Изменение агрегатных состояний вещества

Разделы: Физика


Умения и навыки учащихся по данному уроку.

1.Знание тепловых процессов; физических величин, характеризующих данные процессы, их единицы измерения.

2. Знание формул для расчета количества теплоты для каждого процесса.

3. Умение объяснить тепловые процессы на основе учения о строении вещества.

4. Умение строить графики зависимости Q (t0) для различных веществ.

5. Умение “читать” графики:

  • определять вещество, для которого график построен;

  • находить по графику участки, соответствующие нагреванию, охлаждению, плавлению, кристаллизации, парообразованию, конденсации;

  • сравнивать t плавления, удельные теплоемкости.

6. Умение решать задачи с применением изученных формул.

7. Умение пользоваться таблицами “Удельная теплоемкость”, “Удельная теплота сгорания топлива”, “Температура плавления и кристаллизации”, “Удельная теплота плавления”, “Температура кипения”, “Удельная теплота парообразования”.

8. Умение работать с дополнительной литературой.

9. Знание видов тепловых двигателей, их устройства и принципов действия (на примере ДВС).

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Изменение агрегатных состояний вещества”

Цели урока: систематизирование и обобщение теоретических и практических знаний учащихся о тепловых явлениях; стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету в целом, расширение кругозора; воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива; развитие навыков работы в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.

Задачи урока:

образовательные – обобщение и систематизации знаний учащихся по данной теме, углубление знаний, формирование умений определять и анализировать тепловые явления, отработать навыки применения формул при решении задач.

развивающие – развитие памяти, внимательности, логического мышления, сообразительности, приемов умственной деятельности;

– развитие способности учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной окружающей среды.

воспитательные – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного обобщения, уверенности в собственных силах.

Оборудование:

  • компьютер, экран, мультимедийный проектор

  • пакеты с заданием для каждой группы

  • индивидуальные карточки

  • модель ДВС

План урока с хронометражем

№ этапа

Название этапа

Отводимое время

1

Организационный момент

2 мин.

2

Закрепление изученного материала (самостоятельная работа учащихся по предложенным планам и отчет о проделанной работе)

40 мин.

3

Итог урока

1 мин.

4

Домашнее задание

2 мин.

Конспект урока

№ этапа

Обоснование деятельности учителя

Обоснование деятельности ученика

Как решаются поставленные задачи

1

Организационный момент

Задача этапа: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к установлению взаимопонимания.

 

Учитель приветствует учащихся, выявляет отсутствующих.

- Сегодня на уроке мы повторим тепловые процессы, обобщим ранее изученный материал.

Учащиеся встают для приветствия учителя.

Дежурные называют отсутствующих.

Учащиеся настраиваются на рабочий ритм урока.

Воспитывает внимательное отношение друг к другу, учебной дисциплине. Формирует эталон внешности, привычку держать свое место в порядке.

2

Закрепление изученного материала

Задачи этапа: обобщить и систематизировать знания.

 

- Открываем рабочие тетради, записываем число и тему сегодняшнего урока “Обобщение, повторение и систематизация знаний. Подготовка к контрольной работе”.

О теплоте начнем рассказ,
Все всполошим, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипения!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старание,
Идей научных видя обаяние!
Но как же жизнь бывает непроста
С той дамой, что зовется “Теплота”!

Учащиеся в тетради записывают число и тему урока.

 
 

- Вы ребята, разбиваетесь на группы; каждая группа получает свое задание; на подготовку я даю 8-10 минут и по очереди даете отчет.

Приложение 15

Учащиеся работают самостоятельно в группах с учебником, справочником, дополнительной литературой, готовят сообщение по предложенному плану ответа.

 
 

Учитель предлагает учащимся приступить к заданиям. Для групп задание записано на карточках.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

 
 

Учитель выслушивает ответы учащихся I группы.

Первый учащийся дает ответ у доски, заполняя в таблице столбик “Нагревание, охлаждение”. Приложение 6

Второй учащийся за доской решает задачу.

Третий учащийся (с места) разгадывает кроссворд.

Приложение 7

Четвертый учащийся с места разбирает качественную задачу.

Использование внутриклассной дифференциации способствует плодотворной работе каждого ученика.

Задания способствуют развитию речи, отработке вычислительных навыков учащихся и ЗУН по пройденному материалу.

 

Учитель выслушивает ответы учащихся II группы.

Первый учащийся дает ответ у доски, заполняя в таблице столбик “Плавление, кристаллизация”.

Приложение 6

Второй учащийся за доской решает задачу.

Третий учащийся (с места) разгадывает кроссворд.

Приложение 8

Четвертый учащийся с места разбирает качественную задачу.

 
 

Учитель выслушивает ответы учащихся III группы.

Первый учащийся дает ответ у доски, заполняя в таблице столбик “Испарение, конденсация”.

Приложение 6

Второй учащийся за доской решает задачу.

Третий учащийся (с места) разгадывает кроссворд.

Приложение 9

Четвертый учащийся с места разбирает качественную задачу.

 
 

Учитель выслушивает ответы учащихся IV группы.

Первый учащийся дает ответ у доски, заполняя в таблице столбик “Сгорание, топлива”. Приложение 6

Второй учащийся за доской решает задачу.

Третий учащийся (с места) разгадывает кроссворд.

Приложение 10

Четвертый учащийся с места разбирает качественную задачу.

 
 

- Физически развитый человек может совершить за рабочий день полезную работу около 1 млн. джоулей. Тепловые машины освободили человека от тяжелого физического труда в промышленности и сельскохозяйственном производстве. Они выполняют работу в сотни и тысячи раз больше той, которую мог бы выполнить человек без машин.

Учащийся рассказывает о ДВС, его устройстве, принципе работы, КПД.

Приложение 11

Реализация политехнического обучения; широкое использование ДВС, тенденции к росту их мощности в автомобилестроении и тракторостроении.
 

- К сожалению, использование ДВС приносит не только пользу, но и вред.

Учащийся рассказывает о вреде, который наносит ДВС окружающей среде, а также о мерах снижения выбросов от транспорта.

Приложение 12

Развитие способности учащихся анализировать ситуации, связанные с охраной атмосферы, формирование умения работать с дополнительной литературой, таблицами и диаграммами, воспитание бережного и разумного отношения к окружающей среде.

Формирование умения работать с дополнительной литературой, развитие любознательности.

 

- С выбросами подобного рода можно и нужно бороться. Как? Об этом расскажет Козина О.А.

Учащиеся смотрят видеоролик с записью выступления инспектора пропаганды и профилактики по безопасности дорожного движения ГИБДД УВД г. Арзамаса капитана милиции Козиной О.А.  
 

- Для того, чтобы уменьшить выбросы от ДВС, нужно использовать новые, альтернативные виды топлива.

Учащийся рассказывает о новых перспективах транспорта.

Приложение 13

 
 

- Мы рассмотрим тепловые процессы и работу ДВС. Эти процессы подчиняются закону сохранения энергии. Сформулируйте его. Этот закон позволяет рассматривать человека как тепловую машину.

Учащийся отвечает на вопрос.

Учащийся рассказывает о КПД человека, рационе.

Приложение 14

Ознакомление с элементами бионики. Применение законов к живому организму.

3

Итог урока.

Задачи этапа: подвести итог урока, сформулировать выводы, выставить учащимся оценки за работу.

 

- Урок подходит к концу.

Что повторили?

Что узнали нового?

Учитель объявляет и комментирует оценки, поставленные за работу учащимся, как работал класс на уроке, кто особенно старался.

Систематизируют материал, подводят итог урока, отвечая на вопрос учителя.

Подведение итогов урока вместе с учащимися формирует навык оценивания результативности своей деятельности.

4

Домашнее задание.

Задача этапа: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить методику его выполнения.

 

Составить и решить задачу на расчет количества теплоты

“3” - один тепловой процесс

“4” - два тепловых процесса

“5” - три-четыре тепловых процесса.

Учащиеся получают разноуровневое задание.

Каждый учащийся решает для себя, какое задание соответствует его уровню подготовки.