Урок физики. 9-й класс. Тема: "Закон сохранения импульса. Решение задач"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


(Слайды 1-2)

Цели:  закрепить понятие импульса, закона сохранения импульса, проверить знание закона сохранения импульса, научиться решать задачи. (Слайд 3)

  • Дидактическая цель: систематизировать изученный материал, выявить уровень овладения системой знаний и умений; проверить уровень обученности.
  • Образовательная цель: способствовать пониманию закона сохранения импульса.
  • Развивающая цель: способствовать обучению школьников  умению составлять и решать задачи; развитие познавательной активности, мышления.
  • Воспитывающая цель: создание ситуаций для самостоятельного быстрого поиска решений; демонстрировать собственные достижения; развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: компьютер, мультипроектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

План урока

  • Организация работы. (3 мин.)
  • Проверка домашнего задания. Актуализация знаний. (7 мин.)
  • Закрепление пройденного материала на уроке. Решение задач.  (23 мин.)
  • Тестирование (взаимопроверка)   (10 мин.)
  • Итог урока. Домашнее задание.   (2 мин.)

ХОД УРОКА

1. Организация работы

Объявление темы и цели урока, порядка работы на уроке.

Мир сложен –
Он полон событий, сомнений
И тайн бесконечных,
И смелых догадок.
Как чудо природы
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок.             (слайд 4)

2. Повторение изученного. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала (актуализация знаний).

Вопросы для учащихся:

– Что называют импульсом тела?
– Что можно сказать о направлениях векторов импульса и скорости движущегося тела?
– Что принимают за единицу импульса?
– Сформулируйте закон сохранения импульса.  (Слайды 5, 6, 7)

Устные задачи:

– Импульс какого тела больше? (Слайд 8, 9)
– Определите знаки проекций импульсов тел. (Слайд 10)

3. Закрепление материала  (Слайды 11, 12)

Знакомство с планом решения задач на закон сохранения импульса.  (слайд 13)

1) Сделать рисунок, на котором обозначить направления оси координат, векторов скорости тел до и после взаимодействия
2) Записать в векторном виде закон сохранения импульса
3) Записать закон сохранения импульса в проекции на ось координат
4) Из полученного уравнения выразить неизвестную величину и найти её значение

Решение задачи упражнения 21 (2) стр. 82

Железнодорожный вагон массой 35 т подъезжает к стоящему на том же пути неподвижному вагону массой  28 т и автоматически сцепляется с ним. После сцепки вагоны движутся прямолинейно со скоростью 0,5 м/с. Какова была скорость вагона массой  35 т перед сцепкой?

(Слайды 14, 15, 16) 

Ученик решает у доски, учащиеся в тетрадях.

Изменить условие задачи. (А.П. Рымкевич № 325  стр. 48)

Вагон массой  20 т, движущийся со скоростью  0,3 м/с, нагоняет вагон массой  30 т, движущийся со скоростью  0,2 м/с. Какова скорость вагонов после взаимодействия, если удар неупругий?  (Слайды 17, 18) Ученик самостоятельно решает у доски, учащиеся в тетрадях.

Дано: СИ Решение:

Задачи 3, 4 (слайды 19  – 24) Учащиеся  сами составляют условие задачи и решают её в общем виде.

Задача 5. (А.П. Рымкевич № 324  стр. 48)  (слайд 25, 26, 27)

На вагонетку массой  50 кг, катящуюся по горизонтальному пути со скоростью  0,2 м/с, насыпали сверху  200 кг щебня. На сколько при этом уменьшилась скорость вагонетки?

Ученик решает у доски, учащиеся в тетрадях.

Дано: Решение:

4. Тестирование. Взаимопроверка теста

1. Два шарика массами  m  и 2m   движутся со скоростями, равными соответственно  2  и . Первый шар движется за вторым и, догнав, прилипает к нему. Каков суммарный импульс шаров после удара?

а)                б)                  в)             г)

2. Навстречу друг другу летят шарики из пластилина. Модули их импульсов равны соответственно 5•10–2 кг•м/с  и 3•10–2 кг•м/с. Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равен

а) 8 • 10–2 кг•м/с           б) 2 • 10–2 кг•м/с 
в) 4 • 10–2 кг•м/с           г) 34 •10–2 кг•м/с

3. Два  кубика массой  m   движутся по гладкому столу со скоростями, по модулю равными  . После удара кубики слипаются. Суммарный  импульс системы двух кубиков до и после удара по модулю равен соответственно

а) 0  и  0            б) 2 и   0             в)  и  0      г)     и 

4. По гладкому столу катятся два шарика из пластилина. Модули их импульсов равны соответственно  3•10–2 кг•м/с  и  4•10–2 кг•м/с, а направления перпендикулярны друг другу. Столкнувшись, шарики слипаются. Импульс слипшихся шариков равен

а) 10–2 кг•м/с    б) 3,5 • 10–2 кг•м/с     в) 5 • 10–2 кг•м/с     г) 7 • 10–2 кг•м/с

5. Две тележки движутся вдоль одной прямой в одном направлении.

Массы тележек  m  и  2m ,  скорости соответственно равны   и  . Какой будет их скорость после абсолютно неупругого столкновения?

а)            б)                   в)              г)

Ответы:     1.  г      2.  б        3.    а      4.   в         5.   а    (слайд 28)

5. Итоги урока

Сформулируйте закон сохранения импульса.  Как решаются задачи на закон сохранения импульса?

Домашнее задание  § 21, 22

Творческое задание:  составить и решить задачи.

Литература (слайд 29)

1. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.  Физика 9 класс. Дрофа: – М. 2006
2. О.И. Громцева.  Тесты по физике 9 класс.УМК. Издательство «Экзамен»: – М. 2010
3. А.П. Рымкевич.  Задачник 10-11 классы. Дрофа: – М.2010