Управление внедрением технологии организации образовательного процесса в детском саду

Разделы: Работа с дошкольниками, Администрирование школы


Качество жизни и качество образования определены какодни из главных ориентиров политики государства. Управление образованием – это обеспечение взаимодействия участников образовательного процесса по достижению запланированных результатов.

Внедрение новых технологий всегда связано с преодолением некоторых препятствий, в первую очередь, социально-психологического характера. Причина их возникновения заключается в непринятии нового, страхе новизны, неверии в собственные силы, наличии эмоционального выгорания у педагогов.

 Современные требования к организации образовательного процесса отличаются:

  • исключением специально организованных форм взаимодействия с детьми в виде занятий вплоть до подготовительной группы;
  • спонтанностью организации образовательного процесса в группах раннего возраста;
  • использованием комплексно-тематического принципа в организации образовательной деятельности;
  • интеграцией совместной деятельности ребенка с взрослым и самостоятельной деятельностью ребенка.

Выбор руководителем верной стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Прежде чем принять управленческие решения, мною проводится анализ внутренней среды организации и внешних условий ее существования, в ходе которого определяются преимущества и недостатки, а также возможности и угрозы по основным объектам управления. Затем определяются стратегические цели и тактические задачи, которые направлены на эффективную деятельность детского сада. В связи с этим целью моей управленческой деятельности является повышение качества образовательного процесса посредством управления внедрением новых технологий организации образовательного процесса.

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

  • разработать образовательную программу детского сада, модель организации и управления организацией образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;
  • внести коррективы в циклограммы деятельности специалистов детского сада;
  • создать систему морального и материального стимулирования активности педагогов и другого персонала детского сада;
  • обеспечить эффективное методическое сопровождение педагогов и другого персонала детского сада по их профессиональному развитию;
  • способствовать вовлечению родителей в процесс планирования, организации и управления образовательной деятельностью;
  • создать предметно-пространственную и предметно-развивающую среду в дошкольных группах в соответствии с ФГТ;
  • совершенствовать систему информационного обеспечения, направленную на эффективное управление внедрением новых технологий в организацию образовательного процесса.

Предполагаемый результат образовательной деятельности, к которому мы стремимся, включает:

  • соответствие целей, содержания, результатов образовательной деятельности требованиям ФГТ ;
  • наличие Образовательной программы, циклограмм деятельности специалистов;
  • снижение заболеваемости детей и повышение уровня физической подготовленности детей;
  • сформированность интегративных качеств детей;
  • легкая адаптация воспитанников к новым жизненным условиям в детском саду и в школе, их эмоциональное благополучие;
  • профессиональное развитие педагогов: повышение уровня квалификации, образовательного уровня, мотивации к инновационной деятельности;
  • включенность родителей в планирование, организацию и управление образовательным процессом детского сада;
  • удовлетворенность потребителей услуг деятельностью детского сада.

В механизме решения перечисленных задач огромное значение придается кадровому потенциалу детского сада.

Что такое кадровый потенциал?

Это штатная численность педагогов и ее фактическое наличие;

  • это образовательный уровень и профессиональная квалификация педагогов;
  • это физическое и психологическое здоровье педагогов,
  • это психологическая готовность педагогов к инновациям и способность к достижению необходимого позитивного результата;
  • это способность педагогов к творческим преобразованиям окружающей действительности и положительная мотивация по отношению к новому, то есть совокупность множества составляющих, которые влияют на профессиональное развитие кадров.

Каждая инновация обязательно влияет на внутреннюю среду организации и требует адаптации к изменениям как самой организации, так и ее сотрудников. На основе разработок Э.А. Орловой были выделены следующие идеальные типы реагирования педагогов на инновации: активное участие, активное или пассивное сопротивление, неучастие. В нашем детском саду первоначально преобладал процент педагогов, которые относились к группе с активным сопротивлением и пассивным типом реагирования на инновации. Затем при поддержке администрации детского сада и МАДОУ, высокой степени мотивации педагогов-новаторов активно происходил процесс личностного и профессионального развития педагогов и постепенно соотношение изменилось: увеличилось количество педагогов активно участвующих во внедрении нововведений на 50%. Приложение №1, слайд 7.

Таким образом мы считаем, что инновационная деятельность является движущей силой в профессиональном развитии педагогического коллектива, в повышении качества дошкольного образования.

В нашем детском саду организована работа по нескольким инновационным направлениям. Приложение №1, слайд 8. Педагогический коллектив внедряет в практику работы с детьми технологию программы «Сообщество”, адаптированную к социокультурной среде в России О.Л. Князевой. В основе данной технологии лежат гуманистические подходы, в центре – удовлетворение и развитие потребностей личности, а результатом является развитие у каждого ребенка:

  • творческого начала, воображения, изобретательности;
  • способности к критическому мышлению и умению делать самостоятельный выбор;
  • способности выявлять проблемы и самостоятельно находить их решение.

Как же осуществляется управление внедрением новых технологий организации образовательного процесса в нашем детском саду?

С целью решения первой задачи издано распоряжение о создании рабочей группы по разработке образовательной программы детского сада. Специалистами детского сада создана модель организации образовательного процесса. Мною разработана модель управления организацией образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, которая осуществляется поэтапно: 1 этап- организация нововведения, 2 этап – внедрение нововведения, 3 этап – анализ результатов внедрения нововведения. Приложение №1, слайд 10. Управление внедрением новой технологии осуществлялось посредством системного и функционального подхода. В обобщенном виде схема представлена в Приложении №1, слайд 11.

Реализация второй задачи осуществлялась посредством обсуждения на Совете специалистов новых циклограмм профессиональной деятельности специалистов и утверждения их заведующим. Внедрение происходило постепенно. Первоначально к работе в Центрах активности подключился воспитатель по изодеятельности, который организовывал продуктивную деятельность в Центре искусства, ориентируясь на темы проектов. В последующий период в работу включились: учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальные руководители. Специалисты предварительно обсуждают совместно с воспитателями содержание деятельности в соответствии с обозначенной темой и продумывают мотивацию для детей на организацию совместной деятельности, которую предлагают на утреннем сборе. Далее они вместе с детьми обсуждают полученные результаты на итоговом групповом сборе. В приложении №1, слайд 13 представлен вариант циклограммы деятельности учителя-логопеда с учетом его совместной работы с детьми в Центрах активности .

Третья задача решалась посредством анализа деятельности специалистов, направленного на определение дополнительных нагрузок в пределах рабочего времени и применения стимулирующих надбавок за интенсивность труда. Для педагогов, работающих в инновационном режиме, создана система морального и материального стимулирования, способствующая их саморазвитию и самореализации. Очень важна самомотивация профессиональной деятельности, которая заключается в наличии личностного смысла той деятельности, которую специалист осуществляет, в установлении приоритета дел, разделении трудной задачи на этапы, установлении сроков и награды для себя при своевременном выполнении работы.

Важным моментом для решения четвертой задачи по методическому сопровождению профессионального развития педагогов является подготовка воспитателей способных работать в логике комплексно-тематической модели, умение планировать темы, исходя из интересов детей, и, соответствующим образом, организовывать образовательный процесс.

Как же организуется образовательный процесс в нашем детском саду?

Он представляет собой реализацию ряда проектов. Каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей.

Продолжительность проекта - от одного дня до целого года в зависимости от условий реализации и характера темы. Организация детской деятельности основывается на выборе детьми центров активности по интересам, когда ребенок действует в каком-либо центре, не переходя в другие. Данный вариант оптимален для детей 3-4 лет. Для детей 4-7 лет организация детской деятельности предполагает переходы из одного центра активности в другой после достижения детьми результата.

Воспитатели осуществляют педагогическое исследование посредством ведения мониторинга достижений в журнале наблюдений за развитием каждого ребенка. Они ведут чек-листы для оценки и анализа проведения различных режимных моментов, традиций программы «Сообщество» (утренний сбор, работа в центрах, итоговый сбор), сообщают родителям в виде «мини-писем» или записей в блокнотиках об успехах и достижениях детей.

Организация образовательной деятельности посредством осуществления проектной деятельности, основанной на интересе детей, позволяет сделать жизнь детей в детском саду живой и насыщенной, а образовательный процесс – мотивированным. Взаимодействие детей, сотрудников и родителей в ходе работы в центрах активности позволяет сформировать единое сообщество детского сада.В образовательном процессе в качестве ассистентов участвуют: дети старшего дошкольного возраста, младшие воспитатели, родители, специалисты, медицинский персонал и другие категории работников детского сада, в зависимости от темы проекта.

 В целях повышения качества образовательной деятельности и обеспечения постоянного профессионального роста педагогов детский сад сотрудничает с ведущими специалистами научных учреждений г. Екатеринбурга, г. Санкт-Петербурга и г. Москвы. В течение 2007-2011 годов на базе детского сада организовались теоретико-практические семинары по освоению и внедрению технологии программы «Сообщество», на которых обучались как педагоги, так и младшие воспитатели детского сада. В рамках решения четвертой задачи организована система работы по наставничеству, работает Школа молодого педагога в детском саду.

Таким образом методическое сопровождение профессионального развития педагогов обеспечило получение педагогами навыков проектной, исследовательской и аналитической деятельности, а мотивация администрацией МАДОУ детского сада «Росинка» и детского сада №10 «Теремок» способствовала снижению у педагогов страха при переходе на комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса посредством внедрения технологии программы «Сообщество». Результатом является то, что за последние два года увеличилось количество педагогов, использующих технологию программы «Сообщество», на 13 человек.

Укомплектованность кадрами в детском саду составляет 100%, высшее образование имеют 55% педагогов, квалификационные категории - 91% , педагогический стаж более 10 лет - 70% педагогов, что свидетельствует об их достаточной профессиональной компетентности в области дошкольного образования.

Хотелось бы отметить, что с целью решения пятой задачи взаимодействие с ребенком строится на основе изучения его воспитательного микросоциума семьи посредством проведения тестирования, анкетирования, опроса и т.д. Основное внимание уделяется вовлечению родителей непосредственно в деятельность cтимулирования развития ребенка, в планирование и проектную деятельность. Специалисты детского сада консультируют родителей по интересующим их темам и проблемам в развитии ребенка. Ежегодно педагогами организуется концертно-театрализованная деятельность, выставки детского творчества, Олимпиада детского сада и другие мероприятия совместно с родителями.

С целью обеспечения государственно-общественного характера управления детским садом мы привлекаем родителей к участию в работе Управляющего Совета МАДОУ, Совета родителей МАДОУ и детского сада, Совета педагогов. Они с желанием работают в центрах активности, устанавливают социальное партнерство с другими организациями.

Благодаря усилиям воспитателей и специалистов детского сада возросла активность родителей, направленная на создание условий для оздоровления и всестороннего развития детей, а также повысилась их включенность в образовательный процесс: увеличилось количество семей - «участников» на 17%, уменьшилось количество семей -«заказчиков» на 8% и семей - «наблюдателей» - на 9%. Приложение №1, слайд 18.

С целью ранней адаптации детей микрорайона к условиям нашего детского сада, обеспечения их эмоционального благополучия педагоги организуют работу предадаптационных групп, музыкально-ритмические занятия, консультации, поэтому на протяжении последних 5 лет у нас нет детей с тяжелой степенью адаптации, а дети посещающие предадаптационные группы более легко адаптируются к условиям детского сада.

Поддержание и развитие материально-технической базы является одним из важнейших условий успешного осуществления образовательного процесса. В рамках решения шестой задачи в детском саду создана достаточная предметно-пространственная и предметно-развивающая среда индивидуально-ориентированная на каждого ребенка по центрам активности: центр игры и драматизации, центр литературы, центр познания и науки, искусства, кулинарии, центр конструирования, математики и открытой площадки.

В детском саду созданы все необходимые условия дляреализации индивидуальных способностей детей. Детям предоставляется 7 видов бесплатных и 2 вида платных дополнительных образовательных услуг по всем направлениям образовательного процесса:

  • физическое развитие: секция «Здоровячок» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; Школа пловца, секция «Фитнес-аэробика»;
  • социально-личностное развитие: кружок «Азбука общения»;
  • познавательно-речевое развитие: кружок «Английский язык», кружок «Азбука здоровья»;
  • художественно-эстетическое развитие: кружок «Умелые ручки», музыкально-ритмические занятия, театральный кружок.

С целью решения седьмой задачи по эффективному управлению внедрением
новых технологий организации образовательного процесса внесены коррективы в систему информационного обеспечения. Она составлена с ориентацией на объекты управления, указаны критерии оценки, кратность подачи информации и ответственные лица, позволяя отследить динамику достижений детей и сотрудников детского сада и на основании этих данных принять соответствующие управленческие решения.Приложение №1, слайд 20.

Детский сад осуществляет активное сотрудничество с социумом, обогащающие содержание деятельности детского сада, а также созданы оптимальные условия, обеспечивающие качественные результаты: положительную динамику уровня школьной зрелости и общих способностей детей старшего дошкольного возраста. Приложение №1, слайды 21, 22.

Таким образом образование в детском саду ориентировано на создание комплекса условий в которых происходит формирование интегративных качеств детей, обеспечивается открытость деятельности детского сада педагогическому сообществу и родительской общественности, имеются положительные отзывы. Приложение №1, слайды 23-26.

Надеемся практика управления внедрением новых технологий организации образовательного процесса позволит коллективу детского сада №10 «Теремок» достаточно успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с ФГТ.