Деловая игра "Разработка ключевых положений антикризисной программы" по дисциплине "Экономика"

Разделы: Экономика


ТЕМА: Государство и экономика

Есть в педагогике такое понятие как создание ситуации творчества. Суть ее заключается в создании таких условий, в которых стимулируется выдумка, воображение, фантазия учащихся, их способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается. Экономическое воспитание представляет собой воздействие на личность студента в целях подготовки ее к успешной производственно-хозяйственной деятельности, формирования потребностей, интересов и иных социально-психологических качеств, а главное, образа мышления, поведения и деятельности, соответствующих экономическим и нравственно-правовым основам общества, воспитания у каждого члена общества хозяйского отношения ко всем видам собственности.

Одним из наиболее эффективных методов подготовки специалистов являются деловые игры и уроки с конкретными ситуациями. Комплексные ситуации вырабатывают у студентов способность критически оценить состояние экономики, выделять достоинства управленческих решений, бороться с недостатками, предусматривать угрозы развития ситуации. Такие игры направлены на приобретение профессиональных знаний и умений.

Основной целью проведения деловой игры “Разработка ключевых положений антикризисной программы” – является формирование у студентов предпринимательского мышления. Сценарий игры составлен таким образом, что способствует формированию у студентов прочных практических умений и навыков по быстрому и правильному нахождению и принятию оптимальных управленческих решений в условиях рыночной экономики.

В процессе игры студенты выполняют следующие задания:

  • общий анализ сложившейся экономической ситуации в стране (регионе);
  • анализ предлагаемой кризисной ситуации;
  • выбор оптимального управленческого решения;
  • обсуждение предлагаемых управленческих решений каждой группы и выбор решения, устраивающего все социальные группы населения.

Для проведения деловой игры разработаны следующие методические материалы:

  • последовательность и правила игры;
  • задания для каждой группы участников;
  • рекомендации для студентов по подготовке к деловой игре;
  • материальное обеспечение (данные об экономическом развитии региона, карточки с предлагаемыми управленческими решениями, технологические карты проведения игры).
  • рекомендации для преподавателей по подготовке к игре.

Сценарий деловой игры лишь намечает курс действий, а ошибки и удачи способствуют возникновению мощного творческого импульса у студентов. Наблюдая, как их стратегия получает воплощение, студенты приобретают не только управленческий опыт, но и проходят этап своеобразной “примерки ролей”, поиска себя в будущей деятельности.

В процессе проведения игры решаются следующие задачи:

Дидактические: расширение кругозора студентов, применение умений и навыков, полученных при изучении дисциплины.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование мировоззренческих установок; воспитание коллективизма, выработка коллективных решений.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения находить оптимальные решения, умения делать выбор и оценивать его последствия.

Методические рекомендации по проведению деловой игры

“Разработка ключевых положений антикризисной программы”

Цель и назначение игры:

  • освоение приемов группового анализа ситуаций и разработки управленческих решений;
  • развитие навыков обоснования решения и поиска согласия интересов различных социальных групп, участвующих в экономическом процессе;
  • освоение принципов демократического управления.

Содержание и организация игры:

Игра проводится в 6 этапов, каждый из которых имеет собственные учебные цели.

Первый этап игры: Введение ситуации посредством шкалы тенденций, происходящих в экономике. Ситуации задаются по пяти параметрам:

  • выпуск продукции (темп роста в действующих и сопоставимых ценах);
  • занятость населения (уровень занятости и безработицы, наличие скрытой безработицы);
  • инвестиционный климат (темпы роста инвестиций);
  • цены (изменение индексов потребительских цен и индекса-дефлятора);
  • инфляция (темпы).

При модификации игры возможны другие ситуации: по параметрам группа экспертов выступает с кратким обзором, проводится актуализация знаний посредством изучения данных Росстата и пр.

Группы проводят предварительный анализ ситуации. Можно воспользоваться данными текущей экономической ситуации в стране, регионе или создать соответствующие условия.

Второй этап игры: Распределение ролей. Учебная группа разбивается на 5 подгрупп, каждая из которых проводит анализ ситуации и разработку управленческих решений, исходя из интересов той социальной группы, которую она учитывает и защищает. Выделяются следующие социальные группы: государство, предприниматели, инвесторы, профсоюзы. Каждая группа получает конверт с карточками (Приложение А). В каждом конверте кроме карточек с предполагаемыми управленческими решениями находятся задания для каждой группы (Приложение Б).

Пятая группа назначается преподавателем – это эксперты (помощники преподавателя, наблюдатели за ходом процесса обсуждения в группах).

Третий этап: Все группы анализируют предложенные управленческие решения по снижению последствий кризиса, исходя из оценки понимания ситуации, а также из потребности защиты собственных интересов. Им надо выбрать пять управленческих решений, реализация которых может изменить ситуацию в лучшую, по их мнению, сторону. Выбор решения сопровождается групповой дискуссией, обменом опытом и мнениями. Постепенно в группе появляется неформальный лидер, который управляет процессом обсуждения и, в последующем будет представлять общее мнение группы.

Эксперты получают управленческие решения всех групп и также выбирают пять управленческих решений.

Четвертый этап: предложения каждой группы выносятся на общее обсуждение, представляются обоснования решений, аргументы и контраргументы. Взаимодействие групп. Снятие противоречий в решениях. Предложение решений, не предусмотренных выданными карточками. Поиск баланса интересов. Выбранные решения всех групп регистрируются на доске и на бумаге для согласования социальных интересов. Лидеры каждой группы выступают с обоснованием выбранных управленческих решений.

Пятый этап: Если общее решение не найдено, согласование решений по социальным интересам не достигнуто, проводится голосование и последующий анализ результатов голосования и изменений ситуации по решениям, принятым демократическим путем.

Шестой этап: Подведение итогов игры. Формулирование позитивных принципов коллективной разработки управленческих решений и балансирования социальных интересов.

Состав предлагаемых управленческих решений по группам:

1. Государство

  1. Борьба против спекулятивной деятельности дельцов, продающих земельные участки, путем высоких налогов на прибыль, полученную от продажи земли.
  2. Контроль цен при потреблении.
  3. Поощрение повышения минимальной заработной платы
  4. Стабилизация тарифов общественных групп.
  5. Увеличение сумм, получаемых от государственной системы страхования.
  6. Сокращение кредитов на строительство.
  7. Замораживание заработной платы.
  8. Субсидии производителям сельскохозяйственной продукции.
  9. Меры, принимаемые системой налогообложения, направленные на поощрение денежных сбережений.
  10. Модификация системы налогообложения предприятий.
  11. денежная девальвация.
  12. Выпуск высокопроцентного обязательного займа.
  13. Отказ от установленного обменного курса: свободно колеблющийся рубль.
  14. Увеличение затрат на приобретение оборудования для общественного пользования.
  15. Увеличение закупок потребительских товаров государственными предприятиями.
  16. Увеличение налогообложения годового дохода.
  17. Модификация системы амортизации.
  18. Стабилизация заработной платы работникам государственных служб.
  19. Увеличение налога на добавленную стоимость
  20. Уменьшение на денежно-кредитном рынке процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком.
  21. Замораживание минимальной заработной платы.
  22. Стимулирование повышения заработной платы.
  23. Увеличение процентных ставок на сбережения при возрастании стоимости жизни.
  24. Сокращение материальной помощи семьям.
  25. Развитие экспорта за счет международных договоров.
  26. Установление предельного размера банковских кредитов.
  27. Увеличение процента обязательных резервных средств, помещаемых в Центральный банк.
  28. Сокращение преимуществ в налогообложении лиц, покупающих жилье.
  29. Контроль обмена валюты.
  30. Сокращение закупок потребительских товаров государственными организациями.
  31. Увеличение налогообложения прибыли, приносимой капиталом.
  32. Усиление налогового контроля за лицами частного сектора, не имеющими постоянной заработной платы.
  33. Сокращение налога на добавленную стоимость.
  34. Меры налогообложения, направленные на поощрение капиталовложений.
  35. Сокращение налогообложения годового дохода.
  36. Сокращение кредитов на цели потребления.
  37. Увеличение заработной платы работников государственных служб.
  38. Национализация импортеров энергоресурсов.
  39. Контроль цен на сельскохозяйственную продукцию.
  40. Увеличение на денежно-кредитном рынке процентной ставки, устанавливаемой Центральным банком.
  41. Установление свободных цен: спрос уменьшится, как только покупательная способность потребителей будет снижена за счет роста цен.
  42. Установление налогов на сверхприбыль.
  43. Контроль системы взимаемых платежей предприятий.
  44. Поощрение конкуренции.
  45. Замораживание квартирной платы.
  46. Контроль себестоимости.
  47. Национализация естественных монополий.
  48. Индексация пенсий и минимальной заработной платы.

2. Предприниматели:

  1. Покупаете оборудование, которое будет рентабельным через многие годы.
  2. Увеличиваете объем производства продукции за счет увеличения рабочего дня.
  3. Проводите конверсию, ориентируетесь на работу в сфере услуг.
  4. Сокращаете маржинальный доход, с тем чтобы избежать увеличения цен на продукцию.
  5. Стараетесь увеличить маржу прибыли.
  6. Предпринимаете попытку увеличения цены на вашу продукцию.
  7. Финансируете собственные капиталовложения путем выпуска облигаций, приносящих покупателю высокий процент.
  8. Прогнозируя высокий спрос на продукцию, стараетесь увеличить цены.
  9. Сокращаете фонд заработной платы.
  10. Сокращаете распределение дивидендов, чтобы вложить прибыль в производство.
  11. Стабилизируете цены на вашу продукцию.
  12. Увеличиваете запасы первичного сырья.
  13. В результате увеличения производственных затрат пытаетесь увеличить цены на готовую продукцию.
  14. Ликвидируете портфель ценных бумаг.
  15. Сокращаете объем производства.
  16. Организуете рекламную компанию, чтобы предотвратить спад спроса на продукцию из-за увеличения ее стоимости.
  17. Увеличиваете объем производства.
  18. Запрашиваете у банка кредит.
  19. Пытаетесь завоевать зарубежные рынки.
  20. Увеличиваете заработную плату рабочим и служащим.
  21. Создаете торговые объединения, чтобы обеспечить монополию на рынке.

3. Владельцы:

  1. Продаете свои земельные участки.
  2. Подписываетесь на акции.
  3. Подписываетесь на государственные займы.
  4. Продаете акции, котирующиеся на рынке.
  5. Покупаете сельскохозяйственные земельные участки, расположенные вокруг городов.
  6. Увеличиваете потребление в ущерб сбережениям.
  7. Опасаясь, что деньги потеряют свою стоимость, вы ищете другие источники для вложения денег.
  8. Покупаете валюту.
  9. Помещаете свои сбережения в банк.
  10. Покупаете золото.
  11. Покупаете облигации.
  12. Вкладываете деньги в капитал предприятия.
  13. Стараетесь сделать капиталовложения за границей.
  14. Принимаете решение покинуть страну.
  15. Вкладываете свои деньги для защиты от инфляции в недвижимость.

4. Персонал (профсоюзы):

  1. Покупаете товары в кредит.
  2. Через ассоциации потребителей поощряете ввоз импортных товаров, цены которых более приемлемы по сравнению с ценами на национальную продукцию.
  3. В целях поддержания своей покупательной способности снимаете свои сбережения в банках.
  4. Соглашаетесь с повышением цен при условии увеличения заработной платы.
  5. Увеличиваете свои сбережения.
  6. Соглашаетесь с тем, что ваша заработная плата не увеличится.
  7. Покупаете меньше потребительских товаров.
  8. Стараетесь добиться от государства повышения сумм на социальное обеспечение (страхование).
  9. Потребляете больше.
  10. Требуете повышения заработной платы.
  11. Ориентируете спрос на потребление услуг.
  12. Пытаетесь добиться от государства снижения налогов.
  13. Организуете всеобщую забастовку с требованием повышения заработной платы.
  14. Делаете сбережения для покупки жилья.
  15. Через ассоциацию потребителей боретесь за качество товаров.

Методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению игры

  1. При постановке ситуации задаются изменения параметров экономического развития страны (региона) по шкале позитивных и негативных изменений (тенденции к плюсу и минусу), либо описание ситуации (в случае? если на предыдущих занятиях этот вопрос не рассматривался).
  2. Группами выбираются не более пяти решений. Этого достаточно для изменения ситуации, представления позиции группы и отражения интересов в содержании решений. Такое количество предлагаемых решений облегчает также поиск согласия.
  3. Условия согласования решений: одно решение должно быть одобрено тремя группами, два решения одобрены двумя группами, одно решение может быть одобрено одной группой, одно решение является резервом государства. Оно принимается без одобрения и только в последний момент. В этом выражается приоритет государства в управлении экономикой.
  4. Предлагаемые решения фиксируются в специальных карточках и на доске. Их анализ является импульсом для борьбы мнений, поиска согласия, получения итогового набора решений.
  5. Голосование при невозможности достижения согласия проводится индивидуально всеми участниками игры. Подсчет голосов, наблюдение за голосованием и фиксирование результатов возлагается на экспертную группу.
  6. По принятому варианту управленческих решений группы заново оценивают ситуацию и определяют свое поведение в этой ситуации. Реакция различных социальных групп дается в перечне факторов поведения, которые выбираются в количестве не более трех из предложенных специальных карточек.
  7. Итог игры подводит преподаватель, с участием специальной, выбранной из группы студентов экспертов. Итоги формулируются в виде принципов разработки управленческих решений, защиты и обоснования интересов социальных групп, поиска позитивного и эффективного взаимодействия, умения находить главное, оценивать интересы оппонентов и пр.

Продолжительность игры

Зависит от величины группы, активности и подготовки студентов, заданной ситуации, корректирующей деятельности преподавателя. Опыт показывает, что для проведения игры необходимо не менее одного и не более двух академических часов. Распределение времени по этапам:

1, 2-ой этап – по 10%; 3-й этап – 30%
4, 5-й этап – по 20%; 6-й этап – 10%.

Модификация игры

Игра может иметь множество различных вариантов: дифференциация групп, участвующих, масштабы рассмотрения проблем управления (макроэкономика, фирма, малый бизнес и пр.), использование компьютера, различные сферы деятельности (промышленность, торговля, транспорт, культура и пр.).

Количество групп участников может быть, как увеличено, так и уменьшено в зависимости от численности студентов в группе и их подготовки. Численность одной группы не может быть менее 5-ти человек. Практика проведения игры показывает, что численность группы более 8-9-ти человек приводит к отсутствию интереса части группы, т.к. не позволяет высказаться всем и выслушать мнения всех членов игровой группы.

Эффективность проведения игры

Эффективность проведения игры определяется ее процессуальными характеристиками:

  • аналитическим поиском управленческих решений;
  • осознанием разнообразия интересов различных слоев общества и искусством защиты собственных интересов;
  • построением аргументации и убеждением оппонентов в процессе проведения дискуссии;
  • возникновением неформальных лидеров и их способностью влиять на группу и представлять ее позиции;
  • появлением навыков делать экспертные выводы и обобщать в практических выводах итоги работы.

Можно оценить эффективность проведения деловой игры посредством анкетирования студентов по параметрам: полезно, интересно, важно, доступно, информативно. Можно добавить оценку и самооценку игры: “я в игре” и “игра для меня”. Можно совместить эти оценки в одну анкету в виде таблицы и предложить оценить эти параметры по 5-тибалльной шкале:

Блиц-оценка

Игра для меня

Я в игре

1 полезно   1 активность  
2 интересно   2 знания  
3 важно   3 помощь другим  
4 доступно    
5 информативно   4 участие в игре  

Для согласования решений в игре на классной доске и на бумаге заполняется следующая таблица:

Согласование решений

Государство

Предприниматели

Владельцы

Профсоюзы

Эксперты

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5