Каждый дошкольник – это пытливый исследователь окружающего мира. Он познает объекты только в ходе практической деятельности с ними. Поэтому детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку самому найти ответы на вопросы: « Как?» и «Почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Поэтому педагогический процесс я стараюсь строить на наглядных и практических методах и использую разнообразные формы работы такие как: исследовательские занятия, занятия-эксперименты, научные наблюдения, самонаблюдение, путешествия, игра, экскурсии, досуги, развлечения, праздники, труд.
Естественнонаучные наблюдения и эксперименты провожу уже не первый год. Для того чтобы проводить опыты с водой, песком, воздухом и т.д., у нас есть «Мини-лаборатория», где дети с большим удовольствием и интересом проводят опыты.
Также я провожу экологические наблюдения и эксперименты в мире растений. Для выращивания овощей у нас разбиты три грядки. На первой высаживаем овощи, которые образуют плоды непосредственно в земле, так называемые «корешки»: по несколько рядов моркови, свеклы, редиски, репы, картофеля. На второй грядке растут овощи, образующие плоды над поверхностью земли: по несколько растений помидор, огурцов, перцев, капусты. На третьей – овощи, дающие в пищу и «вершки», и «корешки»: петрушка, лук, чеснок. Чеснок, выросший на огороде, используем для профилактики простудных заболеваний в осеннее – весенний период (мелко нарезаем на тарелочках для оздоровления воздуха), а лук для проведения опытнических работ в группах в зимнее время (зависимость растения от света, тепла, воды).
Выращивая растения на грядках, наблюдаем с детьми, какие из них растут быстрее, сравниваем форму, и цвет листьев. Какие насекомые прилетают на наш огород и зачем? Какие насекомые, паучки и другие животные обитают на огороде, как на растениях, так и под землей. Рассматриваем их через лупу. Собираем коллекцию огородных семян. Результаты наблюдений фиксируются в календарях природы и погоды.
А в зимний период мы сажаем «Мини-огород» на окне. Дети наблюдают за ростом растений, затем, как они тянутся к свету. В результате таких наблюдений делают вывод, растениям недостаточно солнца и тепла, что на огороде при естественном солнце они растут намного лучше.
Такие занятия проводить сложно, в том плане, что требуется большая подготовка для воспитателя. Но, как приятно, когда в процессе экспериментов у детей горят глаза, когда они открывают для себя что-то новое. Таким образом, занятия становятся интересными, увлекательными, происходит активизация мыслительной деятельности, дети сами делают выводы, умозаключения, они легко запоминают.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
- тайна, сюрприз
- мотив помощи
- познавательный мотив (почему так)
- ситуация выбора
Во время занятия проводятся один, два эксперимента с детьми среднего дошкольного возраста и 2-3 эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста (в зависимости от сложности).
Примерная структура проведения игры-эксперимента:
- Постановка, формирование проблемы (познавательной задачи)
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми
- Проверка гипотез
- Подведение итогов, вывод
- Фиксация результатов
- Вопросы детей.
Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка.
Конспект образовательной деятельности в средней группе на тему «Таблетки растут на грядке»
Базовая образовательная область – «Познание».
Интеграция образовательных областей – «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Уточнять и расширять имеющиеся знания детей об овощах.
- Познакомить с понятием «витамины».
- Формировать осознанно-правильное отношение к объектам неживой природы.
Развивающие задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к объектам неживой природы, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
- Развивать умение передавать различия в форме и величине в лепке овощей.
- Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать отзывчивость и умение радоваться успехам друзей
Предварительная работа: наблюдение за ростом овощей на огороде, чтение стихов, загадок про овощи.
Материал: кукла Хрюша и Степашка, корзинка с овощами (свекла, картофель – вареные), пластилин.
Словарная работа: Предметы: названия овощей, огород, корни, листья, картошка, кожура; действия: копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, зреть, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; признаки: спелые, зрелые, вкусные, сладкие, сочные, румяные, свежие, консервированные, вареные.
Ход занятия
К детям в гости приходят Хрюша и Степашка. У Хрюши перевязано горло. У Степашки корзинка с овощами. Герои здороваются.
Степашка: Хрюша, почему ты такой грустный?
Хрюша: У меня болит голова и мне очень плохо, хочется полежать.
Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться.
Степашка. Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну-ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время?
Хрюша: Мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями.
Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно. Затем педагог обсуждает с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.
Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи.
Воспитатель: Овощи очень полезны, потому что в них много витаминов. Например, в моркови есть витамин А, который помогает детям расти и укрепляет зрение. В сладком перце есть витамин С, который оберегает детей от простуды. Чеснок и лук убивают вредных бактерий и помогают нам бороться с болезнями.
Помидоры и огурцы можно встретить в любом доме, в них тоже много витаминов. Ну а картофель, конечно же, известен всем. Из него делают вкусное картофельное пюре. В картофеле много крахмала.
А ещё есть на свете овощ, плоды которого самые большие из всех овощей. Для того, чтобы увидеть и даже попробовать плоды этого растения, не надо отправляться в дальние страны и забираться в неведомые джунгли. Этот овощ знают все и его можно увидеть на любом огороде – это тыква.
Воспитатель предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что принес Степашка.
Рассматривание, обследование и описание овощей
Воспитатель достает пару одинаковых овощей и передает детям. Просит каждого ощупать, погладить, осмотреть и понюхать овощ. Затем, уточнив название овоща, предлагает сказать, какая у него форма (круглая, удлиненная, продолговатая, острая), поверхность (гладкая или шероховатая), какого он цвета и чем пахнет. В заключение осмотра кладет овощи на блюдо. Также идет осмотр остальных овощей. Воспитатель следит, чтобы дети хорошо осуществляли тактильное обследование – гладили овощ, повторяя движением рук его форму, нажимали, ощущали твердость, отмечали блестящую поверхность, неровности кожуры; закрывая глаза, нюхали. Каждый раз, положив овощ на блюдо, воспитатель говорит: «Это тоже овощ, положим его на блюдо к овощам». Когда все овощи будут осмотрены, воспитатель уточняет, что они обследовали, обращает внимание детей на красоту блюда.
Дети рассматривают, называя каждый овощ.
Степашка объясняет детям и Хрюше, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год.
Дидактическая игра «Узнай по вкусу»
Хрюша восхищен запахами овощей. Воспитатель предлагает Хрюше со Степашкой и детям узнать и угадать овощи по вкусу.
Задача: попробовать на вкус и определить, что это.
Материал: нарезанные одинаковыми кубиками овощи.
Ход игры: каждому ребенку дать попробовать предмет на вкус.
Загадки
Воспитатель предлагает всем отгадать загадки. «Если вы угадаете, что это, то «они» появятся!»
(Слайд 2)
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
(Слайд 3)
Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие, соленые. (Огурцы)
(Слайд 4)
Красная девица
Сидит в темнице,
Л коса на улице. (Морковь)
(Слайд 5)
Красны ножки
В землю ушли. (Свекла)
(Слайд 6)
Неказиста, мешковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
(Слайд 7)
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед,
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слезы прольёшь. (Лук)
(Слайд 8)
Растут на грядке
Зелёные ветки,
А на них
Красные детки. (Помидоры)
(Слайд 9)
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом. (Редиска)
(Слайд 10)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
(Слайд 11)
Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Воспитатель: Каждый овощ убирают по-разному.
(Слайд 12)
Морковь, редис, репу, свёклу (что делают?) – ... (выдёргивают).
(Слайд 13)
Огурцы, помидоры, горох (что делают'?) – ... (снимают).
(Слайд 14)
Капусту, тыкву, кабачки (что делают?) – ... (срезают).
(Слайд 15)
Картофель (что делают?) – ... (выкапывают). Назвать овощи, которые снимают, затем – которые срезают, выдёргивают, выкапывают.
Хрюше и Степашке понравился наш рассказ. Вы хорошо поработали!
Воспитатель предлагает детям сделать подарок для Хрюши и Степашки – вылепить овощи. Уточняются приемы, форма. Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику, и только после этого дети приступают к процессу лепки овощей.
После лепки Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит друга, заглядывает в корзинку и сообщает, что там много морковки; угощает всех детей. Герои прощаются с детьми и уходят.
Список литературы:
- Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – Мозаика-Синтез, 2011.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
- Зырянова Л.Н., Лужбина Т.В. Занятия по развитию речи в ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003- 326с.
- О.А. Соломенникова. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – Мозаика-Синтез, 2010.