Тип урока: урок постановки учебной задачи, анализа и выполнения практических действий..
Цели урока: Создание учебных условий для введения понятия неопределённой формы глагола – инфинитива. Выделение способов определения данной неспрягаемой глагольной формы. Формирование умений ставить глаголы в начальную форму, составлять предложения с глаголами в неопределённой форме. Воспитание дружеских доброжелательных отношений друг к другу, чувства взаимопомощи, умения выслушать другого. Создание благополучного эмоционального климата на уроке с целью сохранения психического равновесия учащихся.
Учебные задачи: Сформулировать учебную задачу определения нового понятия – неопределённой формы глагола. Научиться отличать инфинитив от других глагольных форм, ставить глаголы в неопределённую форму, уместно употреблять в речи глаголы в неопределённой форме. Уметь аргументировать свой выбор.
Понятия: части речи, глагол, изменение глагола по лицам (в формах настоящего и будущего времени), числам и временам, а в прошедшем времени по родам, неизменяемая форма глагола – инфинитив.
Ход урока
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой на работу на уроке.
Запись даты в тетради.
2.Создание учебной ситуации.
Задание 1. На карточках записаны слова: существительное, прилагательное, корень, глагол, приставка, союз, окончание, местоимение, суффикс, предлог, основа.
Нужно разложить слова в две корзинки. (Работа проводится в групповой форме с целью отличия частей речи от частей слова.)
Обоснование выбранной классификации.
Задание 2. – К какой части речи относятся слова, записанные на доске?
- По каким грамматическим признакам вы определили данную часть речи?
На доске записаны слова: хожу, летала, заснёшь, бежать, уезжали, учатся, умножите, радоваться, узнаем, светило, испечь, читаете, нести, пишешь, отнёс, запретят.
- Разделите слова на четыре равные группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик.
- Что надо было понять перед тем, как записывать слова? (По какому признаку их группировать.)
- Как вы рассуждали?
- Что объединяет слова, входящие в каждую группу?
(Слова можно разбить на группы: 1-наст.вр., 2-прош.вр., 3-буд.вр., 4-не имеют времени. Если делить на другие группы, то количество групп и слов в группе не отвечают условию.)
- Определите известные вам грамматические категории глаголов в каждой группе слов. (Учащиеся определяют число, время, лицо (в наст. и буд. вр.), род (в пр. вр.). «Ловушка» - в последней группе слов ничего определить нельзя.)
- Как можно назвать такую форму глагола?
- В русском языке её называют неопределённой формой глагола – инфинитивом.
3. Постановка учебной задачи.
Определение новой группы слов.
- Что объединяет все глаголы в неопределённой форме?
Составление модели.
- Можно ли поставить глаголы из трёх предыдущих групп в неопределённую форму?
- Каким способом?
4. Физминутка.
- Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише –
Деревцо всё выше, выше. (Слова сопровождаются движениями.) - И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. Повороты туловища налево и направо. Повторить 6-8 раз.
- Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п.- стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперёд, 8 – и.п. Повторить 4 раза. Темп медленный.
5. Упражнение в постановке глаголов в неопределённую форму.
Выполнение упражнения 106.
- Спишите предложения. Слова в скобках ставьте в неопределённую форму.
Интересно (смотрю) соревнования пловцов.
Летом мы решили (хожу) в походы.
Пора (делаю) уроки.
Брат помогал мне (решаю) задачу.
Надо (вскипячу) воду в чайнике.
Товарищ обещал (принесу) мне интересную книгу.
Книги надо (берегу).
- Почему форма глагола называется неопределённой?
Сведения о русском языке: Неопределённая форма глагола является начальной формой для любого глагола.
6. Вычленение из текста на слух глаголов в неопределённой форме.
- Внимательно послушайте текст.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
(В.Берестов.)
- Назовите услышанные вами глаголы в неопределённой форме.
(Обратить внимание на глаголы прочти и почитай – они стоят в форме повелительного наклонения и не являются инфинитивом.)
7. Игра «Подбери к картинке глаголы в неопределённой форме».
(Наблюдение за образованием глаголов-синонимов.)
(Возможные варианты ответов:
- Нести – тащить.
- Обнаружить – найти – отыскать.
- Везти – катить.
- Сажать – озеленять.
- Поливать – орошать.
- Рыть – копать.
- Ходить – гулять – бродить.)
8. Итоговая рефлексия.
- Что вы делали на уроке?
- Где возникли трудности?
- Над чем ещё нужно поработать?
- Какую форму глагола называют инфинитивом?
- Научились ли вы ставить глаголы в инфинитив?
- Чему ещё вы научились на уроке?
9. Домашнее задание.
1. Выполнить упражнение 110. (Списать, ставя глаголы в скобках в неопределённую форму.)
2. Составить четверостишие с глаголами в неопределённой форме.