Русский язык, 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели. Формировать умение писать слова с безударными гласными, подбирать проверочные слова. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), конструкторские способности, моторику пальцев, быстроту реакции.

Ход урока

1. Разминка. Дыхательная гимнастика.

Вдох - носом, выдох через рот.
Вдох -задержка дыхания, выдох.
Вдох-выдох, задержка дыхания.

2. Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте героев нашего урока.
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой.
Жаркой шубой - тополя.
И укрыли дом и площадь
Необычным одеялом.
- Как же их зовут?- ты спросишь
Имя здесь я написала.
(И.Семенова)

Ребята, расшифруйте это слово (перепутанные буквы расположены на доске)

н ж и к а с е н

Итак, героями занятия будут снежинки.

3.Чистописание.

- Спишите с доски следующие буквосочетания.

Гаг вав влм змв

Прочитайте загадку. Отгадайте. Спишите.

Я любима вами,
Знаю и сама,
К вам спешу с коньками,
Белая… (Зима)

4. А сейчас сложите загадки из частей карточек, разрезанных зигзагообразными линиями. (Анаграмма)

Дети открывают конверты с« рассыпавшимися» карточками, каждый получает один из трех вариантов карточек. Проверка, чтение трех разных загадок. Назвать слова с безударной гласной в корне.

Серебристы и легки
Сказочной зимою,
Что за чудо- мотыльки
Кружат над тобою?                              

Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.

Летают по небу белые мухи!               
Не только летают,                                
Но даже не тают!

- Какие слова употреблены в загадках вместо слова снежинка? (мотыльки, мухи, звездочка)

Когда автор говорит о природе (в частности, о снежинке), как о живом существе, это называется олицетворением.

5. Кто помнит, сколько лучей у снежинки?

Сейчас я покажу вам рисунок снежинки, выложенной из спичек. Ваша задача-внимательно посмотреть на него в течении десяти секунд, запомнить расположение спичек , затем сделать то же самое из спичек на своих партах.

6. Самостоятельная работа. Проверка.

Жили-были снежинки. Родились они в снежном облаке. С каждым часом снежинки делались прекраснее и наряднее. Одна была - как звездочка, с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. Третья сверкала, как дорогой камень. Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. (По М.Ильину и Е.Сегал)

С чем еще сравниваются снежинки в этом тексте? (Ответы детей)

Покинув родное облако, начали свой самостоятельный полет над землей. Все для них ново, необычно. Сколько интересного вокруг - глаза разбегаются!

Ребята, представьте на минуту, что вы превратились в снежинки. Закройте глаза и попробуйте проследить свой полет, а затем расскажите, что вы увидели с высоты.

Звучит тихая инструментальная мелодия. Рассказы детей.

Чтобы как можно больше узнать и увидеть в свой первый день существования, снежинки решили, что одна из них полетит в лес- другая-на реку, а третья- на дворовую площадку. Вечером они договорились встретиться и рассказать друг другу о том, что увидели. Так и случилось. Поздним вечером снежинки встретились в условленном месте и стали делиться своими впечатлениями. Давайте послушаем их истории.

- Я, - говорит первая снежинка, - прилетела в лес. А там такая красотища!

7. Что рассказала первая снежинка, прочитайте по карточке.

Метели зам.ли л.сные тр.пы. Сн.жные шапки и шубы покрывают их ветки. Вся п.ляна устлана м.хнатым сн.жком. На скатерти сн.гов в.днеются сл.ды зв.рей. По краю п.лянки проб.жал зайчик. С елки на елку перепрыгнула шустрая белочка. Стайка птиц прон.слась над п.ляной. Воздух морозный, свежий.

8. Физминутка.

Не боимся мы пороши-
Ловим снег.
Хлопаем в ладоши!
Руки в стороны по швам-
Снега хватит нам и вам!

9. Пока снежинка продолжает рассказывать своим сестричкам, что она увидела в лесу, давайте выполним задание, которое поможет нам увидеть необыкновенную красоту зимнего леса. Соедините начало и конец предложения. Назовите слова с безударной гласной в корне слова и подберите проверочное слово. (Запись на доске. Коллективная работа.)

Лежат пушистые снега,

Мороз смастерил ожерелья

Верхушки деревьев утопают

Лес сном волшебным

Солнце золотит

Снежинки маячат,

 

в лазурном небе.

 словно пух лебяжий

 для каждой березки.

 верхушки деревьев.

 очарован.

 как белые пчелки.

Какие предложения вам особенно понравились? Почему?

10. Послушаем, о чем рассказывает вторая снежинка.

«Я полетела на речку. Гляжу, реки нет, есть огромный ледяной мост, а на нем много детей. Кто на коньках по льду кружит, кто на санках с крутого берега съезжает, кто на лыжах по берегу бежит. И все смеются, друг дружку подзадоривают. Шум , звон над рекою стоит-и мне вдруг весело стало…Я не удержалась и закружилась над катком в быстром танце, как фигуристка! Остановиться не могу, помогите мне!» Составьте слова по данной модели (змейка)

-------- и ------- --------- --------- (зима)

-------- е ------- --------- --------- (река)

-------- а ------- --------- -------- --------- (каток)

-------- о ------- т ------- (мосты)

11. Помните, ребята, в стихах Н. Некрасова есть такие строки.

Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнет.
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ…

Кто так говорил? (Мороз-воевода)

Какие мосты имел он в виду?

Уж не такой ли мост на реке увидела вторая снежинка? (Рисунок на доске)

(На партах у ребят лежат детали танграма)

Задание на внимание, развитие моторики пальцев.

Давайте построим мост из деталей танграма.

12.Физминутка.

Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.

13. Что расскажет третья снежинка?

«А я весь день порхала из одного двора в другой. Сколько всего необычного увидала , спортивные площадки, детские городки….И почти в каждом дворе стоят бюольшие снежные бабы.Они такие забавные! Их зимой дети лепят из сырого снега. Эти существа так и стоят всю зиму во дворах, а весной, говорят, тают.Около снежных баб играют дети. И мы с вами поиграем в игру «Помоги снежной бабе» На доске записаны слова в 3 столбика, вставить пропущенные буквы.

В - да

Т - пло

З - мля

Р - чушка

С - сна

Л - соруб

Д - ма

К - рмушка

Г - лядеть

Гн – здо

З – мовать

Зв - рьки

14. Вывод.

Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно подобрать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение. Хором повторим правило.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты ее немедленно
Ставь под ударение.

15. Закрепление изученного материала. Списывание с доски.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Сильные м – розы сковали – зера и р – ки. Глубокие сн – га засыпали землю. Тихо в л – сах и п – лях. Только х – лодный ветер гуляет кругом.

Самопроверка.

16. А приключение снежинок закончилось, они благодарят вас. Найдите слово, которое вам передают. (Развитие внимания)

КРДВБЯЬЧУЩАФМОЛОДЦЫЬЛНСЦЪЖАПЛЕГЮБЬБ

17. Итог урока.

- Как проверить безударный гласный?