
  • Миронов В.А. Двенадцать месяцев года. М., ТЦ “Сфера”, 1991 г.
  • Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., “Новая школа”, 1993 г.
  • Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду”, М., “Мозаика – Синтез”, 1999 г.
  • Новицкая М.Ю., Е.В.Соловьева Наследие. Программа и руководство для воспитателей детских садов по патриотическому воспитанию и введению детей в традиционную отечественную культуру. Мурманск, 1998 г.
  • Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М., “Правда”, 1989 г.
  • Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду: конспекты занятий, сценарии праздников / Владимирский областной институт усовершенствования учителей. Владимир, 1995 г.