Есть в педагогике такое понятие как создание ситуации творчества. Суть ее заключается в создании таких условий, в которых стимулируется выдумка, воображение, фантазия учащихся, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается. Экономическое воспитание представляет собой воздействие на личность студента в целях подготовки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, формирования потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное, образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, воспитания у каждого члена общества хозяйского отношения ко всем видам собственности.
Одним из наиболее эффективных методов подготовки специалистов являются деловые игры и уроки с конкретными ситуациями. Комплексные ситуации вырабатывают у студентов способность критически оценить состояние экономики, выделять достоинства управленческих решений, бороться с недостатками, предусматривать угрозы развития ситуации. Такие игры направлены на приобретение профессиональных знаний и умений.
Основной целью проведения деловой игры “Разработка ключевых положений антикризисной программы” – является формирование у студентов предпринимательского мышления. Сценарий игры составлен таким образом, что способствует формированию у студентов прочных практических умений и навыков по быстрому и правильному нахождению и принятию оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.
В процессе игры студенты выполняют следующие задания:
- общий анализ сложившейся экономической ситуации в стране (регионе);
- анализ предлагаемой кризисной ситуации;
- выбор оптимального управленческого решения;
- обсуждение предлагаемых управленческих решений каждой группы и выбор решения, устраивающего все социальные группы населения.
Для проведения деловой игры разработаны следующие методические материалы:
- последовательность и правила игры;
- задания для каждой группы участников;
- рекомендации для студентов по подготовке к деловой игре;
- материальное обеспечение (данные об экономическом развитии региона, карточки с предлагаемыми управленческими решениями, технологические карты проведения игры).
- рекомендации для преподавателей по подготовке к игре.
Сценарий деловой игры лишь намечает курс действий, а ошибки и удачи способствуют возникновению мощного творческого импульса у студентов. Наблюдая, как их стратегия получает воплощение, студенты приобретают не только управленческий опыт, но и проходят этап своеобразной “примерки ролей”, поиска себя в будущей деятельности.
В процессе проведения игры решаются следующие задачи:
Дидактические: расширение кругозора студентов, применение умений и навыков, полученных при изучении дисциплины.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, выработка коллективных решений.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения находить оптимальные решения, умения делать выбор и оценивать его последствия.
Методические рекомендации по проведению деловой игры
“Разработка ключевых положений антикризисной программы”
Цель и назначение игры:
- освоение приемов группового анализа ситуаций и разработки управленческих решений;
- развитие навыков обоснования решения и поиска согласия интересов различных социальных групп, участвующих в экономическом процессе;
- освоение принципов демократического управления.
Содержание и организация игры:
Игра проводится в 6 этапов, каждый из которых имеет собственные учебные цели.
Первый этап игры: Введение ситуации посредством шкалы тенденций, происходящих в экономике. Ситуации задаются по пяти параметрам:
- выпуск продукции (темп роста в действующих и сопоставимых ценах);
- занятость населения (уровень занятости и безработицы, наличие скрытой безработицы);
- инвестиционный климат (темпы роста инвестиций);
- цены (изменение индексов потребительских цен и индекса-дефлятора);
- инфляция (темпы).
При модификации игры возможны другие ситуации: по параметрам группа экспертов выступает с кратким обзором, проводится актуализация знаний посредством изучения данных Росстата и пр.
Группы проводят предварительный анализ ситуации. Можно воспользоваться данными текущей экономической ситуации в стране, регионе или создать соответствующие условия.
Второй этап игры: Распределение ролей. Учебная группа разбивается на 5 подгрупп, каждая из которых проводит анализ ситуации и разработку управленческих решений, исходя из интересов той социальной группы, которую она учитывает и защищает. Выделяются следующие социальные группы: государство, предприниматели, инвесторы, профсоюзы. Каждая группа получает конверт с карточками (Приложение А). В каждом конверте кроме карточек с предполагаемыми управленческими решениями находятся задания для каждой группы (Приложение Б).
Пятая группа назначается преподавателем – это эксперты (помощники преподавателя, наблюдатели за ходом процесса обсуждения в группах).
Третий этап: Все группы анализируют предложенные управленческие решения по снижению последствий кризиса, исходя из оценки понимания ситуации, а также из потребности защиты собственных интересов. Им надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по их мнению, сторону. Выбор решения сопровождается групповой дискуссией, обменом опытом и мнениями. Постепенно в группе появляется неформальный лидер, который управляет процессом обсуждения и, в последующем будет представлять общее мнение группы.
Эксперты получают управленческие решения всех групп и также выбирают пять управленческих решений.
Четвертый этап: предложения каждой группы выносятся на общее обсуждение, представляются обоснования решений, аргументы и контраргументы. Взаимодействие групп. Снятие противоречий в решениях. Предложение решений, не предусмотренных выданными карточками. Поиск баланса интересов. Выбранные решения всех групп регистрируются на доске и на бумаге для согласования социальных интересов. Лидеры каждой группы выступают с обоснованием выбранных управленческих решений.
Пятый этап: Если общее решение не найдено, согласование решений по социальным интересам не достигнуто, проводится голосование и последующий анализ результатов голосования и изменений ситуации по решениям, принятым демократическим путем.
Шестой этап: Подведение итогов игры. Формулирование позитивных принципов коллективной разработки управленческих решений и балансирования социальных интересов.
Состав предлагаемых управленческих решений по группам:
1. Государство
- Борьба против спекулятивной деятельности дельцов, продающих земельные участки, путем высоких налогов на прибыль, полученную от продажи земли.
- Контроль цен при потреблении.
- Поощрение повышения минимальной заработной платы
- Стабилизация тарифов общественных групп.
- Увеличение сумм, получаемых от государственной системы страхования.
- Сокращение кредитов на строительство.
- Замораживание заработной платы.
- Субсидии производителям сельскохозяйственной продукции.
- Меры, принимаемые системой налогообложения, направленные на поощрение денежных сбережений.
- Модификация системы налогообложения предприятий.
- денежная девальвация.
- Выпуск высокопроцентного обязательного займа.
- Отказ от установленного обменного курса: свободно колеблющийся рубль.
- Увеличение затрат на приобретение оборудования для общественного пользования.
- Увеличение закупок потребительских товаров государственными предприятиями.
- Увеличение налогообложения годового дохода.
- Модификация системы амортизации.
- Стабилизация заработной платы работникам государственных служб.
- Увеличение налога на добавленную стоимость
- Уменьшение на денежно-кредитном рынке процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком.
- Замораживание минимальной заработной платы.
- Стимулирование повышения заработной платы.
- Увеличение процентных ставок на сбережения при возрастании стоимости жизни.
- Сокращение материальной помощи семьям.
- Развитие экспорта за счет международных договоров.
- Установление предельного размера банковских кредитов.
- Увеличение процента обязательных резервных средств, помещаемых в Центральный банк.
- Сокращение преимуществ в налогообложении лиц, покупающих жилье.
- Контроль обмена валюты.
- Сокращение закупок потребительских товаров государственными организациями.
- Увеличение налогообложения прибыли, приносимой капиталом.
- Усиление налогового контроля за лицами частного сектора, не имеющими постоянной заработной платы.
- Сокращение налога на добавленную стоимость.
- Меры налогообложения, направленные на поощрение капиталовложений.
- Сокращение налогообложения годового дохода.
- Сокращение кредитов на цели потребления.
- Увеличение заработной платы работников государственных служб.
- Национализация импортеров энергоресурсов.
- Контроль цен на сельскохозяйственную продукцию.
- Увеличение на денежно-кредитном рынке процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком.
- Установление свободных цен: спрос уменьшится, как только покупательная способность потребителей будет снижена за счет роста цен.
- Установление налогов на сверхприбыль.
- Контроль системы взимаемых платежей предприятий.
- Поощрение конкуренции.
- Замораживание квартирной платы.
- Контроль себестоимости.
- Национализация естественных монополий.
- Индексация пенсий и минимальной заработной платы.
2. Предприниматели:
- Покупаете оборудование, которое будет рентабельным через многие годы.
- Увеличиваете объем производства продукции за счет увеличения рабочего дня.
- Проводите конверсию, ориентируетесь на работу в сфере услуг.
- Сокращаете маржинальный доход, с тем чтобы избежать увеличения цен на продукцию.
- Стараетесь увеличить маржу прибыли.
- Предпринимаете попытку увеличения цены на вашу продукцию.
- Финансируете собственные капиталовложения путем выпуска облигаций, приносящих покупателю высокий процент.
- Прогнозируя высокий спрос на продукцию, стараетесь увеличить цены.
- Сокращаете фонд заработной платы.
- Сокращаете распределение дивидендов, чтобы вложить прибыль в производство.
- Стабилизируете цены на вашу продукцию.
- Увеличиваете запасы первичного сырья.
- В результате увеличения производственных затрат пытаетесь увеличить цены на готовую продукцию.
- Ликвидируете портфель ценных бумаг.
- Сокращаете объем производства.
- Организуете рекламную компанию, чтобы предотвратить спад спроса на продукцию из-за увеличения ее стоимости.
- Увеличиваете объем производства.
- Запрашиваете у банка кредит.
- Пытаетесь завоевать зарубежные рынки.
- Увеличиваете заработную плату рабочим и служащим.
- Создаете торговые объединения, чтобы обеспечить монополию на рынке.
3. Владельцы:
4. Персонал (профсоюзы):
Методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению игры
- При постановке ситуации задаются изменения параметров экономического развития страны (региона) по шкале позитивных и негативных изменений (тенденции к плюсу и минусу), либо описание ситуации (в случае? если на предыдущих занятиях этот вопрос не рассматривался).
- Группами выбираются не более пяти решений. Этого достаточно для изменения ситуации, представления позиции группы и отражения интересов в содержании решений. Такое количество предлагаемых решений облегчает также поиск согласия.
- Условия согласования решений: одно решение должно быть одобрено тремя группами, два решения одобрены двумя группами, одно решение может быть одобрено одной группой, одно решение является резервом государства. Оно принимается без одобрения и только в последний момент. В этом выражается приоритет государства в управлении экономикой.
- Предлагаемые решения фиксируются в специальных карточках и на доске. Их анализ является импульсом для борьбы мнений, поиска согласия, получения итогового набора решений.
- Голосование при невозможности достижения согласия проводится индивидуально всеми участниками игры. Подсчет голосов, наблюдение за голосованием и фиксирование результатов возлагается на экспертную группу.
- По принятому варианту управленческих решений группы заново оценивают ситуацию и определяют свое поведение в этой ситуации. Реакция различных социальных групп дается в перечне факторов поведения, которые выбираются в количестве не более трех из предложенных специальных карточек.
- Итог игры подводит преподаватель, с участием специальной, выбранной из группы студентов экспертов. Итоги формулируются в виде принципов разработки управленческих решений, защиты и обоснования интересов социальных групп, поиска позитивного и эффективного взаимодействия, умения находить главное, оценивать интересы оппонентов и пр.
Продолжительность игры
Зависит от величины группы, активности и подготовки студентов, заданной ситуации, корректирующей деятельности преподавателя. Опыт показывает, что для проведения игры необходимо не менее одного и не более двух академических часов. Распределение времени по этапам:
1, 2-ой этап – по 10%; | 3-й этап – 30% |
4, 5-й этап – по 20%; | 6-й этап – 10%. |
Модификация игры
Игра может иметь множество различных вариантов: дифференциация групп, участвующих, масштабы рассмотрения проблем управления (макроэкономика, фирма, малый бизнес и пр.), использование компьютера, различные сферы деятельности (промышленность, торговля, транспорт, культура и пр.).
Количество групп участников может быть, как увеличено, так и уменьшено в зависимости от численности студентов в группе и их подготовки. Численность одной группы не может быть менее 5-ти человек. Практика проведения игры показывает, что численность группы более 8-9-ти человек приводит к отсутствию интереса части группы, т.к. не позволяет высказаться всем и выслушать мнения всех членов игровой группы.
Эффективность проведения игры
Эффективность проведения игры определяется ее процессуальными характеристиками:
- аналитическим поиском управленческих решений;
- осознанием разнообразия интересов различных слоев общества и искусством защиты собственных интересов;
- построением аргументации и убеждением оппонентов в процессе проведения дискуссии;
- возникновением неформальных лидеров и их способностью влиять на группу и представлять ее позиции;
- появлением навыков делать экспертные выводы и обобщать в практических выводах итоги работы.
Можно оценить эффективность проведения деловой игры посредством анкетирования студентов по параметрам: полезно, интересно, важно, доступно, информативно. Можно добавить оценку и самооценку игры: “я в игре” и “игра для меня”. Можно совместить эти оценки в одну анкету в виде таблицы и предложить оценить эти параметры по 5-тибалльной шкале:
Блиц-оценка |
|||
Игра для меня |
Я в игре |
||
1 полезно | 1 активность | ||
2 интересно | 2 знания | ||
3 важно | 3 помощь другим | ||
4 доступно | |||
5 информативно | 4 участие в игре |
Для согласования решений в игре на классной доске и на бумаге заполняется следующая таблица:
Согласование решений |
||||
Государство |
Предприниматели |
Владельцы |
Профсоюзы |
Эксперты |
1 2 3 4 5 |
1 2 3 4 5 |
1 2 3 4 5 |
1 2 3 4 5 |
1 2 3 4 5 |