Урок русского языка в 4-м классе по теме "Определение понятия неопределенной формы глагола – инфинитива"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок постановки учебной задачи, анализа и выполнения практических действий..

Цели урока: Создание учебных условий для введения понятия неопределённой формы глагола – инфинитива. Выделение способов определения данной неспрягаемой глагольной формы. Формирование умений ставить глаголы в начальную форму, составлять предложения с глаголами в неопределённой форме. Воспитание дружеских доброжелательных отношений друг к другу, чувства взаимопомощи, умения выслушать другого. Создание благополучного эмоционального климата на уроке с целью сохранения психического равновесия учащихся.

Учебные задачи: Сформулировать учебную задачу определения нового понятия – неопределённой формы глагола. Научиться отличать инфинитив от других глагольных форм, ставить глаголы в неопределённую форму, уместно употреблять в речи глаголы в неопределённой форме. Уметь аргументировать свой выбор.

Понятия: части речи, глагол, изменение глагола по лицам (в формах настоящего и будущего времени), числам и временам, а в прошедшем времени по родам, неизменяемая форма глагола – инфинитив.

Ход урока

1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой на работу на уроке.

Запись даты в тетради.

2.Создание учебной ситуации.

Задание 1. На карточках записаны слова: существительное, прилагательное, корень, глагол, приставка, союз, окончание, местоимение, суффикс, предлог, основа.

Нужно разложить слова в две корзинки. (Работа проводится в групповой форме с целью отличия частей речи от частей слова.)

Обоснование выбранной классификации.

Задание 2. – К какой части речи относятся слова, записанные на доске?

- По каким грамматическим признакам вы определили данную часть речи?

На доске записаны слова: хожу, летала, заснёшь, бежать, уезжали, учатся, умножите, радоваться, узнаем, светило, испечь, читаете, нести, пишешь, отнёс, запретят.

- Разделите слова на четыре равные группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик.

- Что надо было понять перед тем, как записывать слова? (По какому признаку их группировать.)

- Как вы рассуждали?

- Что объединяет слова, входящие в каждую группу?

(Слова можно разбить на группы: 1-наст.вр., 2-прош.вр., 3-буд.вр., 4-не имеют времени. Если делить на другие группы, то количество групп и слов в группе не отвечают условию.)

- Определите известные вам грамматические категории глаголов в каждой группе слов. (Учащиеся определяют число, время, лицо (в наст. и буд. вр.), род (в пр. вр.). «Ловушка» - в последней группе слов ничего определить нельзя.)

- Как можно назвать такую форму глагола?

- В русском языке её называют неопределённой формой глагола – инфинитивом.

3. Постановка учебной задачи.

Определение новой группы слов.

- Что объединяет все глаголы в неопределённой форме?

Составление модели.

- Можно ли поставить глаголы из трёх предыдущих групп в неопределённую форму?

- Каким способом?

4. Физминутка.

  1. Дует ветер нам в лицо.
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише –
    Деревцо всё выше, выше. (Слова сопровождаются движениями.)
  2. И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. Повороты туловища налево и направо. Повторить 6-8 раз.
  3. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п.- стоя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперёд, 8 – и.п. Повторить 4 раза. Темп медленный.

5. Упражнение в постановке глаголов в неопределённую форму.

Выполнение упражнения 106.

- Спишите предложения. Слова в скобках ставьте в неопределённую форму.

Интересно (смотрю) соревнования пловцов.
Летом мы решили (хожу) в походы.
Пора (делаю) уроки.
Брат помогал мне (решаю) задачу.
Надо (вскипячу) воду в чайнике.
Товарищ обещал (принесу) мне интересную книгу.
Книги надо (берегу).

- Почему форма глагола называется неопределённой?

Сведения о русском языке: Неопределённая форма глагола является начальной формой для любого глагола.

6. Вычленение из текста на слух глаголов в неопределённой форме.

- Внимательно послушайте текст.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
- Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
- Ну, почитай ещё страницу!
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
(В.Берестов.)

- Назовите услышанные вами глаголы в неопределённой форме.

(Обратить внимание на глаголы прочти и почитай они стоят в форме повелительного наклонения и не являются инфинитивом.)

7. Игра «Подбери к картинке глаголы в неопределённой форме».

(Наблюдение за образованием глаголов-синонимов.)

(Возможные варианты ответов:

  1. Нести – тащить.                                           
  2. Обнаружить – найти – отыскать.  
  3. Везти – катить.                                                         
  4. Сажать – озеленять.
  5. Поливать – орошать.                                              
  6. Рыть – копать.                                                          
  7. Ходить – гулять – бродить.)                                              

8. Итоговая рефлексия.

- Что вы делали на уроке?

- Где возникли трудности?

- Над чем ещё нужно поработать?

- Какую форму глагола называют инфинитивом?

- Научились ли вы ставить глаголы в инфинитив?

- Чему ещё вы научились на уроке?

9. Домашнее задание.

1. Выполнить упражнение 110. (Списать, ставя глаголы в скобках в неопределённую форму.)

2. Составить четверостишие с глаголами в неопределённой форме.