Урок МХК "Темы войны и мира в искусстве"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи:

воспитательная -  воспитание нравственно-эстетическое отношение к миру, чувства патриотизма, углубление художественно-познавательных интересов;

образовательная – познакомить с особенностями образного воплощения тем войны и мира в произведениях искусства;

развивающая - развитие эстетической отзывчивости к произведениям разных видов искусств, творческих способностей подростков.

Оборудование: мультимедийный проектор, П.К., презентация по теме. (Приложение № 1)

Ход урока

  1. Организационный момент.
    1. приветствие;
    2. готовность к уроку.
  1. Актуализация знаний. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

Эпиграф:

Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.
В. Боровицкая.

Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы с вами продолжаем наше знакомство с миром искусства, с особенностями его образного языка, функциями, которое выполняет искусство в обществе.

- На уроках мы знакомимся с произведениями, относящимися к разным видам искусства.

- К каким видам искусства относятся следующие произведения? (Слайд 1).

(Скульптура, графика, архитектура).

- Какие вы еще знаете виды искусства?

(Танец, театр, цирк, кино и т.д.)

- Предлагаю вам для просмотра фрагмент фильма.

- Просматривая его, подумайте, что вызвало такую реакцию героини?

Фрагмент фильма “Пятый элемент ”

- Кто-нибудь узнал, что это за фильм? В чем сюжет фильма?

(Ответы учащихся).

- Информация, о каком явлении вызывает слезы героини?

- (О войне).

- Подберите антоним слову война?

- (Мир).

- Попытайтесь сформулировать тему урока.

- (Война и мир в произведениях искусства). (Слайд 2).

- В процессе урока составим “Словарь эстетических эмоций” (Слайд 3), который поможет вам в работе над творческим заданием. В нем вы можете фиксировать все мысли и чувства, которые будут вызывать у вас произведения искусства.

III. Изложение новой темы. Этап усвоения новых знаний.

- Тема “Войны и мира” является одной из вечных тем искусства. Люди начали воевать еще в каменном веке и до сих пор не могут остановиться. В истории человечества зафиксировано и описано более15 тысяч войн. (Слайд 4).

- Искусство как форма общественного сознания не могло остаться в стороне.

Вспомним поэму древнегреческого поэта Гомера “Илиада” о Троянской войне. Уже в ней дается описание тех бед и страданий, которые несет война. (Фрагмент).

- Великая несправедливость, именуемая войной, нашла отражение в творчестве многих художников. (Слайд 5). В. В. Верещагин. “Апофеоз войны” (1878).

Известнейшее полотно серии, “Апофеоз войны” (1870-71, Третьяковская галерея), с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, снабжено красноречивой надписью на раме: “Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим”.

- Какие чувства и настроения вызывает картина? (Ответы учащихся).

(Слайд 6).

АПОФЕОЗ

1. Прославление, возвеличение кого-чего–н. (книжн.).

2. Торжественная заключительная массовая сцена нек-рых театральных представлений (спец.).

  прил. апофеозный, –ая, –ое.

- Художники своими произведениями не только пытались передать трагедию, но и предупредить о надвигающейся угрозе.

В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Примером предсказания искусством социальных перемен и потрясений можно считать картину “Герника” П. Пикассо.

(Слайд 7).

- Когда один из фашистских генералов увидел картину Пабло Пикассо, то между ними состоялся следующий диалог:

- Это вы сделали? – спросил немецкий военный.

- Нет, это вы сделали, - парировал Пикассо.

- Что имел в виду художник? Как вы думаете?

(Ответы учащихся. В результате размышлений учащиеся приходят к выводу, что в этом лаконичном ответе заключается не только авторская позиция великого мастера к трагическому событию, связанному с разрушением фашистами города Генрика, но и смелое обличение разрушительной машины фашизма, способной раздавить, уничтожить человеческие жизни и созданные человечеством материальные и духовные ценности).

(Слайд 8).

Сальвадор Дали “Лицо Войны” 1940г.

Перед нами страшный, отталкивающий, рождающий ужас символ войны.

Основная тяжесть Второй мировой войны с фашизмом легла на нашу страну.

Принято считать с глубокой древности, что, когда говорят пушки, музы молчат. Великая Отечественная война отринула это утверждение, грохотали орудия по всей нашей земле, а музы - не молчали! Поэты писали стихи, художники создавали картины. Может, еще и потому выстояли наши отцы и деды в той страшной войне.

Прослушайте фрагмент Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича. (Слайд 9, 10).

Премьера Седьмой симфонии бала назначена на 9 августа 1942 года – на день, когда фашисты предполагали захватить город: у них были даже заготовлены пригласительные билеты на банкет по этому случаю в ресторане “Астория”. Но город не сдался.

(Слайд 11) (Задание перед прослушиванием: найти противопоставление словам)

  • Человек -----------
  • Добро -----------
  • Мир ---------------
  • Созидание ----------
  • Возрождение -------------
  • Победа -------------
  • Конфликт -------------
  • Столкновение -------------
  • Борьба -------------

(Ответы учащихся).

  • Противопоставления:
  • человек – варвар;
  • добро – зло;
  • мир – война;
  • мир созидания творчества разума – мир разрушения и жестокости и т. д.

(Обмен впечатлениями)

Вопросы:

Какой образ создает музыка?

Что вы представили, слушая ее?

Как она звучит в начале эпизода?

Сколько музыкальных образов?

Какое значение имеет ритм?

- События военных лет нашли отражения в произведениях графики. Художники почувствовали, что своим искусством они должны помогать народу в смертельной схватке с врагом. Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны. (Слайд 12, 13, 14)

- Прослушаем удивительное стихотворение К. Симонова "Жди меня".

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Что вы почувствовали?

- Давайте обратимся к тексту стихотворения и попробуем выяснить, с помощью чего автор смог достичь желаемого.

(Ответы учащихся)

- Посчитайте, сколько раз в стихотворении употребляется глагол "Жди". Зачем поэт использует такое частое повторение? Почему же так важно было тем, кто сражался за Родину, быть уверенным, что их ждут? Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова.

- О чем же стихотворение Симонова?

( В стихотворении вера в победу, в мир).

(Слайд 16).

В 1942 году, который был очень тяжелым для нашего Отечества, Аркадий Александрович Пластов пишет одну из лучших своих картин “Фашист пролетел”, в которой выразил философское осмысление лика войны. В картине одновременно просматривается и трагическое, и жизнеутверждающее начало.

(Рассказ уч-ся о картине).

…Перед нами опушка леса. Юная березовая рощица полыхает золотым огнем осенней листвы. Порыжела трава. Не видно россыпи летних цветов. Но еще тепло греет солнце, еще есть чем полакомиться скотине на приволье, еще сине и чисто небо над головой.

Абсолютная тишина и гармония в природе… И буквально мгновение назад мальчик-пастушок, оглядываясь вокруг, был исполнен важности и гордости: ведь ему довелось вести целое стадо деревенских коров!

Но налетел фашистский самолет, пули прошили осеннее, сквозное пространство – не стало пастушка на свете. Уткнулся он лицом в землю, смочила кровь мальчишескую челку – оборвалась детская жизнь…

Замычали коровы, испуганно подняв морды, собачонка взвыла диким воем, березы прошумели золотой листвой – все вернулось на круги своя. Только мальчика на свете не стало навсегда.

Невыносимая печаль охватывает душу зрителя, когда он останавливается у этой картины: как прекрасен пейзаж мирного осеннего дня, на фоне которого еще чудовищнее кажется злодеяние фашистского летчика! Ведь он видел под собой не скопление военных сил противника, а всего лишь мальчика да стадо коров под его присмотром… Расстрелять их – все равно что расстрелять осенний погожий день, это серое утро, осеннее небо, золотые листья – расстрелять саму жизнь…

- Это всего лишь маленькая часть произведений, которые были созданы в годы войны, которые вселяли веру в победу, поднимали боевой дух.

- Уже несколько поколений живет без войны. Но забывать о ней нельзя, что бы не было повторения трагедии. И произведения искусства вносят в это неоценимый вклад. Писатели пишут книги, режиссеры снимают фильмы, скульпторы создают памятники.

Символ борьбы за мир – голубь. (Слайд 17, 18, 19, 20)

Голубь мира — выражение, получившее популярность после окончания Второй мировой войны в связи с деятельностью Всемирного конгресса сторонников мира.

Эмблему конгресса нарисовал испанский художник с французским гражданством Пабло Пикассо.

IV. Творческое задание. (Слайд 21, 22)

Листовка-обращение, провозглашающая торжество и гуманизм мира.

Творческая работа - “даймонд”.

Даймонд состоит из 7 строк.

Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие.

Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд.

Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Используйте словарь эстетических эмоций.

Например:

Мир

Цветущий, вечный.

Создает, удивляет, преображает.

Мир, все, что нас окружает.

Разрушает, убивает, разлучает

Бессмысленная, жестокая

Война.

- Используйте словарь эстетических эмоций.

( Демонстрация клипа на песню “Мир, который нужен мне”. А. Ермолов, С. Золотухин. Монтаж клипа Елена Молчанова /mol4alena/viki./rdf.ru)

V. Домашнее задание.

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Слайд 23)

- Какие виды искусства характерны для военного времени?

- Какое влияние оказывало творчество карикатуристов и графиков на народ?

- Какими художниками мы сегодня познакомились?

- Назовите эти произведения.

- Какое произведение произвело наибольшее впечатление?

- Приведите примеры литературных, музыкальных произведений на военную тематику.