Занятие "Полет на планету Марс". Математическое развитие дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. “Математика приводит в порядок ум”, то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.

Организация совместной деятельности, направленной на математическое развитие дошкольника, которая проходит в игровом и поисковом режиме, делает процесс формирования интереса к математике и соответственно математических навыков наиболее успешным. А систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.

Свои занятия я, чаще всего, придумываю сама. Ведь кто – как не я знаю интересы своих детей. Одно из таких занятий, разработанных мной, хотелось бы представить для педагогов с целью обогащения педагогического опыта.

“ПОЛЕТ НА ПЛАНЕТУ МАРС”

/ Математическое развитие дошкольников

Конспект занятия./

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Развивать логическое мышление и зрительную память; умение целенаправленно мыслить, сравнивать и находить в ряду общую закономерность.
  2. Закрепить прямой и обратный счет, знание геометрических фигур и форм.
  3. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;
  4. Внимательно выполнять указания взрослого.
  5. Развивать творческое мышление – воображение.
  6. Уточнить представления детей о космосе, развивать речь детей.
  7. Воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

МАТЕРИАЛ:

  • демонстрационный: геометрические формы / куб, конус, призма /;
  • гимнастические палки / по 8 на каждую команду /;
  • д/и “Собери по схеме”;
  • “звездные камушки”.

Раздаточный материал:

  • “наборная” доска, карточки с д/и “Дорисуй”;
  • карточки – “найди закономерность и продолжи ее”;
  • – “метод зеркального отражения”;
  • лабиринт;
  • д/и “Колумбово яйцо”;
  • книжки-раскраски в подарок детям.

Музыкальный репертуар:

  • “Лунная соната” В. Бетховен;
  • песня из м/ф “Тили-мили-трямдия”. – “Облака”;
  • песня о космосе.

1.

В. – Ребята, сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы с вами отправимся путешествовать. А на каком транспорте люди обычно путешествуют? / Ответы детей. /

Отправиться в путешествие на теплоходе – это хорошо?...

А чем плохо?

Д/И “Хорошо – плохо.” (ТРИЗ)

В. – А если бы мы отправились в космос, то на чем бы мы туда полетели? Давайте пофантазируем. Вспомните русские народные сказки. / Ответы детей./

/ Из-за ширмы раздаются вздохи. Появляются инопланетянин./

В. – Ребята, кто это так тяжело вздыхает? Здравствуйте, Вы кто?

И. – Я инопланетянин Кеша, прилетел к вам с чудесной планеты Марс. Беда у нас случилась. Все люди на нашей планете были добрые, друг другу помогали, дружно жили. Но вот однажды прилетела к нам с вашей планеты, с Земли, Баба-Яга, на ступе! Теперь нам ни днем, ни ночью покоя нет. Все-то она ходит ругается, командует всеми, ссорит всех между собой. Роботов-помощников на запчасти разобрала. А улетать от нас и не собирается. Если она еще, хоть немного у нас пробудет, если еще на немного времени останется на нашей планете… Что будет! Ой, что будет! Вот и прилетел к Вам на Землю за помощью. Помогите, уговорите Бабу-Ягу вернуться на Землю, в сказку.

В. – Ну как, ребята, поможем?... Возвращайся, Кеша, к себе, мы прилетим к Вам, на Марс, на помощь.

И. – Спасибо! / Уходит./

2.

В. – Ребята, почему людей тянет в космос? Зачем люди стремятся полететь к другим планетам? Вот и Баба-Яга туда же! Разве на Земле плохо? Человек начал заглядываться на небо и размышлять о нем еще в глубокой древности. И сначала в космос проникла лишь человеческая мысль, а потом взлетел туда и сам человек. Кто был первым космонавтом? Вот и мы решили лететь на помощь к планете Марс. Но чтобы полететь, что мы должны вначале построить? /Ракету./ А построим мы ее из этого строителя – модуля. Какие геометрические формы понадобятся нам для постройки? /Куб, призма, конус./

/Дети выполняют постройку./

Ну, вот. Ракета готова. Возьмитесь все за руки и передайте друг другу теплоту ваших сердец, пожелайте мысленно удачи!

/Песня “Полет в космос”/

Приглашаю детей за столы.

3.

В. – Ракета готова. Теперь надо нарисовать траекторию полета от планеты Земля до планеты Марс. Прочертите кривую, соедините эти две планеты. А теперь в самом начале напечатайте: 1 треугольник, 1 квадрат, и 2 круга и снова 1 треугольник. Продолжите цепочку геометрических фигур по всей траектории полета. Будьте внимательны, не допустите ошибку.

А сейчас опять пофантазируем, подумаем. Если мы летим на планету Марс, как называют людей, живущих на этой планете? Марсиане. А как можно назвать Людей, живущих на Земле? Земляне.

Посмотрите на карточку. Вы видите здесь только половину марсианина. Внимательно рассмотрите ее и дорисуйте вторую половину. Какой интересный получился инопланетянин.

Ракета у нас есть, траекторию полета мы построили. Теперь надо поднять ракету в воздух. Возьмите пульт управления полетом и выполняйте все мои команды:

– Нажмите на третью кнопку справа в верхнем ряду. Какого она цвета?

Д/И “Найдите нужную кнопку.”

Начинаем отсчет: 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5– 4 – 3 – 2 – 1 – ПУСК!

/Звучит музыка./

Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в ракете, в космическом скафандре. Вот ракета зашумела, все громче и громче. Потом оглушительно взревела, шевельнулась и плавно пошла вверх. Земля за окном стала проваливаться вниз. Стрелка приборной доске показывает высоту: 1 м, 2 м, 39 м….

Мы с вами звездные путешественники. Сколько звезд во вселенной! Как снежинки сверкают звезды. Их не счесть! А наш космический корабль, огромный, как целый город, летел и летел в это время к далекой к далекой звезде.

Но что это впереди? Что-то белое, огромное. Сейчас произойдет столкновение! Страшно! Нет, не беспокойтесь, это же облака. И нет никакого удара. Почему?... Облака мягкие, как дым. Они обступили нас кругом. И каждое кого-то или что-то напоминает. На что похожи облака?

Д/И “Дорисуй”

Вот и конечная цель пути. Мы подлетаем к планете Марс. Приготовьтесь, сейчас будет посадка.

4.

В. – Приземлились. Давайте спустимся на планету. А где же наш знакомый марсианин Кеша? Давайте его позовем. Кеша!

/Появляется Баба-Яга./

Б. –  Я. – Кто это тут расшумелся. Было на моей планете тихо, а тут шум да гам. Кто мне спать мешает?

В. – Баба-Яга, не ругайся, это мы, Земляне, прилетели. Здравствуйте.

– А, пожаловали. А я-то думаю, куда это Кеша летал? А он за вами, значит, летал.

– Да, Баба-Яга, он у нас помощи попросил, вот мы и прилетели. Баба-Яга, как ты сюда попала, ты ведь в сказках земных живешь?

– А мне сказки, пока возьмут да прочитают./Уныло./ А здесь я – хозяйка! Все меня слушаются. Я тут, этих Марсиан, всех перессорила. Красотища-то! Все вокруг теперь только и делают, что ругаются друг с другом.

– Ай-яй-яй! Баба-Яга, так нельзя поступать. Правда, ребята? Как надо относится друг к другу? /Жить дружно, помогать другим, уважать…/

– Ишь, чего удумали! Вот я вас сейчас метлой-то погоняю! Помогать!

– Подожди. Баба-Яга. Давай мы с тобой так договоримся: ты нам дашь задание, и если мы его выполним – ты вернешься на Землю, в сказку.

– Задание…, тогда не одно, а целых три. Все равно я по лесу русскому соскучилась – сказочному лесу. Да, Кощеюшку давно не видела… Ладно, договорилась. Только сначала разделитесь на 2 команды.

Вот вам мое первое задание, Здесь внизу схоронено. Надо собрать по схеме роботов из разрезанных деталей. Кто справится первым, тому я вручу звездные камушки. Победит та команда, которая наберет больше камушков.

1/ Д/И “Собери по схеме.”

2/ Задание – головоломки с гимнастическими палками:

а/ из 5 палок постройте трапецию;

б / разделите ее на 2 четырехугольника;

в/ теперь все это разделите на 4 треугольника.

3/ Сосчитайте, сколько геометрических фигур спряталось в этой головоломке?

– Получилась ничья! Выполнили мы твои задания – выполни и ты свое обещание.

– Хорошо, полечу домой. Но вы меня еще вспомните! Прощайте!

/Появляется Кеша./

5.

К. – Спасибо, вам, ребята, помогли от Бабы-Яги избавиться. Только как вы с таким трудными заданиями справились?

В. – А мы, Кеша, за дело дружно взялись, а вместе и самые трудные задачи выполнять легче. Ребята, пора и нам домой возвращаться… Но что это? Ракета исчезла, а вместе с ней исчезла и карта траектории полета. Как же мы теперь домой попадем?

К. – Не расстраивайтесь, я вам нашу карту полета до Земли дам. Только она зашифрована. Вот, возьмите.

К. – Спасибо тебе, Кеша. Ребята, надо разгадать этот лабиринт. Ну вот и все, а ракету мы снова посмотрим.

Д/И “Колумбово яйцо”

Ребята, я предлагаю на память о нас подарить Марсианам рисунок нашего солнышка.

/Нетрадиционный метод рисования./

К. – Спасибо вам, ребята, большое. А я в благодарность дарю вам книжки-раскраски. Счастливого вам полета!

В. – Возьмитесь все за руки и начнем отсчет: 1 – ПУСК!

/Звучит песня “Облака”/

Вот мы и дома. Всем спасибо за интересное путешествие в космос.