Как сформировать у ребёнка целостное представление об окружающем мире?». Ответ на него я нашла в интеграции. Во-первых, учителя начальных классов ведут большинство учебных предметов и вполне могут перейти к целостному обучению, проводя интегрированные уроки. Во-вторых, у младших школьников большие потенциальные возможности для интеллектуального развития. Они могут мыслить обобщённо, если их этому учить. Мне позволяет это сделать Образовательная программа «Школа 2100», в рамках которой создан интегрированный урок русского языка, математики, окружающего мира.
Цели:
- Закрепить знания о предложении.
- Повторить признаки весны. Закрепить умение давать характеристику погоды.
- Повторить художественные средства, используемые в литературных произведениях.
- Закрепить анализ стихотворения.
Оборудование: презентация к уроку, карта путешествия, задания в конвертах, задания для групп.
Тип урока: урок актуализации изученных знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Ход урока
I. Орг. момент.
– Ребята, по электронной почте мы получили письмо, прочтите его!
(2, 3 слайд:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
У нас в лесу беда. Кругом уже наступила весна тепло, светит солнце, но в нашем лесу зима задержалась, уходить не хочет. У нас холодно, много снега, звери не могут очнуться от спячки, цветы не появляются из-за снежного ковра, тихо , птицы не поют. Помогите нам, освободите лес от зимы, ждем Вас!
Старичок-Лесовичок»)
(4 слайд: Старичок-Лесовичок)
– Посмотрите, какой он грустный.
(5 слайд: домик Лесовичка)
– В этом домике живет наш друг.
– Ну что, ребята, поможем лесным жителям?
– Но как же нам попасть в лес? Ваши предложения?
– Включаем свою фантазию, закрываем глаза и полетим на крыльях ветра
(6 слайд. Звучит музыка)
(Открывается доска, на которой изображена карта путешествия.)
– Мы в заснеженном лесу. Посмотрите на него. Опишите, что вы видите.
– Конечно, лес очень красивый, но ведь уже кругом весна, хочется проводить зиму. Вспомните, в каком стихотворении об этом говориться? (Зима недаром злиться. Прошла её пора….)
II. Формулирование темы и постановка цели урока.
1 задание. (7 слайд)
– Читаем задание. (Ученик выходит к доске и берет задание около 1 рисунка на карте. Там рисунок медведя закрыт имитированным сугробом из белого листа бумаги)
Задание: Помогите медведю выбраться из берлоги. Вспомните, в каком стихотворении говорится о том, что зима не хочет уходить? (Зима недаром злиться .Прошла её пора….). Это поможет нам сформулировать тему урока. (Дети предлагают свои варианты)
(Дети отвечают и открываются «сугробы», на которых написана тема и цель урока)
(8 слайд)
Русский язык
– Следующее задание приготовила нам елочка. Нам нужно освободить её от снеговых шапок.
Задание :» Найди лишнее слово».
(9 слайд:
Слова «Красивая, зеленая, весна, белый»
– Какое слово лишнее? (весна. Все слова имена прилагательные, а слово «весна» – имя существительное.)
– Докажите. (Дети доказывают правилами.)
С елочки снимаются «снеговые шапки, на которых написаны «лишние слова». первое слово – это слово «весна». Его прикрепляют к доске. Затем выставляются все слова по очереди).
10 слайд:
Слова «Белка, ворона, лес, лиса» (Лишнее слово «Лес». Все слова – это существительные женского рода, а слово «лес» – это существительное мужского рода)
12 слайд:
Слова «хорошо, весело, пришла, быстро». (Лишнее слово «пришла». Это глагол, все остальные слова – наречия).
13 слайд:
Слова: «Я, ты, в, они» (лишнее слово «в». Это предлог, а остальные слова – это местоимения.)
– Ёлочка освобождена от снеговых шапок . А когда мы освобождали ёлочку, какие темы повторили? (части речи, род имени существительного)
Рефлексия.
– Кому было легко выполнять задание?
– Кто затруднялся?
– В чем была трудность?
(Дети отвечают сигнальными карточками. Дают себе оценку)
Работа над предложением.
(На доске выставлены «лишние» слова:
Слайд 13: Весна, лес, пришла, в)
– Какое задание можно выполнить с этими словами? (составить предложение)
(Ученик меняет слова местами так, чтобы получилось предложение:
Слайд 14: В лес пришла весна )
III. Дифференцированное задание.
– Отправляемся по лесу дальше. Нас встречает заснеженный куст. Поможем ему освободиться от снега. Для этого выполним следующее задание:
Слайд 15:
– Выберите задание.
1 уровень: списать предложение.
2 уровень: Списать предложение, разобрать по членам предложения.
3 уровень: Списать предложение, распространив его, разобрать по членам предложения.
– Поднимите руки, кто выбрал первое задание, кто – второе, кто – третье?
(Вызываются по одному представителю для выполнения задания по второму и третьему уровню)
Рефлексия.
– Дайте оценку себе перед выполнением задания (оценивают смайликами).
(Дети выполняют работу, затем проверяют, исправляют ошибки)
– А теперь оцените по итогу работы.
– У кого оценка совпала?
– У кого оценка по окончанию работы выше той, которую вы поставили перед работой? У кого – ниже?
(Анализируют трудности при выполнении работы).
Слайд 16:
IV. Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Задание по литературному чтению.
– Ребята, давайте теперь поможем цветку в нашем лесу тоже проснуться и расцвести.
Работа в группах.
– У каждого на парте лежит листочек с номером группы. Сейчас каждая группа, выполнив задание, поможет цветочку.
Слайд 17:
– Но перед работой повторим алгоритм работы в группах:
- Работаем сообща.
- Выслушиваем мнение каждого члена группы.
- Не перебиваем друг друга.
- Не мешаем работе других групп.
- Приходим к общему мнению.
- Выбиваем представителя, который защищает группу.
(Все члены защищают ответ).
(Ученики разбиваются на группы , каждой группе дается задание:
Стихотворение с пропущенными словами. Дети должны вставить слова, подходящие по смыслу.
1 группа:
Уж … снег, бегут ручьи,
В окно … весною…
… скоро соловьи
И лес … листвою.
2 группа:
На дворе стоит …!
После …. стужи
… от сна
Вся … Даже лужи.
3 группа:
Еще дуют холодные …
И наносят утренние …
Только что на … весенних,
Показались ранние …
4 группа:
И весел … лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а … березы
Роняют … дождь своих … слез
И улыбаются сквозь слезы.
(После защиты ответов каждой группы на слайдах 18–21 получившееся стихотворение у группы сравнивается с эталоном)
Задание по окружающему миру.
– Нам, ребята, надо помочь еще одним жителям – лесным птицам.
(Ученик читает задание в конверте:
«Назвать признаки весны»)
– Вспомним алгоритм характеристики погоды.
Слайд 21:
Алгоритм характеристики времени года:
- Небо
- Ветер
- Температура
- Осадки
- Облачность
- Продолжительность дня и ночи
- Растения
- Животные занятия людей
– Действительно, лес оттаял от холода и от снега. Посмотрите какой стал теперь избушка нашего Лесовичка.
Слайд 23.
– Пора нам возвращаться домой. А поможет нам вернуться сама Весна.
Слайд 24.
– Вместе с пением птиц мы отправимся домой. (Звучит запись птичьих голосов)
V. Итог урока.
– Ребята, мы с вами выполнили все задания. Давайте вспомним, что мы с вами делали сегодня на уроке? Какая была тема урока? Какая цель?
– Какие трудности вы встретили на «пути»?
– Почему вам было трудно, как вы считаете?
– Оцените свою работу на уроке.