Праздник правильной речи для детей старшего дошкольного возраста "Я найду слова везде"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • закрепление навыка правильной артикуляции звука «Р»;
  • автоматизация правильного произнесения звуков «Р», «РЬ»;
  • дифференциация звуков «Р», «РЬ»
  • составление предложений по картинкам;
  • развитие слухового внимания и слуховой памяти;
  • развитие умения ритмично двигаться под музыку.

ХОД ПРАЗДНИКА

Дети под музыку входят в музыкальный зал.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправимся в удивительное путешествие к хозяйке букв и звуков Абвгдейке (Абв).

– На чем хотели бы поехать?

Дети: на паровозе

Песня «Паровоз». Ребят встречает Абвгдейка:

– Здравствуйте гости дорогие.

Мы живем в волшебном мире слов.
Много звуков есть на свете,
шелест листьев, плеск волны.
А бывают – звуки речи,
Мы их тоже знать должны.

– Звуки окружают нас повсюду. Давайте поищем их в моем волшебном лесу.

Изменился очень лес,
Много стало в нем чудес.
Почему светло и чисто,
Блещет солнышко с небес?
Почему зеленый листик
Вверх стремится там и тут?
Почему на ветках птички
Звонко песенки поют?
Почему в лесу зверятам
Стало нынче не до сна?
Потому что к нам, ребята,
В гости вновь пришла …

Абв: Да, весна кругом видна, вот зеленая трава, просыпаются листочки, солнышко стало пригревать землю.

Выбегает солнышко.

Солнце: Здравствуйте, а вот и я!

Солнце все ребята знают,
Солнце очень уважают.
Солнце светит ярко-ярко,
А под солнцем очень жарко.

Тучка:

Я тучка весенняя, синяя-синяя,
Пусть небольшая, но очень сильная.
Если только захочу –
Всех вас дождичком смочу.
Ох, как жарко мне у вас.

Солнце: Не бойся меня, смотри, что внизу на земле, делается. Вот проснулся ручеек, к солнцу тянется цветок.

Цветок: Цветы головки поднимают и распускают лепестки, и стебли на ветру качают, нас приглашают подойти.

Абв: Какие цветы распускаются весной? (Дети называют) Посмотрите, все цветы собрались у нас на полянке.

Танец под музыку «Вальс цветов».

Подснежник:

Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок
Беленький и нежный.

Медуница:

Лес стоит еще раздетым,
Даль прозрачна, как стекло,
Сколько солнечного света!
Как просторно и светло!
Гнезда вьют лесные птицы,
Заливаются, звенят,
Искры синей медуницы,
Под деревьями горят.

Ландыш:

Ветерок весенний, смелый
В лес весенний залетел
Встрепенулся ландыш белый
И тихонько зазвенел.
Колокольчик из фарфора
Зазвенел: «Динь-дон, динь-дон!»
И разлился в леса
Мелодичный перезвон.

Одуванчик:

В камышах гнездится цапля,
Дремлет сонная река,
Солнце расплескала капли
На речные берега.
Стали капельки цветами,
Озарили все вокруг!
В новом желтом сарафане
Одуванчиковый луг.

Кувшинка:

Раскрылись на рассвете
Кувшинки лепестки,
Ласкал весенний ветер
Легкие цветки.
Играют рыбки быстрые,
Мелькают в глубине,
Качаются душистые
Кувшинки на волне.

Ромашки:

Луга, поля привольные,
Дубравы и овражки,
Березы белоствольные
И белые ромашки.

Василек:

Вдоль дороги у межи,
В золотистой спелой ржи,
Словно синенький глазок,
Смотрит в небо василек.

Колокольчик:

Динь-дон, динь-дон,
Льется нежный перезвон,
Так звенит в глуши лесной
Колокольчик голубой

Абв: Цветочки все красивые, как вы думаете, можно ли их срывать?

Стихотворение «Цветы» Т. Собакин. (Дети читают стихотворение каждый по одной строке)

Если я сорву цветок,
если ты сорвешь цветок,
если все, и я, и ты –
если мы сорвем цветы,
то окажутся пустыми:
и деревья и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты.
Если только я и ты,
Все: Если мы сорвем цветы.

Абв: Эти строки напомнили нам о том, что к природе нужно относиться бережно. (Оглядывается).

Ой, смотрите-ка! Дерево загадок в лесу у нас растет,
Лишь самый любознательный на них ответ найдет.
Семь загадок – семь отгадок ожидают смельчаков.
Семь загадок – семь отгадок! Выходите! Кто готов?

Выход каждого героя сопровождается музыкой и характерными движениями.

1. Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

2. В сосне дупло, в дупле тепло,
а кто в дупле живет в тепле. (Белка)

3. Зимой спит, летом ульи ворошит.
Лезет в яму до весны, где он спит и видит сны. (Медведь)

4. Хвост пушистый, мех золотистый,
в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

5. За горами, за полями, за высокими лесами.
Хищник-ворище, ночами рыщет, добычу ищет
зубами щелк, кто это? (Волк)

6. Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
иголок очень много, а нитки не одной. (Еж)

7. Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосну
и стоит среди травы, уши больше головы. (Заяц)

Разгадав загадку, ребенок помещает картинку животного в место обитания.

Абв: А сейчас музыкальная загадка, чья музыка прозвучат, тот зверь к нам прибежит.

(Музыкальные фрагменты из песен)

Конкурс «Артистов»

Музыка из мультфильма

Абв: Кто-то к нам сюда спешит и по-моему рычит.

Рысенок: Ой, ты кто?

Тигренок: Тигренок. А ты кто?

Рысенок: А я …ысенок.

Тигренок: Кто-кто?

Рысенок: …ысенок

Тигренок: А мама у тебя кто?

Рысенок: …ысь!

Тигренок: А папа?

Рысенок: …ысище!

Тигренок: Ничего не понимаю!

Рысенок: Почему, это ты не понимаешь?

Тигренок: Да потому, что нет такого зверя.

Рысенок: Как нет? Я-то есть?

Тигренок: Ну значит ты неправильно говоришь! И не выговариваешь какой-то звук!

Абв: Кто подскажет нам друзья, какой звук не выговаривает рысенок? Что же делать, как нам быть, как рысенка научить?

Тигренок: Я знаю, что надо делать! Побежали в детский сад «Росинка». Там быстро ты научишься произносить все звуки.

Рысенок: А как мы туда попадем?

Тигренок: Ой, и правда, я дороги ведь не знаю (Плачут). Кто же нам поможет?

Абв: Мы поможем вам друзья, у меня в гостях ребята из этого детского сада. Они покажут вам дорогу. В самолет скорей проходите и моторы заводите.

Игра «Самолет»

(Абвгдейка снимает корону и накидку, становится логопедом).

Тигр и рысь с детьми возвращаются в детский сад, их встречает логопед.

Логопед: Здравствуйте, ребята, тигрята, рысята.

Тигренок: Мы прилетели в детский сад? Где тут учат звуки выговаривать?

Логопед: Здесь. Заходите, заходите уютом славится наш детский сад.

К речке вы все подходите и в нее вы посмотрите.
Возле речки на дубу белочка живет в дому.
Белка у нас ручная, да затейница какая.

Белка:

Я белочка пушистая, без дела не сижу.
Запас орешков сделаю, грибочков насушу.

  1. Однажды она проснулась рано-рано в 7 часов утра (Часики)
  2. Пошла чистить зубки, сначала верхние, потом нижние (Почистим зубки)
  3. Потом она побежала пить чай из чашечки (Чашечка)
  4. Белочка пила чай с вареньем (Вкусное варенье)
  5. После этого она вышла на улицу и побежала качаться на качелях (Качели)
  6. Иго-го, прискакала ее подружка маленькая лошадка (Лошадка)
  7. Они вместе пошли гулять по лесу собирать грибочки (Грибок)
  8. Потом белочка вернулась домой, напекла вкусных блинчиков и угостила лошадку (Блинчик)

Песня «Блины»

Логопед:

Есть у белочки друзья, все рычат они, как я (Р-Р-Р)
Что за звери назовите, нам скорее объясните.

Дети называют животных, которые рычат: львы, собаки, волки, леопарды, пантеры, медведи, тигры

Игра «Звери»

Логопед: Скорей в кружочек становитесь, покружитесь, повернитесь и в зверей вы превратитесь.

Не стучите в эти двери, (Стучат кулаком о ладошку)
Спят уже, наверно, звери! (Ладошки под голову)
Если будете стучать (Грозят пальцев)
Звери могут зарычать (Закрывают лицо ладошкой)

Логопед:

Что вы знаете ребятки,
Про мои загадки!
Где отгадки там конец,
Кто подскажет молодец.
Тигры… (рычат)
Вороны… (кричат)
Ставни… (скрипят)
Кони… (хрипят)

– Есть еще одна игра
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.

Чистоговорки

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на дворе у нас гора
Ру-ру-ру, ру-ру-ру – собирайте детвору
Ры-ры-ры, ры-ры-ры – покатаемся с горы
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – очень рада детвора

(Дети садятся на стульчики)

Тигренок: Вот здорово, я тоже умею р-р-рычать. (Рычит на детей, подходит к логопеду и рычит мягко «РЬ»)

Логопед: Ребята, послушайте, а ведь наш тигренок умеет рычать и мягко, ласково и грозно, твердо, давайте и мы порычим как тигренок.

Тигренок: Вот здорово у вас получается. У вас в садике так красиво и все так интересно. Вот домики стоят разноцветные, вы скажите нам друзья, кто живет в них?

Логопед: В этих домиках живут два друга твердый Р и мягкий РЬ. Хотите с ними познакомиться и побывать у них в гостях?

Дети: Да

Логопед: Но очень строгие они и пускают к себе в гости только тех, кто правильно произносит их звуки. (Ребенок подходит к домику и называет слово со звуком Р или Рь и соответственно заходит в нужный дом)

Твердый звук (синий домик)

рак
рыба
рука
радуга
ракета
робот
мотор
забор
топор

Мягкий звук (зеленый домик)

стрекоза
речка
репка
черепаха
ириска
моряк
ребенок
карета
грибок

Тигренок: Молодцы, вот как здорово у вас, я хочу пуститься в пляс.

Веселый танец. Прилетает сорока

Сорока:

Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку,
Только я одна умею,
Не сбиваюсь, не робею….
Жил колпак под колпаком,
С колпачихой был знаком.
Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку.

Тигренок: Ну и хвастунья ты сорока! Думаешь, что ты одна скороговорки знаешь? Да я один знаю целых 33! Я даже про тебя скороговорку знаю: «Сороку поймать морока, а сОрок сорОк – сОрок морОк».

Сорока: Подумаешь, морока! (Улетает)

Рысенок: Обиделась.

Тигренок: Пусть не задается. А то расхвасталась, мы тоже кое-что умеем. А не умеем, так научимся!

Ждет внимательного удача!
1, 2, 3, 4, 5, начинаем мы играть
Я на ушко что зал, ты другому передал.

Игра «Телеграфисты»

Дети делятся на две команды, выбирают капитанов, последние в ряду игроки каждой команды, должны громко произнести переданную им скороговорку. Побеждает та команда, которая раньше закончит передачу и не исказит текст.

Логопед (шепотом):

Береги нос в большой мороз.
Наша Ирина спит на перине.
Волки рыщут, пищу ищут.
Прохор и Пахом ехали верхом.

Логопед: Рысенок и Тигренок, а вы читать умеете? А наши ребята уже учатся и могут составить слово.

(Из начального звука в словах Мышка, Иволга, Рыба составить слово МИР, из начальных звуков Дыня, Облако, Морковка слово ДОМ)

– Молодцы! Смотрите, Рысенок и Тигренок, верно проголодались и устроили чаепитие.

Рысенок: Ой! Какой горячий чай!

Тигренок: Как ты сказал, Рысенок, повтори?

Рысенок: Гор-р-рячий чай! А что?

Тигренок: Ты научился выговаривать «Р»?

Рысенок: Не знаю?

Тигренок: Ну, конечно – ты научился: скажи: друг.

Рысенок: Друг.

Тигренок: Игра.

Рысенок: Игра.

Тигренок: Ура!

Рысенок: Ура, ура!

Логопед: Молодец! Порадуемся за Рысенка, похлопаем в ладоши! А на прощанье подарим нашим новым друзьям корзину и сложим в нее хорошие слова со звуком «Р».

(Тигренок и Рысенок обходят детей и собирают слова: друг , радуга, мир, мороженое, пирог, праздник, торт, дружба, карусель, радость, зефир, пломбир, груши, крекер, мармелад, карамель, спрайт, игрушки, и т.д.)

Рысенок и Тигренок: Спасибо вам, ребята!

Логопед: Вы положили в корзину слово «радость»? А когда вам радостно, что вы делаете?

Дети: Улыбаемся!

Логопед: Верно! Давайте улыбнемся и споем веселую песенку.

Песня «Улыбка».