Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. “Математика приводит в порядок ум”, то есть наилучшим образом формирует приёмы мыслительной деятельности и качества ума. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.
Организация совместной деятельности, направленной на математическое развитие дошкольника, которая проходит в игровом и поисковом режиме, делает процесс формирования интереса к математике и соответственно математических навыков наиболее успешным. А систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Свои занятия я, чаще всего, придумываю сама. Ведь кто – как не я знаю интересы своих детей. Одно из таких занятий, разработанных мной, хотелось бы представить для педагогов с целью обогащения педагогического опыта.
“ПОЛЕТ НА ПЛАНЕТУ МАРС”
/ Математическое развитие дошкольников
Конспект занятия./
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Развивать логическое мышление и зрительную память; умение целенаправленно мыслить, сравнивать и находить в ряду общую закономерность.
- Закрепить прямой и обратный счет, знание геометрических фигур и форм.
- Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги;
- Внимательно выполнять указания взрослого.
- Развивать творческое мышление – воображение.
- Уточнить представления детей о космосе, развивать речь детей.
- Воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.
МАТЕРИАЛ:
- демонстрационный: геометрические формы / куб, конус, призма /;
- гимнастические палки / по 8 на каждую команду /;
- д/и “Собери по схеме”;
- “звездные камушки”.
Раздаточный материал:
- “наборная” доска, карточки с д/и “Дорисуй”;
- карточки – “найди закономерность и продолжи ее”;
- – “метод зеркального отражения”;
- лабиринт;
- д/и “Колумбово яйцо”;
- книжки-раскраски в подарок детям.
Музыкальный репертуар:
- “Лунная соната” В. Бетховен;
- песня из м/ф “Тили-мили-трямдия”. – “Облака”;
- песня о космосе.
В. – Ребята, сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы с вами отправимся путешествовать. А на каком транспорте люди обычно путешествуют? / Ответы детей. /
Отправиться в путешествие на теплоходе – это хорошо?...
А чем плохо?
Д/И “Хорошо – плохо.” (ТРИЗ)
В. – А если бы мы отправились в космос, то на чем бы мы туда полетели? Давайте пофантазируем. Вспомните русские народные сказки. / Ответы детей./
/ Из-за ширмы раздаются вздохи. Появляются инопланетянин./
В. – Ребята, кто это так тяжело вздыхает? Здравствуйте, Вы кто?
И. – Я инопланетянин Кеша, прилетел к вам с чудесной планеты Марс. Беда у нас случилась. Все люди на нашей планете были добрые, друг другу помогали, дружно жили. Но вот однажды прилетела к нам с вашей планеты, с Земли, Баба-Яга, на ступе! Теперь нам ни днем, ни ночью покоя нет. Все-то она ходит ругается, командует всеми, ссорит всех между собой. Роботов-помощников на запчасти разобрала. А улетать от нас и не собирается. Если она еще, хоть немного у нас пробудет, если еще на немного времени останется на нашей планете… Что будет! Ой, что будет! Вот и прилетел к Вам на Землю за помощью. Помогите, уговорите Бабу-Ягу вернуться на Землю, в сказку.
В. – Ну как, ребята, поможем?... Возвращайся, Кеша, к себе, мы прилетим к Вам, на Марс, на помощь.
И. – Спасибо! / Уходит./
2.
В. – Ребята, почему людей тянет в космос? Зачем люди стремятся полететь к другим планетам? Вот и Баба-Яга туда же! Разве на Земле плохо? Человек начал заглядываться на небо и размышлять о нем еще в глубокой древности. И сначала в космос проникла лишь человеческая мысль, а потом взлетел туда и сам человек. Кто был первым космонавтом? Вот и мы решили лететь на помощь к планете Марс. Но чтобы полететь, что мы должны вначале построить? /Ракету./ А построим мы ее из этого строителя – модуля. Какие геометрические формы понадобятся нам для постройки? /Куб, призма, конус./
/Дети выполняют постройку./
Ну, вот. Ракета готова. Возьмитесь все за руки и передайте друг другу теплоту ваших сердец, пожелайте мысленно удачи!
/Песня “Полет в космос”/
Приглашаю детей за столы.
3.
В. – Ракета готова. Теперь надо нарисовать траекторию полета от планеты Земля до планеты Марс. Прочертите кривую, соедините эти две планеты. А теперь в самом начале напечатайте: 1 треугольник, 1 квадрат, и 2 круга и снова 1 треугольник. Продолжите цепочку геометрических фигур по всей траектории полета. Будьте внимательны, не допустите ошибку.
А сейчас опять пофантазируем, подумаем. Если мы летим на планету Марс, как называют людей, живущих на этой планете? Марсиане. А как можно назвать Людей, живущих на Земле? Земляне.
Посмотрите на карточку. Вы видите здесь только половину марсианина. Внимательно рассмотрите ее и дорисуйте вторую половину. Какой интересный получился инопланетянин.
Ракета у нас есть, траекторию полета мы построили. Теперь надо поднять ракету в воздух. Возьмите пульт управления полетом и выполняйте все мои команды:
– Нажмите на третью кнопку справа в верхнем ряду. Какого она цвета?
Д/И “Найдите нужную кнопку.”
Начинаем отсчет: 10 – 9 – 8 – 7 – 6 – 5– 4 – 3 – 2 – 1 – ПУСК!
/Звучит музыка./
Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в ракете, в космическом скафандре. Вот ракета зашумела, все громче и громче. Потом оглушительно взревела, шевельнулась и плавно пошла вверх. Земля за окном стала проваливаться вниз. Стрелка приборной доске показывает высоту: 1 м, 2 м, 39 м….
Мы с вами звездные путешественники. Сколько звезд во вселенной! Как снежинки сверкают звезды. Их не счесть! А наш космический корабль, огромный, как целый город, летел и летел в это время к далекой к далекой звезде.
Но что это впереди? Что-то белое, огромное. Сейчас произойдет столкновение! Страшно! Нет, не беспокойтесь, это же облака. И нет никакого удара. Почему?... Облака мягкие, как дым. Они обступили нас кругом. И каждое кого-то или что-то напоминает. На что похожи облака?
Д/И “Дорисуй”
Вот и конечная цель пути. Мы подлетаем к планете Марс. Приготовьтесь, сейчас будет посадка.
4.
В. – Приземлились. Давайте спустимся на планету. А где же наш знакомый марсианин Кеша? Давайте его позовем. Кеша!
/Появляется Баба-Яга./
Б. – Я. – Кто это тут расшумелся. Было на моей планете тихо, а тут шум да гам. Кто мне спать мешает?
В. – Баба-Яга, не ругайся, это мы, Земляне, прилетели. Здравствуйте.
– А, пожаловали. А я-то думаю, куда это Кеша летал? А он за вами, значит, летал.
– Да, Баба-Яга, он у нас помощи попросил, вот мы и прилетели. Баба-Яга, как ты сюда попала, ты ведь в сказках земных живешь?
– А мне сказки, пока возьмут да прочитают./Уныло./ А здесь я – хозяйка! Все меня слушаются. Я тут, этих Марсиан, всех перессорила. Красотища-то! Все вокруг теперь только и делают, что ругаются друг с другом.
– Ай-яй-яй! Баба-Яга, так нельзя поступать. Правда, ребята? Как надо относится друг к другу? /Жить дружно, помогать другим, уважать…/
– Ишь, чего удумали! Вот я вас сейчас метлой-то погоняю! Помогать!
– Подожди. Баба-Яга. Давай мы с тобой так договоримся: ты нам дашь задание, и если мы его выполним – ты вернешься на Землю, в сказку.
– Задание…, тогда не одно, а целых три. Все равно я по лесу русскому соскучилась – сказочному лесу. Да, Кощеюшку давно не видела… Ладно, договорилась. Только сначала разделитесь на 2 команды.
Вот вам мое первое задание, Здесь внизу схоронено. Надо собрать по схеме роботов из разрезанных деталей. Кто справится первым, тому я вручу звездные камушки. Победит та команда, которая наберет больше камушков.
1/ Д/И “Собери по схеме.”
2/ Задание – головоломки с гимнастическими палками:
а/ из 5 палок постройте трапецию;
б / разделите ее на 2 четырехугольника;
в/ теперь все это разделите на 4 треугольника.
3/ Сосчитайте, сколько геометрических фигур спряталось в этой головоломке?
– Получилась ничья! Выполнили мы твои задания – выполни и ты свое обещание.
– Хорошо, полечу домой. Но вы меня еще вспомните! Прощайте!
/Появляется Кеша./
5.
К. – Спасибо, вам, ребята, помогли от Бабы-Яги избавиться. Только как вы с таким трудными заданиями справились?
В. – А мы, Кеша, за дело дружно взялись, а вместе и самые трудные задачи выполнять легче. Ребята, пора и нам домой возвращаться… Но что это? Ракета исчезла, а вместе с ней исчезла и карта траектории полета. Как же мы теперь домой попадем?
К. – Не расстраивайтесь, я вам нашу карту полета до Земли дам. Только она зашифрована. Вот, возьмите.
К. – Спасибо тебе, Кеша. Ребята, надо разгадать этот лабиринт. Ну вот и все, а ракету мы снова посмотрим.
Д/И “Колумбово яйцо”
Ребята, я предлагаю на память о нас подарить Марсианам рисунок нашего солнышка.
/Нетрадиционный метод рисования./
К. – Спасибо вам, ребята, большое. А я в благодарность дарю вам книжки-раскраски. Счастливого вам полета!
В. – Возьмитесь все за руки и начнем отсчет: 1 – ПУСК!
/Звучит песня “Облака”/
Вот мы и дома. Всем спасибо за интересное путешествие в космос.