Интегрированный урок русского языка, математики и окружающего мира "Весна, весна! И все ей радо!"

Разделы: Математика, Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Как сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире?». Ответ на него я нашла в интеграции. Во-первых, учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению, проводя интегрированные уроки. Во-вторых, у младших школьников большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить обобщённо, если их этому учить. Мне позволяет это сделать Образовательная программа «Школа 2100», в рамках которой создан интегрированный урок русского языка, математики, окружающего мира.

Цели:

  • Закрепить знания о предложении.
  • Повторить признаки весны. Закрепить умение давать характеристику погоды.
  • Повторить художественные средства, используемые в литературных произведениях.
  • Закрепить анализ стихотворения.

Оборудование: презентация к уроку, карта путешествия, задания в конвертах, задания для групп.

Тип урока: урок актуализации изученных знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Орг. момент.

– Ребята, по электронной почте мы получили письмо, прочтите его!

(2, 3 слайд:

«Здравствуйте, дорогие ребята!
У нас в лесу беда. Кругом уже наступила весна тепло, светит солнце, но в нашем лесу зима задержалась, уходить не хочет. У нас холодно, много снега, звери не могут очнуться от спячки, цветы не появляются из-за снежного ковра, тихо , птицы не поют. Помогите нам, освободите лес от зимы, ждем Вас!
Старичок-Лесовичок»)

(4 слайд: Старичок-Лесовичок)

– Посмотрите, какой он грустный.

(5 слайд: домик Лесовичка)

– В этом домике живет наш друг.

– Ну что, ребята, поможем лесным жителям?

– Но как же нам попасть в лес? Ваши предложения?

– Включаем свою фантазию, закрываем глаза и полетим на крыльях ветра

(6 слайд. Звучит музыка)

(Открывается доска, на которой изображена карта путешествия.)

– Мы в заснеженном лесу. Посмотрите на него. Опишите, что вы видите.

– Конечно, лес очень красивый, но ведь уже кругом весна, хочется проводить зиму. Вспомните, в каком стихотворении об этом говориться? (Зима недаром злиться. Прошла её пора….)

II. Формулирование темы и постановка цели урока.

1 задание. (7 слайд)

– Читаем задание. (Ученик выходит к доске и берет задание около 1 рисунка на карте. Там рисунок медведя закрыт имитированным сугробом из белого листа бумаги)

Задание: Помогите медведю выбраться из берлоги. Вспомните, в каком стихотворении говорится о том, что зима не хочет уходить? (Зима недаром злиться .Прошла её пора….). Это поможет нам сформулировать тему урока. (Дети предлагают свои варианты)

(Дети отвечают и открываются «сугробы», на которых написана тема и цель урока)

(8 слайд)

Русский язык

– Следующее задание приготовила нам елочка. Нам нужно освободить её от снеговых шапок.

Задание :» Найди лишнее слово».

(9 слайд:

Слова «Красивая, зеленая, весна, белый»

– Какое слово лишнее? (весна. Все слова имена прилагательные, а слово «весна» – имя существительное.)

– Докажите. (Дети доказывают правилами.)

С елочки снимаются «снеговые шапки, на которых написаны «лишние слова». первое слово – это слово «весна». Его прикрепляют к доске. Затем выставляются все слова по очереди).

10 слайд:

Слова «Белка, ворона, лес, лиса» (Лишнее слово «Лес». Все слова – это существительные женского рода, а слово «лес» – это существительное мужского рода)

12 слайд:

Слова «хорошо, весело, пришла, быстро». (Лишнее слово «пришла». Это глагол, все остальные слова – наречия).

13 слайд:

Слова: «Я, ты, в, они» (лишнее слово «в». Это предлог, а остальные слова – это местоимения.)

– Ёлочка освобождена от снеговых шапок . А когда мы освобождали ёлочку, какие темы повторили? (части речи, род имени существительного)

Рефлексия.

– Кому было легко выполнять задание?

– Кто затруднялся?

– В чем была трудность?

(Дети отвечают сигнальными карточками. Дают себе оценку)

Работа над предложением.

(На доске выставлены «лишние» слова:

Слайд 13: Весна, лес, пришла, в)

– Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)

(Ученик меняет слова местами так, чтобы получилось предложение:

Слайд 14: В лес пришла весна )

III. Дифференцированное задание.

– Отправляемся по лесу дальше. Нас встречает заснеженный куст. Поможем ему освободиться от снега. Для этого выполним следующее задание:

Слайд 15:

– Выберите задание.

1 уровень: списать предложение.

2 уровень: Списать предложение, разобрать по членам предложения.

3 уровень: Списать предложение, распространив его, разобрать по членам предложения.

– Поднимите руки, кто выбрал первое задание, кто – второе, кто – третье?

(Вызываются по одному представителю для выполнения задания по второму и третьему уровню)

Рефлексия.

– Дайте оценку себе перед выполнением задания (оценивают смайликами).

(Дети выполняют работу, затем проверяют, исправляют ошибки)

– А теперь оцените по итогу работы.

– У кого оценка совпала?

– У кого оценка по окончанию работы выше той, которую вы поставили перед работой? У кого – ниже?

(Анализируют трудности при выполнении работы).

Слайд 16:

IV. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

Задание по литературному чтению.

– Ребята, давайте теперь поможем цветку в нашем лесу тоже проснуться и расцвести.

Работа в группах.

– У каждого на парте лежит листочек с номером группы. Сейчас каждая группа, выполнив задание, поможет цветочку.

Слайд 17:

– Но перед работой повторим алгоритм работы в группах:

  1. Работаем сообща.
  2. Выслушиваем мнение каждого члена группы.
  3. Не перебиваем друг друга.
  4. Не мешаем работе других групп.
  5. Приходим к общему мнению.
  6. Выбиваем представителя, который защищает группу.

(Все члены защищают ответ).

(Ученики разбиваются на группы , каждой группе дается задание:

Стихотворение с пропущенными словами. Дети должны вставить слова, подходящие по смыслу.

1 группа:

Уж … снег, бегут ручьи,
В окно … весною…
… скоро соловьи
И лес … листвою.

2 группа:

На дворе стоит …!
После …. стужи
… от сна
Вся … Даже лужи.

3 группа:

Еще дуют холодные …
И наносят утренние …
Только что на … весенних,
Показались ранние …

4 группа:

И весел … лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а … березы
Роняют … дождь своих … слез
И улыбаются сквозь слезы.

(После защиты ответов каждой группы на слайдах 18–21 получившееся стихотворение у группы сравнивается с эталоном)

Задание по окружающему миру.

– Нам, ребята, надо помочь еще одним жителям – лесным птицам.

(Ученик читает задание в конверте:

«Назвать признаки весны»)

– Вспомним алгоритм характеристики погоды.

Слайд 21:

Алгоритм характеристики времени года:

  1. Небо
  2. Ветер
  3. Температура
  4. Осадки
  5. Облачность
  6. Продолжительность дня и ночи
  7. Растения
  8. Животные занятия людей

– Действительно, лес оттаял от холода и от снега. Посмотрите какой стал теперь избушка нашего Лесовичка.

Слайд 23.

– Пора нам возвращаться домой. А поможет нам вернуться сама Весна.

Слайд 24.

– Вместе с пением птиц мы отправимся домой. (Звучит запись птичьих голосов)

V. Итог урока.

– Ребята, мы с вами выполнили все задания. Давайте вспомним, что мы с вами делали сегодня на уроке? Какая была тема урока? Какая цель?

– Какие трудности вы встретили на «пути»?

– Почему вам было трудно, как вы считаете?

– Оцените свою работу на уроке.