Цель: познакомить учащихся с одной из важнейших отраслей – растениеводство; развивать любознательность, ценностное отношение к природе родного края.
Оборудование: учебник Н.Я. Дмитриевой «Мы и окружающий мир» 4 класс, рпоектные работы учащихся на тему: «Растениеводство КБР», карта «Природные зоны КБР», компьютер, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Учащиеся поворачиваются друг к другу лицом, улыбаются, желают успехов друг другу, садятся.
2. Учитель проверяет готовность к уроку.
Ну-ка, проверь, дружок, все ли на месте и в порядке –
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят и внимательно глядят!
Все ль готовы думать и задания выполнять?
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили о животноводстве вообще и о животноводстве нашего края. Будьте внимательны, так как эта тема связана с будущей темой. Итак, вспомните, какие же отрасли животноводства развиты в России?
Аскер: Скотоводство, овцеводство, коневодство, птицеводство, рыболовство, пчеловодство.
Учитель: А в нашем крае?
Аскер: Уверен, все, кроме рыболовства.
Учитель: На прошлом уроке я от вас много узнала о каждой из данных отраслей. Мне хочется немного добавить. Расскажу вам немного о коневодстве в нашей республике. Коневодство в Кабардино-Балкарии имело большое значение с давних времен. Лошадь была единственной опорой в сельском хозяйстве и средством передвижения (показ слайда, приложение). Со временем значение лошади в народном хозяйстве снизилось в результате механизации. Сейчас растет спрос на лошадей у спортивных организаций. В республике 2 специальных хозяйства коневодов: в Зольском и Майском районах (показ слайдов, приложение). Во время ВОВ КБР поставляла фронту лошадей из которых создавались конные дивизии (показ слайдов, приложение).
Оля: Можно добавить? В районе Стрелки стоит памятник героям 115 кавалерийской дивизии, павшим за освобождение нашей республики (показ слайда, приложение).
Руслан: А мне папа говорил, что однажды во время посещения Б.Н. Ельциным КБР, ему предоставили в подарок лошадь элитной породы (показ слайда, приложение).
Учитель: Молодцы! А почему в нашей республике не разводят оленей, верблюдов?
Алина: Разрешите мне ответить! Я думаю, что они не являются продуктивными, не смогут приспособиться к местным условиям.
Саша: Хочу добавить. А также из-за отсутствия кормовой базы.
Учитель: Какие задачи стоят перед учеными данной отрасли?
Аслан: Ученые стараются сохранить породы домашних животных, выведенных человеком, совершенствуют их, создают новые.
Учитель: Я довольна вашими ответами. Умницы! А кто из вас знает загадки о домашних животных?
Дети загадывают 3-4 загадки.
III. Физическая пауза.
1. Доска (напечатан отрывок стихотворения Адама Шогенцукова «Эльбрус»).
Стоит Эльбрус в овечьей шкуре,
Стоит в папахе ледяной,
На мир глядит и брови хмурит
Зимой, и летом, и весной.
Учитель: Прочтите про себя отрывок, наберите полную грудь воздуха, произнесите данные слова на выдохе вслух. (Дети выполняют, им интересно). А сейчас повернули головы налево, затем направо, вздохнули глубоко, выдохнули, настроили себя на дальнейшую работу и тихонько сели. (Дети выполняют упражнения и садятся).
IV. Новая тема.
(На экране появляется название темы «Растениеводство»).
Учитель: Итак, наша тема сегодняшнего урока…
Дети: Растениеводство.
Учитель: А кто из вас сможет разъяснить значение этого слова.
Жанна: Очень просто: растения водить, разводить.
Учитель: Молодец! Скажите мне, а на какие отрасли можно разделить растениеводство? Я прошу вас пользоваться докладами, конспектами, зарисовками, сделанными дома самостоятельно.
Имам: Я уверен, на несколько самостоятельных отраслей: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство.
(На экране появляется).
Отрасли растениеводства: полеводство, овощеводство, садоводство, лесоводство, цветоводство.
Учитель: Что вы заметили, прочитав запись?
(Дети пересматриваются).
Ангелина: Мне кажется, названия говорят сами за себя.
Полеводство – работа в поле,
Овощеводство – разводить овощи,
Цветоводство – разводить цветы,
Садоводство – разводить сады,
Лесоводство – разводить леса.
Учитель: Кто сможет поделиться информацией об этих отраслях?
Даниил: Все отрасли растениеводства имеют большое значение для человека, но самой главной является полеводство (Показ слайда, приложение). Пшеница – главная зерновая культура. Поля Прохладненского, Баксанского, Терского, Урванского районов (показывает по карте) частично засевают этой зерновой культурой. Из пшеничной муки производят различные хлебобулочные изделия. (Показ слайдов, приложение).
Ира: А я хочу рассказать вам о кукурузе (показ слайда, приложение). Кукуруза также является важной зерновой культурой. Она любит влагу, поэтому ее выращивают большей частью в предгорьях КБР (показывает по карте). Кукуруза появилась в Псыгансу в 1860 году.
Саша (добавляет): зерна кукурузы перерабатываются на крахмал, глюкозу, спирт, муку, из стеблей кукурузы получают силос – корм для скота. Он повышает его продуктивность.
Учитель: А сейчас загадка:
«Повернулось к солнцу золотое донце»
Дети (хором): Подсолнух.
Асуана (тянет руку): Можно мне рассказать о подсолнечнике, пожалуйста. Подсолнечник – засухоустойчивая культура, поэтому засевают его в сухостепной зоне – это в Прохладном, Терском, Баксанском, Зольском, Урванском районах КБР (показывает по карте). Из подсолнечника делают масло, кормят животных.
Учитель: Умница! А мне хочется поведать вам, ребята, о просе (показ слайда, приложение).
Просо – одно из древних традиционных культур горцев. Просо возделывалось адыгами на равнинах, балкарцы стали заниматься этой культурой в 19 веке, после того, как переместились с гор в предгорья (показ слайда). А.С. Пушкин в поэме «Кавказский пленник», написанной в 1821 году говорил:
Черкешенка тропой тенистой
Приносит пленнику вино
Кумыс и ульев сок душистый
И белоснежное пшено.
Всем известное пшено – это и есть просо (показ слайда, приложение).
Алик (с гордостью): Моя бабушка варит пасту из пшена, подает ее к отварной курице. Это очень вкусно! Я попрошу бабулю приготовить это вкусное блюдо и обязательно приглашу вас его отведать (дети улыбаются).
Учитель показывает овес, гречку, дети рассказывают о значении этих культур.
Учитель: А какая зерновая культура не выращивается в нашей республике?
Вова: А я знаю – это рис. Так как климат не подходит ему.
И снова загадка.
Учитель:
И зелен, и густ
На грядке вырос куст,
Покопай немножко
Под кустом…
Дети (хором): Картошка.
Учитель: Как вы думаете, картофель относится к полеводству?
Асхад: Я думаю, да. Эту культуру выращивают в поле. Мне очень нравится этот овощ. Без картофеля нельзя приготовить хорошего супа, борща, салата.
Аня:Из него делают крахмал. Из крахмала можно сварить кисель, мама крахмалит белье.
Учитель: Что же мы знаем об овощеводстве?
Миша: Овощеводство хорошо развито в КБР. На полях республики, а также на овощных грядках выращивают капусту, столовую свеклу, морковь, лук, помидоры, огурцы, баклажаны, чеснок, перец (дети рассматривают слайды, делают сообщения об отдельных овощах).
Аскер: Хочу добавить. Помидоры, огурцы перерабатывают на консервных заводах Прохладного, Майского, а также в районе Вольного аула. Часть овощей продают на рынке, перевозят в свежем виде в отдельные районы нашей страны. Овощи очень полезны для здоровья человека, в них много полезных витаминов.
Учитель: Я сейчас вам загадаю загадки адыгов:
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
Дети: Лук.
Учитель: В лопухах белая овца сидит.
Аня: Я думаю, это капуста.
Учитель:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Дети: Морковь.
Учитель: Обилие влаги, тепла, создает хорошие условия для выращивания яблок, груш, слив, вишни, персиков, абрикос. Больших успехов добились фермерские хозяйства Кенже, Аушигерское. В КБР имеются специальные научные учреждения по плодоводству.
Наташа: И у нас в саду растут яблони, груши, вишни.
Коля: А папа на даче выращивает абрикосы, персики, черешню, сливы. Весной мы собираем урожай черешни, летом – абрикосы, персики и сливы – осенью. Мама на зиму варит варенье и компот. Зимой за чашкой чая мы вспоминаем, как мы работали весной, осенью, летом на даче, как ухаживали за плодовыми деревьями.
Учитель (показ слайдов, приложение): Если пройти в наш парк, то можно увидеть весной, летом, осенью вдоль аллей, на клумбах пестрый ковер из цветов. Это говорит о том, что…(пауза)
Ученики: В нашей республике широко развито цветоводство.
Учитель: Важной из отраслей растениеводства является лесоводство. Вы со мной согласны?
Анзор: Конечно! Лес – это «легкие» земного шара. Они являются главными источниками, дающими кислород атмосфере. Если не посадить столько леса, сколько вырубили, то со временем может наступить экологический кризис. А нам, ребятам, во время экскурсии в лес нужно быть предельно внимательными, нельзя в лесу допускать пожаров.
Учитель: 22 сентября 1986 года район Эльбрус и его подножье с окрестностями передан в ведение Государственного парка «Приэльбрусье».
Оля: Очень интересно, надо запомнить. Разрешите мне прочитать стихотворение. Можно?
Учитель: Мы тебя с удовольствием послушаем.
Оля:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свеж в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Дети молчат. На экране появляется слайд.
Галя (восхищенно): Да это не просто стихотворение, это призыв к бережному отношению к природе! Вы согласны, ребята?
Ученики: Полностью с тобой согласны.
V. Работа с учебником.
1. Чтение текста «цепочкой» стр. 67-70.
Учитель: Что же нового узнали вы из прочитанного?
Зейнаб: Человек выращивает растения для получения сырья, для текстильной, химической, лекарственной промышленности.
2. Работа по вопросам учебника стр. 67-70.
VI. Рассматривание выставки «Растениеводство КБР».
VII. Релаксация.
Учитель: Как вы думаете, почему человек заинтересован в получении большого количества качественных продуктов растительного происхождения?
Саша: Качественные продукты растительного происхождения полезны для человека, а некоторые из них являются кормом для скота.
Юля: А чтобы получить качественные продукты, надо применять органические и неорганические удобрения, правильно пользоваться землей, вести правильный уход за растениями.
Ангелина: А также надо высаживать хорошие сорта культур, учитывать климат, природные зоны.
Учитель: Молодцы! Вы справились с уроком! Много я от вас узнала интересного. Спасибо вам.
VIII.Домашнее задание.
Перечитать стр. 67-70.