Цели:
- закрепление навыка правильной артикуляции звука «Р»;
- автоматизация правильного произнесения звуков «Р», «РЬ»;
- дифференциация звуков «Р», «РЬ»
- составление предложений по картинкам;
- развитие слухового внимания и слуховой памяти;
- развитие умения ритмично двигаться под музыку.
ХОД ПРАЗДНИКА
Дети под музыку входят в музыкальный зал.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправимся в удивительное путешествие к хозяйке букв и звуков Абвгдейке (Абв).
– На чем хотели бы поехать?
Дети: на паровозе
Песня «Паровоз». Ребят встречает Абвгдейка:
– Здравствуйте гости дорогие.
Мы живем в волшебном мире слов.
Много звуков есть на свете,
шелест листьев, плеск волны.
А бывают – звуки речи,
Мы их тоже знать должны.
– Звуки окружают нас повсюду. Давайте поищем их в моем волшебном лесу.
Изменился очень лес,
Много стало в нем чудес.
Почему светло и чисто,
Блещет солнышко с небес?
Почему зеленый листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Потому что к нам, ребята,
В гости вновь пришла …
Абв: Да, весна кругом видна, вот зеленая трава, просыпаются листочки, солнышко стало пригревать землю.
Выбегает солнышко.
Солнце: Здравствуйте, а вот и я!
Солнце все ребята знают,
Солнце очень уважают.
Солнце светит ярко-ярко,
А под солнцем очень жарко.
Тучка:
Я тучка весенняя, синяя-синяя,
Пусть небольшая, но очень сильная.
Если только захочу –
Всех вас дождичком смочу.
Ох, как жарко мне у вас.
Солнце: Не бойся меня, смотри, что внизу на земле, делается. Вот проснулся ручеек, к солнцу тянется цветок.
Цветок: Цветы головки поднимают и распускают лепестки, и стебли на ветру качают, нас приглашают подойти.
Абв: Какие цветы распускаются весной? (Дети называют) Посмотрите, все цветы собрались у нас на полянке.
Танец под музыку «Вальс цветов».
Подснежник:
Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок
Беленький и нежный.
Медуница:
Лес стоит еще раздетым,
Даль прозрачна, как стекло,
Сколько солнечного света!
Как просторно и светло!
Гнезда вьют лесные птицы,
Заливаются, звенят,
Искры синей медуницы,
Под деревьями горят.
Ландыш:
Ветерок весенний, смелый
В лес весенний залетел
Встрепенулся ландыш белый
И тихонько зазвенел.
Колокольчик из фарфора
Зазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»
И разлился в леса
Мелодичный перезвон.
Одуванчик:
В камышах гнездится цапля,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескала капли
На речные берега.
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.
Кувшинка:
Раскрылись на рассвете
Кувшинки лепестки,
Ласкал весенний ветер
Легкие цветки.
Играют рыбки быстрые,
Мелькают в глубине,
Качаются душистые
Кувшинки на волне.
Ромашки:
Луга, поля привольные,
Дубравы и овражки,
Березы белоствольные
И белые ромашки.
Василек:
Вдоль дороги у межи,
В золотистой спелой ржи,
Словно синенький глазок,
Смотрит в небо василек.
Колокольчик:
Динь-дон, динь-дон,
Льется нежный перезвон,
Так звенит в глуши лесной
Колокольчик голубой
Абв: Цветочки все красивые, как вы думаете, можно ли их срывать?
Стихотворение «Цветы» Т. Собакин. (Дети читают стихотворение каждый по одной строке)
Если я сорву цветок,
если ты сорвешь цветок,
если все, и я, и ты –
если мы сорвем цветы,
то окажутся пустыми:
и деревья и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты.
Если только я и ты,
Все: Если мы сорвем цветы.
Абв: Эти строки напомнили нам о том, что к природе нужно относиться бережно. (Оглядывается).
Ой, смотрите-ка! Дерево загадок в лесу у нас растет,
Лишь самый любознательный на них ответ найдет.
Семь загадок – семь отгадок ожидают смельчаков.
Семь загадок – семь отгадок! Выходите! Кто готов?
Выход каждого героя сопровождается музыкой и характерными движениями.
1. Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)2. В сосне дупло, в дупле тепло,
а кто в дупле живет в тепле. (Белка)3. Зимой спит, летом ульи ворошит.
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (Медведь)4. Хвост пушистый, мех золотистый,
в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)5. За горами, за полями, за высокими лесами.
Хищник-ворище, ночами рыщет, добычу ищет
зубами щелк, кто это? (Волк)6. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
иголок очень много, а нитки не одной. (Еж)7. Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосну
и стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)
Разгадав загадку, ребенок помещает картинку животного в место обитания.
Абв: А сейчас музыкальная загадка, чья музыка прозвучат, тот зверь к нам прибежит.
(Музыкальные фрагменты из песен)
Конкурс «Артистов»
Музыка из мультфильма
Абв: Кто-то к нам сюда спешит и по-моему рычит.
Рысенок: Ой, ты кто?
Тигренок: Тигренок. А ты кто?
Рысенок: А я …ысенок.
Тигренок: Кто-кто?
Рысенок: …ысенок
Тигренок: А мама у тебя кто?
Рысенок: …ысь!
Тигренок: А папа?
Рысенок: …ысище!
Тигренок: Ничего не понимаю!
Рысенок: Почему, это ты не понимаешь?
Тигренок: Да потому, что нет такого зверя.
Рысенок: Как нет? Я-то есть?
Тигренок: Ну значит ты неправильно говоришь! И не выговариваешь какой-то звук!
Абв: Кто подскажет нам друзья, какой звук не выговаривает рысенок? Что же делать, как нам быть, как рысенка научить?
Тигренок: Я знаю, что надо делать! Побежали в детский сад «Росинка». Там быстро ты научишься произносить все звуки.
Рысенок: А как мы туда попадем?
Тигренок: Ой, и правда, я дороги ведь не знаю (Плачут). Кто же нам поможет?
Абв: Мы поможем вам друзья, у меня в гостях ребята из этого детского сада. Они покажут вам дорогу. В самолет скорей проходите и моторы заводите.
Игра «Самолет»
(Абвгдейка снимает корону и накидку, становится логопедом).
Тигр и рысь с детьми возвращаются в детский сад, их встречает логопед.
Логопед: Здравствуйте, ребята, тигрята, рысята.
Тигренок: Мы прилетели в детский сад? Где тут учат звуки выговаривать?
Логопед: Здесь. Заходите, заходите уютом славится наш детский сад.
К речке вы все подходите и в нее вы посмотрите.
Возле речки на дубу белочка живет в дому.
Белка у нас ручная, да затейница какая.
Белка:
Я белочка пушистая, без дела не сижу.
Запас орешков сделаю, грибочков насушу.
- Однажды она проснулась рано-рано в 7 часов утра (Часики)
- Пошла чистить зубки, сначала верхние, потом нижние (Почистим зубки)
- Потом она побежала пить чай из чашечки (Чашечка)
- Белочка пила чай с вареньем (Вкусное варенье)
- После этого она вышла на улицу и побежала качаться на качелях (Качели)
- Иго-го, прискакала ее подружка маленькая лошадка (Лошадка)
- Они вместе пошли гулять по лесу собирать грибочки (Грибок)
- Потом белочка вернулась домой, напекла вкусных блинчиков и угостила лошадку (Блинчик)
Песня «Блины»
Логопед:
Есть у белочки друзья, все рычат они, как я (Р-Р-Р)
Что за звери назовите, нам скорее объясните.
Дети называют животных, которые рычат: львы, собаки, волки, леопарды, пантеры, медведи, тигры
Игра «Звери»
Логопед: Скорей в кружочек становитесь, покружитесь, повернитесь и в зверей вы превратитесь.
Не стучите в эти двери, (Стучат кулаком о ладошку)
Спят уже, наверно, звери! (Ладошки под голову)
Если будете стучать (Грозят пальцев)
Звери могут зарычать (Закрывают лицо ладошкой)
Логопед:
Что вы знаете ребятки,
Про мои загадки!
Где отгадки там конец,
Кто подскажет молодец.
Тигры… (рычат)
Вороны… (кричат)
Ставни… (скрипят)
Кони… (хрипят)
– Есть еще одна игра
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Чистоговорки
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на дворе у нас гора
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – собирайте детвору
Ры-ры-ры, ры-ры-ры – покатаемся с горы
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – очень рада детвора
(Дети садятся на стульчики)
Тигренок: Вот здорово, я тоже умею р-р-рычать. (Рычит на детей, подходит к логопеду и рычит мягко «РЬ»)
Логопед: Ребята, послушайте, а ведь наш тигренок умеет рычать и мягко, ласково и грозно, твердо, давайте и мы порычим как тигренок.
Тигренок: Вот здорово у вас получается. У вас в садике так красиво и все так интересно. Вот домики стоят разноцветные, вы скажите нам друзья, кто живет в них?
Логопед: В этих домиках живут два друга твердый Р и мягкий РЬ. Хотите с ними познакомиться и побывать у них в гостях?
Дети: Да
Логопед: Но очень строгие они и пускают к себе в гости только тех, кто правильно произносит их звуки. (Ребенок подходит к домику и называет слово со звуком Р или Рь и соответственно заходит в нужный дом)
Твердый звук (синий домик) рак |
Мягкий звук (зеленый домик) стрекоза |
Тигренок: Молодцы, вот как здорово у вас, я хочу пуститься в пляс.
Веселый танец. Прилетает сорока
Сорока:
Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку,
Только я одна умею,
Не сбиваюсь, не робею….
Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком.
Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку.
Тигренок: Ну и хвастунья ты сорока! Думаешь, что ты одна скороговорки знаешь? Да я один знаю целых 33! Я даже про тебя скороговорку знаю: «Сороку поймать морока, а сОрок сорОк – сОрок морОк».
Сорока: Подумаешь, морока! (Улетает)
Рысенок: Обиделась.
Тигренок: Пусть не задается. А то расхвасталась, мы тоже кое-что умеем. А не умеем, так научимся!
Ждет внимательного удача!
1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы играть
Я на ушко что зал, ты другому передал.
Игра «Телеграфисты»
Дети делятся на две команды, выбирают капитанов, последние в ряду игроки каждой команды, должны громко произнести переданную им скороговорку. Побеждает та команда, которая раньше закончит передачу и не исказит текст.
Логопед (шепотом):
Береги нос в большой мороз.
Наша Ирина спит на перине.
Волки рыщут, пищу ищут.
Прохор и Пахом ехали верхом.
Логопед: Рысенок и Тигренок, а вы читать умеете? А наши ребята уже учатся и могут составить слово.
(Из начального звука в словах Мышка, Иволга, Рыба составить слово МИР, из начальных звуков Дыня, Облако, Морковка слово ДОМ)
– Молодцы! Смотрите, Рысенок и Тигренок, верно проголодались и устроили чаепитие.
Рысенок: Ой! Какой горячий чай!
Тигренок: Как ты сказал, Рысенок, повтори?
Рысенок: Гор-р-рячий чай! А что?
Тигренок: Ты научился выговаривать «Р»?
Рысенок: Не знаю?
Тигренок: Ну, конечно – ты научился: скажи: друг.
Рысенок: Друг.
Тигренок: Игра.
Рысенок: Игра.
Тигренок: Ура!
Рысенок: Ура, ура!
Логопед: Молодец! Порадуемся за Рысенка, похлопаем в ладоши! А на прощанье подарим нашим новым друзьям корзину и сложим в нее хорошие слова со звуком «Р».
(Тигренок и Рысенок обходят детей и собирают слова: друг , радуга, мир, мороженое, пирог, праздник, торт, дружба, карусель, радость, зефир, пломбир, груши, крекер, мармелад, карамель, спрайт, игрушки, и т.д.)
Рысенок и Тигренок: Спасибо вам, ребята!
Логопед: Вы положили в корзину слово «радость»? А когда вам радостно, что вы делаете?
Дети: Улыбаемся!
Логопед: Верно! Давайте улыбнемся и споем веселую песенку.
Песня «Улыбка».