Родительское собрание "Права ребенка – обязанности родителей"

Разделы: Работа с родителями


Цели собрания: Познакомить родителей с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка. Повысить компетентность родителей в решении проблем подросткового возраста. Дать установку на главенствующую роль семьи в воспитании и развитии человека, на ценность семьи для подростка.

Задачи: Довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания детей принадлежит им; пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными сведениями; оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.

Оборудование: Проектор, презентациябуклет.

Ход собрания

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о воспитании детей в семье и школе, о наших правах и обязанностях. Андрей Дементьев сказал: “Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права”. Я приглашаю вас к диалогу.

XXI век — Век ребенка. 

20 ноября — Всемирный день прав ребенка.

10 декабря — День прав человека.

Сейчас много говорят о правах ребенка, мы поговорим о правах родителей. Право родителей на воспитание своих детей отражено в Семейном кодексе РФ (ст. 63 и 64), где говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. По закону не только можно, но и обязаны это делать. 38 статья Конституции гласит: "Забота о детях, их воспитание – равно право и обязанность родителей.” Права ребенка отражены в документе, который называется Конвенцией о правах ребенка. Это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право.

В этом году наша страна отметила 20-летие подписания Конвенции.

Дети имеют право на личное имя, на проживание с мамой и папой в семье, на физическую неприкосновенность, оказание медицинской помощи, обучение на родном языке, на питание, на собственное мнение и возможность его высказывать…

Уважаемые родители, каждый человек ,конечно, имеет свои права, но пользоваться ими может не нарушая прав другого человека. Уважать права других людей – обязанность каждого человека.

Раздаются родителям ситуации и дается время на обсуждение.

Ситуация 1.

Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын. А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ситуация 2.

Ученик Петров бегал по классу на уроке. На замечание учителя ответил: “ Ну и что? Я имею право на свободу перемещения.”

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ситуация 3.

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей.

Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

Ситуация 4.

В нашем кинотеатре идут фильмы о любви, а детям до 16 лет смотреть нельзя.

Нарушаются ли права ребенка на получение информации?

Ситуация 5.

Школьный совет принял решение, чтобы все ходили в школьной форме. А вы против.

Нарушаются ли права ребенка?

Ситуация 6.

Ежедневно, вы видите, что ваш сосед избивает своего ребенка, за какие – то шалости.

Нарушаются ли права ребенка?

Родители отвечают на вопросы.

Все труднее в последнее время найти общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях не идут советоваться с учителями по поводу возникающих проблем, и не ходят на родительские собрания. А ведь действия наши должны быть едины, так как цель мы преследуем одну – сделать так, чтобы воспитание, обучение ребенка было успешным.

Давайте вспомним основные функции семьи и школы. Школа – это институт социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. По сути дела, у наших с вами детей происходит своего рода репетиция дальнейшей взрослой жизни.

Воспитание детей в семье – это обучение их умению обходиться без родителей. Мы же с вами часто даже не советуемся с ребенком, как он сам хочет разрешить ту или иную ситуацию, не раздумывая, иногда сгоряча, совершаем действия, которые влекут за собой необратимые последствия. Иногда эти последствия влекут за собой правонарушения наших детей.

Я предоставляю слово инспектору по делам несовершеннолетних.

Уважаемые родители, часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями? Сейчас мы проведем тестирование, которое выявит, какой вы родитель. Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

ТЕСТ

  1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
  2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
  3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
  4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
  5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
  6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
  7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
  8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
  9. Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?
  10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"

За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" – 1 и за отрицательный – 0.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее подумайте, можно ли еще кое-что улучшить?

Мы много с вами сегодня говорили о наших правах и обязанностях, о том, что должны развивать в наших детях чувство ответственности, и начинать, конечно же, с самих себя. Давайте прислушаемся к словам В.Г.Белинского: “На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…”.

Берегите детей, берегите
Злые чары от них отводите, 
Счастье, радость, заботу дарите – 
Берегите!
Берегите детей, берегите:
Их жалейте, лелейте, любите
И любить их других научите – 
Берегите!
Берегите детей, берегите:
От невзгод и потерь их храните, 
Их печали себе заберите – 
Берегите!

В.Н. Максимочкина

– Как помочь ребенку? Как уберечь его, если он уже подросток… Самое печальное то, что семья по разным причинам самоустраняется от воспитания детей. Забыта истина: Родитель – педагогическая профессия. Сегодня налицо кризис российской семьи.

Факты:

  • Появление бездетных молодежных семей.
  • Рост количества неполных семей.
  • Появление нетрадиционных видов семей.
  • Ухудшение здоровья членов семьи не только пожилых, но и молодых.
  • Изменение традиционных ролей членов семьи, особенно женщины.

Семья – сложная многофункциональная система. Она выполняет целый ряд функций:

а) Экономическая (ведение общего хозяйства, экономическая поддержка других членов семьи в период их нетрудоспособности).
б) Хозяйственно-бытовая (создание быта обустройство жилища, материальное обеспечение).
в) Психологическая (семья защищает своих членов от экстремальных, стрессовых ситуаций, проявляет соучастие, сопереживание).
г) Репродуктивная
д) Воспитательная (отвечает за интеллектуальное, физическое, психическое развитие растущего в ней ребенка).

Семья формирует черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение.

“Тот отец, кто воспитал, а не тот , кто родил” (Менандр)

“Не та мать, что родила, а та, которая воспитала” (Русская пословица)

Условия успешного воспитания:

  1. Единство требований в семье, в школе.
  2. Наличие авторитета родителей. (Не путать с авторитетом подкупа – ложный – и авторитарностью)
  3. Разумность любви.
  4. “Сынишка” Андрей Багинский

    Громче оркестра, резвее мартышки -
    Вот вам портрет моего шалунишки.
    Помню, когда я командовал взводом,
    Мне было легче с армейским народом.

    Сын обожает ночные ученья:
    "Дайте воды, принесите печенья!"
    Просьбы, канючки, приказы – лавиной,
    А ведь ему нет и двух с половиной.
     
    Чуть возразишь этой маленькой крошке,
    Щеки мои он захватит в ладошки,
    Хитренько спросит: "А ты меня любишь?" -
    Тут уж, конечно, его приголубишь.

    День пролетел, на другие похожий.
    Ночью подводим итоги – и что же:
    Утром с балкона он выбросил веник,
    Днём в молоко пересыпал пельмени,

    Вечером поздно на мне покатался,
    А перед сном полчаса укрывался.
    Возле кроватки сидеть приказал...
    Спит себе маленький мой генерал.

    Строгость и любовь – 50 x 50!

  5. Традиции в семье.
  6. Учет особенностей пола ребенка.
  7. Правильное наказание и поощрение. (Безнаказанность!)
  8. Наличие благоприятного психологического климата.

При наличии этих 7 золотых зерен не произойдет такое: (Сценка, снятая на видео, в исполнении детей “В автобусе”)

Сценка “В автобусе”

Действие происходит в автобусе. Рядом с молодой женщиной сидит ребенок лет четырех. Напротив сидит женщина в белой юбке. Около них стоит молодой человек, настоящий хиппи: на голове — “ирокез”, одет в кожаную куртку с многочисленными кнопками и цепями и смачно жует жвачку, надувая пузыри. Мамаша не обращает внимания на то, что ее ребенок постоянно вертится и целенаправленно пачкает ногами сидящую напротив женщину. Наконец, последняя не выдерживает и возмущается:
— Женщина! Ваш ребенок пачкает мою одежду, успокойте его.
— Я воспитываю своего сына по японской системе, согласно которой ребенка нельзя ругать и наказывать до пяти лет, а можно только хвалить, — ответила та и обратилась к малышу, — хороший мой мальчик.
Тут молодой человек с “ирокезом” достает изо рта жвачку и приклеивает ее на лоб мамаше со словами:
— Меня тоже до пяти лет воспитывали по японской системе.

А.С. Макаренко: “Хорошее воспитание детей – это Ваша счастливая старость. Плохое – это Ваше горе, ваши слезы”.

Вам небезразлично, какие чувства вызывает родной дом, семья у ваших детей: радость, слезы, раздражение, боязнь.

Результаты анкеты.

  1. Семья – это…
  2. Радость в моей семье – это …
  3. Горе моей семьи – это …
  4. Вдали от родного дома я буду вспоминать…
  5. Из традиции моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…
  6. Мне хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…
  7. Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это …
  8. Больше всего мои родители боятся, что …

– Как сохранить любовь детей к себе?

Максимально пользоваться правами и максимально исполнять свои обязанности. Жить, любя, храня те 7 золотых зерен семейного счастья. Быть примером для самых дорогих людей на земле – наших детей.

Стихотворение в исполнении детей (видео)

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха, поймут все без труда.
Слова порой запутаны, пример же никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии– вот лучшая из школ.
И если все мне показать, – я выучу урок.
Понятней мне движенье рук, чем быстрый слов поток.
Должно быть, можно верить и мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь, – по правде или нет.

И в память о нашей встрече по правам и обязанностям родителей, примите, пожалуйста вот эти буклеты. (Памятка-буклет)

Тема следующего собрания “Любовь и влюбленность”. Проведем его вместе с детьми.

Приложение