Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Растениеводство"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить учащихся с одной из важнейших отраслей – растениеводство; развивать любознательность, ценностное отношение к природе родного края.

Оборудование: учебник Н.Я. Дмитриевой «Мы и окружающий мир» 4 класс, рпоектные работы учащихся на тему: «Растениеводство КБР», карта «Природные зоны КБР», компьютер, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Учащиеся поворачиваются друг к другу лицом, улыбаются, желают успехов друг другу, садятся.

2. Учитель проверяет готовность к уроку.

Ну-ка, проверь, дружок, все ли на месте и в порядке –
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят и внимательно глядят!
Все ль готовы думать и задания выполнять?

II. Проверка домашнего задания.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о животноводстве вообще и о животноводстве нашего края. Будьте внимательны, так как эта тема связана с будущей темой. Итак, вспомните, какие же отрасли животноводства развиты в России?

Аскер: Скотоводство, овцеводство, коневодство, птицеводство, рыболовство, пчеловодство.

Учитель: А в нашем крае?

Аскер: Уверен, все, кроме рыболовства.

Учитель: На прошлом уроке я от вас много узнала о каждой из данных отраслей. Мне хочется немного добавить. Расскажу вам немного о коневодстве в нашей республике. Коневодство в Кабардино-Балкарии имело большое значение с давних времен. Лошадь была единственной опорой в сельском хозяйстве и средством передвижения (показ слайда, приложение). Со временем значение лошади в народном хозяйстве снизилось в результате механизации. Сейчас растет спрос на лошадей у спортивных организаций. В республике 2 специальных хозяйства коневодов: в Зольском и Майском районах (показ слайдов, приложение). Во время ВОВ КБР поставляла фронту лошадей из которых создавались конные дивизии (показ слайдов, приложение).

Оля: Можно добавить? В районе Стрелки стоит памятник героям 115 кавалерийской дивизии, павшим за освобождение нашей республики (показ слайда, приложение).

Руслан: А мне папа говорил, что однажды во время посещения Б.Н. Ельциным КБР, ему предоставили в подарок лошадь элитной породы (показ слайда, приложение).

Учитель: Молодцы! А почему в нашей республике не разводят оленей, верблюдов?

Алина: Разрешите мне ответить! Я думаю, что они не являются продуктивными, не смогут приспособиться к местным условиям.

Саша: Хочу добавить. А также из-за отсутствия кормовой базы.

Учитель: Какие задачи стоят перед учеными данной отрасли?

Аслан: Ученые стараются сохранить породы домашних животных, выведенных человеком, совершенствуют их, создают новые.

Учитель: Я довольна вашими ответами. Умницы! А кто из вас знает загадки о домашних животных?

Дети загадывают 3-4 загадки.

III. Физическая пауза.

1. Доска (напечатан отрывок стихотворения Адама Шогенцукова «Эльбрус»).

Стоит Эльбрус в овечьей шкуре,
Стоит в папахе ледяной,
На мир глядит и брови хмурит
Зимой, и летом, и весной.

Учитель: Прочтите про себя отрывок, наберите полную грудь воздуха, произнесите данные слова на выдохе вслух. (Дети выполняют, им интересно). А сейчас повернули головы налево, затем направо, вздохнули глубоко, выдохнули, настроили себя на дальнейшую работу и тихонько сели. (Дети выполняют упражнения и садятся).

IV. Новая тема.

(На экране появляется название темы «Растениеводство»).

Учитель: Итак, наша тема сегодняшнего урока…

Дети: Растениеводство.

Учитель: А кто из вас сможет разъяснить значение этого слова.

Жанна: Очень просто: растения водить, разводить.

Учитель: Молодец! Скажите мне, а на какие отрасли можно разделить растениеводство? Я прошу вас пользоваться докладами, конспектами, зарисовками, сделанными дома самостоятельно.

Имам: Я уверен, на несколько самостоятельных отраслей: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство.

(На экране появляется).

Отрасли растениеводства: полеводство, овощеводство, садоводство, лесоводство, цветоводство.

Учитель: Что вы заметили, прочитав запись?

(Дети пересматриваются).

Ангелина: Мне кажется, названия говорят сами за себя.

Полеводство – работа в поле,

Овощеводство – разводить овощи,

Цветоводство – разводить цветы,

Садоводство – разводить сады,

Лесоводство – разводить леса.

Учитель: Кто сможет поделиться информацией об этих отраслях?

Даниил: Все отрасли растениеводства имеют большое значение для человека, но самой главной является полеводство (Показ слайда, приложение). Пшеница – главная зерновая культура. Поля Прохладненского, Баксанского, Терского, Урванского районов (показывает по карте) частично засевают этой зерновой культурой. Из пшеничной муки производят различные хлебобулочные изделия. (Показ слайдов, приложение).

Ира: А я хочу рассказать вам о кукурузе (показ слайда, приложение). Кукуруза также является важной зерновой культурой. Она любит влагу, поэтому ее выращивают большей частью в предгорьях КБР (показывает по карте). Кукуруза появилась в Псыгансу в 1860 году.

Саша (добавляет): зерна кукурузы перерабатываются на крахмал, глюкозу, спирт, муку, из стеблей кукурузы получают силос – корм для скота. Он повышает его продуктивность.

Учитель: А сейчас загадка:

«Повернулось к солнцу золотое донце»

Дети (хором): Подсолнух.

Асуана (тянет руку): Можно мне рассказать о подсолнечнике, пожалуйста. Подсолнечник – засухоустойчивая культура, поэтому засевают его в сухостепной зоне – это в Прохладном, Терском, Баксанском, Зольском, Урванском районах КБР (показывает по карте). Из подсолнечника делают масло, кормят животных.

Учитель: Умница! А мне хочется поведать вам, ребята, о просе (показ слайда, приложение).

Просо – одно из древних традиционных культур горцев. Просо возделывалось адыгами на равнинах, балкарцы стали заниматься этой культурой в 19 веке, после того, как переместились с гор в предгорья (показ слайда). А.С. Пушкин в поэме «Кавказский пленник», написанной в 1821 году говорил:

Черкешенка тропой тенистой
Приносит пленнику вино
Кумыс и ульев сок душистый
И белоснежное пшено.

Всем известное пшено – это и есть просо (показ слайда, приложение).

Алик (с гордостью): Моя бабушка варит пасту из пшена, подает ее к отварной курице. Это очень вкусно! Я попрошу бабулю приготовить это вкусное блюдо и обязательно приглашу вас его отведать (дети улыбаются).

Учитель показывает овес, гречку, дети рассказывают о значении этих культур.

Учитель: А какая зерновая культура не выращивается в нашей республике?

Вова: А я знаю – это рис. Так как климат не подходит ему.

И снова загадка.

Учитель:

И зелен, и густ
На грядке вырос куст,
Покопай немножко
Под кустом…

Дети (хором): Картошка.

Учитель: Как вы думаете, картофель относится к полеводству?

Асхад: Я думаю, да. Эту культуру выращивают в поле. Мне очень нравится этот овощ. Без картофеля нельзя приготовить хорошего супа, борща, салата.

Аня:Из него делают крахмал. Из крахмала можно сварить кисель, мама крахмалит белье.

Учитель: Что же мы знаем об овощеводстве?

Миша: Овощеводство хорошо развито в КБР. На полях республики, а также на овощных грядках выращивают капусту, столовую свеклу, морковь, лук, помидоры, огурцы, баклажаны, чеснок, перец (дети рассматривают слайды, делают сообщения об отдельных овощах).

Аскер: Хочу добавить. Помидоры, огурцы перерабатывают на консервных заводах Прохладного, Майского, а также в районе Вольного аула. Часть овощей продают на рынке, перевозят в свежем виде в отдельные районы нашей страны. Овощи очень полезны для здоровья человека, в них много полезных витаминов.

Учитель: Я сейчас вам загадаю загадки адыгов:

Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.

Дети: Лук.

Учитель: В лопухах белая овца сидит.

Аня: Я думаю, это капуста.

Учитель:

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

Дети: Морковь.

Учитель: Обилие влаги, тепла, создает хорошие условия для выращивания яблок, груш, слив, вишни, персиков, абрикос. Больших успехов добились фермерские хозяйства Кенже, Аушигерское. В КБР имеются специальные научные учреждения по плодоводству.

Наташа: И у нас в саду растут яблони, груши, вишни.

Коля: А папа на даче выращивает абрикосы, персики, черешню, сливы. Весной мы собираем урожай черешни, летом – абрикосы, персики и сливы – осенью. Мама на зиму варит варенье и компот. Зимой за чашкой чая мы вспоминаем, как мы работали весной, осенью, летом на даче, как ухаживали за плодовыми деревьями.

Учитель (показ слайдов, приложение): Если пройти в наш парк, то можно увидеть весной, летом, осенью вдоль аллей, на клумбах пестрый ковер из цветов. Это говорит о том, что…(пауза)

Ученики: В нашей республике широко развито цветоводство.

Учитель: Важной из отраслей растениеводства является лесоводство. Вы со мной согласны?

Анзор: Конечно! Лес – это «легкие» земного шара. Они являются главными источниками, дающими кислород атмосфере. Если не посадить столько леса, сколько вырубили, то со временем может наступить экологический кризис. А нам, ребятам, во время экскурсии в лес нужно быть предельно внимательными, нельзя в лесу допускать пожаров.

Учитель: 22 сентября 1986 года район Эльбрус и его подножье с окрестностями передан в ведение Государственного парка «Приэльбрусье».

Оля: Очень интересно, надо запомнить. Разрешите мне прочитать стихотворение. Можно?

Учитель: Мы тебя с удовольствием послушаем.

Оля:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм.
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свеж в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

 Дети молчат. На экране появляется слайд.

Галя (восхищенно): Да это не просто стихотворение, это призыв к бережному отношению к природе! Вы согласны, ребята?

Ученики: Полностью с тобой согласны.

V. Работа с учебником.

1. Чтение текста «цепочкой» стр. 67-70.

Учитель: Что же нового узнали вы из прочитанного?

Зейнаб: Человек выращивает растения для получения сырья, для текстильной, химической, лекарственной промышленности.

2. Работа по вопросам учебника стр. 67-70.

VI. Рассматривание выставки «Растениеводство КБР».

VII. Релаксация.

Учитель: Как вы думаете, почему человек заинтересован в получении большого количества качественных продуктов растительного происхождения?

Саша: Качественные продукты растительного происхождения полезны для человека, а некоторые из них являются кормом для скота.

Юля: А чтобы получить качественные продукты, надо применять органические и неорганические удобрения, правильно пользоваться землей, вести правильный уход за растениями.

Ангелина: А также надо высаживать хорошие сорта культур, учитывать климат, природные зоны.

Учитель: Молодцы! Вы справились с уроком! Много я от вас узнала интересного. Спасибо вам.

VIII.Домашнее задание.

Перечитать стр. 67-70.