Введение:
Имя Александра Сергеевича Пушкина известно
практически каждому русскому человеку уже с
раннего детства. Многие из нас выросли на его
сказках, стихах, поэмах. Пушкин оставил нам в
наследие множество замечательных произведений.
Его творчество, как и он сам не могли остаться
незаметными. Ещё при жизни Александр Сергеевич
был признан гениальным поэтом и послужил
предметом для творчества многим художником.
Во многих музеях мира можно встретить портреты
поэта, изображение его литературных
героев. Во многих городах стоят памятники А.С.
Пушкину. В его честь названы улицы, площади,
города.
1 слайд
Сегодня мы поговорим о А.С. Пушкине в
изобразительном искусстве.
Как уже говорилось раньше, существует много
портретов с изображением поэта. И именно
благодаря им, мы можем лучше себе представить эту
выдающуюся личность.
2 слайд
Сохранились портреты с изображением
маленького Саши Пушкина. И портрет времён
обучения его в лицеи. Ксавье де Местр.
"Пушкин – ребенок". 1801-1802 гг.
Металлическая овальная пластина, масло.
Атрибуция портрета Н.В. Баранской.
В детском портрете видны характерные черты
Пушкина, менее определенные, чем в портретах
зрелого возраста; выпуклые губы, чуть прижатый
вырез ноздрей, глубокая бороздка посреди
подбородка. Видно, что мальчика причесали перед
позированием. Кудри его приглажены, но отдельные
прядки уже приподнялись, готовые опять завиться.
У малыша живой взгляд серо-голубых блестящих
глаз.
«Саша Пушкин, лицеист». Художник Ю.В.Иванов.
3 слайд
Пушкин любил Царское Село, потому что там прошло его отрочество и юность. Лучше всего поэт это выразил в известных стихах лицейской годовщины 1825 г.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
И как нельзя лучше атмосферу Царского Села сумел передать в своей картине Илья Ефимович Репин.
"Пушкин в Царском Селе", картина 1911.
Картина И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе» исторически конкретна и достоверна. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Много лет спустя, вспоминая этот день, Пушкин напишет:
«Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду... Державин был очень стар... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь... Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли». Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Было ему в ту пору пятнадцать лет.
4 слайд
Посмотрите, как разнообразны прижизненные
портреты А.С. Пушкина. Каждый художник пытался в
них найти что-то своё, но далеко не все они
написаны с натуры.
Пушкин не любил позировать художникам, шутливо
ссылаясь на «арапское безобразие».
Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета
и оба стали классическими, по праву войдя в
историю русской портретописи и отечественной
культуры, как лучшие изображения Пушкина. Один из
них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а
другой – Василию Тропинину.
О поразительном сходстве портрета Кипренского с
Пушкиным говорили его современники. Так,
например, Н.А. Муханов сказал: "С Пушкина списал
Кипренский портрет необычайно похожий»
5 слайд
Пушкинский портрет исполнен О. Кипренским с
большим вдохновением и с полным сознанием
огромной исторической ответственности. Один из
современников так отозвался об этом
Произведении О. Кипренского: "Гений Поэта как
будто бы воодушевил художника... Пусть исследует
художник движения собственной души в те минуты,
когда он одушевлял полотно! Не составил ли себе
сперва идеал характера Поэта, не ловил ли души
его, не разглядывал ли тайн и порывов пламенной
фантазии и не стремился ли потом выразить свои и
его чувства в чертах видимых!" Первое
впечатление от портрета – впечатление
предельной завершенности. Тщательная отделка
деталей, строгая гармония целого создают
ощущение торжественной тишины.
На светлом желто-зеленом фоне рисуется
изображение поэта, одетого в строгий сюртук с
перекинутым через плечо клетчатым
красно-зеленым шотландским пледом (некоторые
исследователи называют его плащом). Изящная
фигура написана в фас, лицо поэта обращено слегка
направо, в ту сторону, где в глубине, за креслом,
стоит бронзовая статуэтка Гения с кифарой в
руках. В лице поэта О. Кипренский мягко передает
его характерные "арапские" черты, густые
каштановые волосы свободно вьются на голове, не
спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь
беспорядочно.
"Портрет А.С. Пушкина" имел успех, хотя и
вызывал споры. Одни отмечали удивительное
сходство, другие (кто привык видеть поэта
подвижным, разговаривающим, кто помнил
необычайно изменчивое выражение лица А.С.
Пушкина) заявляли, что никакого сходства нет. Ф.
Глинка, например, отмечая безупречную
выстроенность портрета, тем не менее, писал А.С.
Пушкину из Петрозаводска: "У меня есть Ваш
портрет, только жаль, что Вы в нем представлены с
некоторой пасмурностью. Нет той веселости,
которую я помню в лице Вашем. Ужели это следствие
печалей жизни?" (Имеется в виду снятая с него
гравюра).
У нас есть драгоценное прочтение портрета самим
Пушкиным – его известное стихотворение
"Кипренскому"
Любимец моды легкокрылой.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид,
Так Риму, Дрездену, Парижу,
Известен впредь мой будет вид.
Оценку портрета, главные критерии сходства здесь определяет "зеркало". Однако поэт увидел не бесстрастное, пассивное отражение, а образ – "но это зеркало мне льстит" – и раскрывает его смысл:
6 слайд
В начале 1827 года поэт заказал свой портрет
московскому художнику В.А. Тропинину, хотя до
недавнего времени считалось, что заказчиком
тропининского произведения был приятель поэта –
Сергей Александрович Соболевский. Отъезжая за
границу, он очень хотел иметь портрет Пушкина
«как он есть, в домашнем его халате,
растрепанного, с заветным мистическим перстнем
на большом пальце одной руки». Но эта версия
неверна, так как из письма самого Соболевского к
М.М. Погодину, опубликованного лишь в 1952 году,
очевидно, что «портрет Тропинину заказал сам
Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с
различными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
Выбор художника не случаен. Василий Андреевич
Тропинин был популярен в московских кругах как
отличный портретист. Обычно он начинал работу с
небольшого этюда маслом, сделанного по первому
впечатлению. Художник весьма дорожил, как он
говорил, «первым присестом». Затем следовало
несколько подготовительных карандашных
набросков, в которых обозначалась главная идея
произведения. И, наконец, последняя стадия –
собственно портрет, завершавшийся в мастерской
художника на Ленивке (в Москве). В этом портрете
художник с наибольшей отчетливостью выразил
свой идеал свободного человека. Он написал
Пушкина в халате, с расстегнутым воротом рубашки
и небрежно повязанным галстуком-шарфом.
Тропининский Пушкин вовсе не приземлен – он так
царственно величав, что кажется невозможным
потревожить его раздумья. Особую внушительность,
почти монументальность сообщают образу поэта
гордая осанка и устойчивая поза, благодаря чему
его домашний халат уподобляется торжественной
античной тоге.
У этого портрета была странная судьба. С него
было сделано несколько копий, а сам оригинал
пропал и появился лишь много лет спустя. Его
купил в московской меняльной лавке директор
московского архива Министерства иностранных дел
М.А. Оболенский, которого Тропинин писал, когда
тот был еще ребенком. Художника просили
подтвердить подлинность портрета и подновить
его, поскольку он был сильно испорчен. Но
Тропинин отказался, сказав, "что не смеет
трогать черты, положенные с натуры и притом
молодой рукой", и только почистил его.
С 1909 года портрет Пушкина находился в собрании
Третьяковской галереи, а в 1937 году перешел в
собственность Всесоюзного музея А.С. Пушкина».
7 слайд
Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина
кисти художника И.Л.Линева
Об авторе портрета ничего не было известно.
Художник стал загадкой для искусствоведов. Имя
художника Линева не встречается в воспоминаниях
современников, не числится ни в каких списках.
Среди реликвий Музея-квартиры А.С. Пушкина в
Санкт-Петербурге есть портрет поэта, написанный
художником И.Л. Линевым. Портрет отличается
глубокой реалистичностью. Поражают грустные,
усталые глаза, печальное выражение изможденного
заботами лица. Пушкиноведы относят написание
этого портрета к 1836 году, портрет признается
последним, написанным при жизни Пушкина. Автор
портрета, видимо, знал и сумел показать тяжелое
душевное состояние поэта в последний, самый
трудный период его жизни. В портрете ощущается не
только понимание духовной драмы Пушкина, но и
глубокое сочувствие поэту. Это наводит на мысль,
что художник должен был принадлежать к кругу
людей, окружавших Пушкина. В портрете ощущается
некоторая торопливость исполнения, напряженное
стремление передать главное, иногда в ущерб
детали – черта, характерная для работы
художника, строго ограниченного временем
позирования модели. Боязнь упустить главное,
очевидно, заставила художника отказаться от
поисков более совершенной внешней формы.
8 слайд
Пушкин и декабристы
В числе приятелей Александра Сергеевича Пушкина было немало будущих декабристов. Он не принадлежал к их союзу, потому что товарищи не считали его достаточно серьезным, способным отдаться одной задаче. Однако он вполне сочувствовал их вольнолюбивым мечтам и энергично выражал свое сочувствие и в разговорах, и в стихах, которые быстро расходились среди молодежи.
9 слайд
Так изображал Пушкин декабристов.
10 слайд
На долю поэта выпадали не только слава и
обожание, но были и изгнание и ссылки в деревню.
Всё это было из-за поддержки Пушкиным
декабристов.
Передовая Россия и после крушения декабризма
видела в Пушкине своего поэта. Об этом говорит и
восторженный прием, который был оказан ему в
Москве после возвращения из ссылки. Н. В. Путята
вспоминает о посещении Пушкиным Большого театра
12 сентября 1826 года: «Когда Пушкин, только что
возвратившийся из деревни, где жил в изгнании...,
вошел в партер, мгновенно пронесся по всему
театру говор, повторявший его имя: все взоры, всё
внимание обратились на него».
Поэтесса Е. П. Ростопчина так описывала появление
Пушкина на гулянье под Новинском «Две
встречи»:
Вдруг всё стеснилось, и с волненьем,
Одним стремительным движеньем
Толпа рванулася вперед...
И мне сказали: «Он идет!
Он, наш поэт, он, наша слава,
Любимец общий!..» Величавый
В своей особе небольшой, —
Но смелый, ловкий и живой,
Прошел он быстро предо мной...
Возможно, это мгновенье сумел уловить и запечатлеть П.И. Челищев. "Пушкин и граф Д.И. Хвостов". Начало 1830г. Бумага, итальянский карандаш. Челищев обладал талантом карикатуриста. Он изобразил Пушкина крупным планом, во весь рост, широко шагающим. На заднем плане миниатюрная фигурка Хвостова, сгорбленная, на полусогнутых тонких ножках. Возникает образ гиганта Пушкина, идущего семимильными шагами, и малютки Хвостова, путающегося у него под ногами (граф Д.И. Хвостов был некогда высмеян А.С.Пушкиным).
11 слайд
После гибели великого поэта было сделано не мало портретов. Были даже наброски, выполненные его коллегами. Например наброски профиля Пушкина, выполненные Н.В. Гоголем в 1837 г. Бумага, чернила, перо, карандаш. На двух набросках профиль поэта, с большим горбатым носом и с усиками, более напоминает самого Гоголя, чем Пушкина.
12-16 слайды
«Сердцу милые места», так можно озаглавить
следующую часть нашей презентации. Это и
Тригорское (около Михайловского), и Петербург и
побережье Черного моря и конечно Болдино.
Пушкин любил природу, она ему давала пищу для
творчества.
Природа у А. С. Пушкина – это волшебный мир,
наполненный чарующими звуками, но кроме этого,
еще и могучая стихия жизни, которая пробуждает в
человеке самые лучшие качества – патриотизм,
свободолюбие, милосердие, мудрость.
Эти минуты откровения, где поет наедине с
природой, сумели уловить многие художники.
17 слайд
И все-таки был художник, сопровождавший Пушкина
в его скитаниях, разделявший с ним его
"блуждающую судьбу", – всюду, где ни
оказывался поэт, художник внимательно
всматривался в меняющиеся черты пушкинского
облика и спешил закрепить их на бумаге. Этот
художник – сам Пушкин. Пушкин великолепно знал
свое лицо, в автопортретах схвачены и переданы
самые разные оттенки его душевного состояния. Не
всегда он изображал себя таким, каким видел,
когда брался за перо или карандаш. Есть портреты
воспоминания: на них он представляет себя в
юности. Есть портреты, где он старается, как бы
заглянуть вперед и представить облик своей
старости. Есть шутливые, нарочно смешные
изображения.
Сам Пушкин невысоко ценил свою внешность:
Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арапский профиль?..
18-19 слайды
А.С.Пушкин глазами наших современников
20 слайд.
Вспомним, с чем сегодня познакомились.
1. В каком году написан первый портрет поэта? (1801-1802г.г.)
2. Кто написал картину «Пушкин в Царском Селе»? (Илья
Репин 1911 г.)
3. С картины какого художника были написаны
несколько копий? (В.А. Тронинина)
4. Кто из писателей пытался изобразить
А.С.Пушкина? (Н.В. Гоголь)
5. Какие два художника изобразили Пушкина на
берегу Чёрного моря? (И.К. Айвазовский, И.Е.
Репин.)
6. В образе, какого литературного героя
запечатлел себя автор? (Онегина)
Использованием ресурсов сети Интернет: