“Народ в наиболее чистом виде всегда
представляют дети.
Когда национальное умирает в детях, то это
означает начало смерти нации”.
Г.Н. Волков
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, А.И. Лазарева, В.М. Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями
Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
В начале нового столетия, образование в России стоит на пороге серьёзнейших перемен - переосмысления культурных ценностей, которые веками базировались на достижениях национальной духовности и самобытности.
Народный костюм - это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях и истории своего народа. Народный костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий, соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия. Знакомство с народным традиционным костюмом жителей НАО находит место в планировании воспитательной работы
За последние десятилетия народные традиции слишком глубоко изменились, а многие исчезли безвозвратно. Современная среда обитания мало располагает к тому, чтобы передача глубинных знаний состоялась. Ребёнок, вырастая, становится “гражданином страны”, а не гражданином своей “малой Родины”, не зная истории своего народа, не своей родословной. Этот пробел мы пытаемся восполнить через внеклассные мероприятия. И в этом существенную помощь оказывают принципы народной педагогики, такие, как естественность, ненавязчивость, коллективное творчество.
Фестиваль народного костюма
“Северная красота”
Участники: учащиеся 2-11 классов.
Цель: Формирование у школьников интереса к малой родине.
Задачи:
- знакомить с традиционными народными костюмами родного края.
- воспитывать национальное самосознание, толерантность в процессе приобщения к народной культуре, к регионально-культурным ценностям.
- развивать учебно-познавательные и информационно-коммуникативные компетенции: знать историю зарождения народной одежды, уметь отличать разные костюмы, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей.
- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей
- активизировать самостоятельный творческий поиск
Этапы работы:
I этап. Осознание темы.
II этап. Творческая деятельность под руководством классного руководителя.
III этап. Самостоятельная творческая деятельность.
IV этап. Итог совместной творческой деятельности
Ход мероприятия
Звучит музыка. Выскакивают скоморохи.
1 cкоморох.
Было это в сентябре, собрались здесь люди,
Чтоб при школьном при дворе рассказать о чуде.
2 cкоморох.
Судит, рядит весь народ, мелет, что захочет
Царь, мол, замуж выдает сыновей, да дочек.
1 cкоморох.
Знать нашла, такая бредь, прихоть, не иначе,
А во что их приодеть? Вот ведь в чём задача
2 cкоморох.
В общем, царь издал указ, написал покраше:
Я сегодня в школе всех приодену в наше.
1 cкоморох.
Будь ты местный, будь варяг, под любым предлогом
Всех одевшихся не так обложу налогом.
2 cкоморох.
Царь бы гнев-то погасил и сомненья бросил
Вон, со всей большой Руси собрались здесь гости
1 cкоморох.
Посмотри на всех подряд, навезли, как надо
Все на праздничный обряд местного наряда
Выходят ведущие в русских народных костюмах.
2 ведущий. – Наш округ многонационален. У нас дружно сосуществуют 75 национальностей. Мы живём вместе, оставаясь разными. Любим свою малую родину, чтим предков и культуру своего народа.
1 ведущий. – Сейчас учащиеся разных классов представят вашему вниманию костюмы народов проживающих в Ненецком Автономном округе.
2 cкоморох.
Раз такая круговерть – будем наслаждаться,
Всех оценивать, смотреть, да нарядами любоваться!
Идет показ народных костюмов.
1 ведущий. – 9 класс представляет вашему вниманию украинские костюмы.
Украинский костюм
Основу украинского женского костюма составляет рубашка - кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей – нижней и верхней. Нижняя часть шьется из более грубой материи. Отличительная особенность украинской женской рубахи является украшения подола и каймы рубашки вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды. Так же украшались и рукава рубахи, особенно в местах соединения рукава с плечом, где представлял собой чаще вышитый кусок материи четырехугольной формы. Широкие рукава рубашки заканчивались манжетой у запястья.
Упрощенный вариант головного убора украинских женщин - мягкая легкая шапочка (чепчик), которая завязывалась шнурком, продернутым сквозь подшивку. Нарядные чепцы шили из золотой или серебряной парчи. В праздничные дни девушки надевали на голову венок из цветов.
Обувь украинцев - как мужская, так и женская, изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой. Отсюда и название - морщуни. Кожаная обувь с высокими голенищами шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.
Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими - русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и шерстяные или суконные штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди, украшенный вышивкой. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесемок. Украинские мужчины носят рубаху, заправляя подол ее в штаны. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки
Штаны украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня с пряжкой. Штаны отличались очень большой шириной.
Мужские головные уборы украинцев весьма разнообразны по форме, материалу и названиям. По форме - это конусы, цилиндры и полукруглые шапки. Изготовлялись головные уборы из меха (овчины), шерсти, сукна. В конце XIX в. украинцы стали носить на голове широко распространенные среди других этнических групп картуз и кепки.
2 ведущий. – 4 класс представляет русские народные костюмы.
Русский народный костюм
История русского костюма такая же древняя, как и сама история нашего государства. Костюм того времени в своем большинстве состоял из домотканой или кожаной рубахи и порты, которые шились из животных нитей. Ворот и подол рубах украшались расшивкой узоров, которые изображали исторические события, обереги или животных. Более зажиточные люди позволяли себе шить рубаху из цветной ткани. Как правило, рубаху подвязывали у талии поясом или специально предусмотренным шнуром, в них помещали кошельки, зеркальца и др.
На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Основой женской одежды была длинная сорочка, скроенная из прямых полотнищ. У сорочки был круглый ворот, иногда со сборками вокруг, разрез, спереди застегивающийся на пуговицу, и длинные рукава. У простых женщин такая сорочка, перехваченная на талии поясом, служила домашним платьем, у состоятельных женщин были еще нижние рубахи, как и мужские женские сорочки, украшали вышивкой, или обшивали цветной материей по краю подола, рукавов, вороту. Сверху сорочки надевали сарафан, длинную распашную одежду без рукавов, застегивающуюся снизу доверху на пуговицы.
Сверху на сарафан надевалась душегрея - короткая, чуть ниже талии и очень широкая сборчатая одежда без рукавов, на лямках, как у современных сарафанов.
Самой нарядной и своеобразной женской одеждой был – летник. Шили его из ярких материй, надевая через голову, и не подпоясывали. Рукава сшивали из более дорогих тканей сверху до локтя. Концы рукавов и перёд летника у ворота украшали нашивками из более дорогих тканей. Иногда летники по подолу обшивались мехом. Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.
Праздничную одежду хранили в сундуках.
В орнаментах на одежде можно увидеть изображение солнца, звезд, древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
1 ведущий. – Платья Мезенского района представят учащиеся 11 класса.
Платья Мезенского района
Платье женское, будничное. Шили обычно из темных тканей, украшали тесьмой. Обязательно надевали пояс или ремень - молодые женщины, и фартук – пожилые. Важной особенностью при пошиве платья для женщин был ворот. Воротниковая зона шилась так, чтобы можно было быстро отстегнуть её и покормить грудью ребёнка. Платья шили с прямыми или зауженными к запястью рукавами. Этот наряд носили женщины среднего достатка.
Женский головной убор - повойник в виде шапочки с круглым донцем и узким очельем. Донце повойника украшалось золотым шитьем, на него повязывались “кустышки” - платок из алой, красной, лилово-розовой или зеленой тафты. Костюм дополнялся шейным украшением, янтарными бусами.
Платье девичье праздничное. Шили обычно,из яркой, дорогой ткани. Украшали тесьмой, кружевами, лентами. Пояс делали светлым, ярким, чтобы подчеркнуть талию. Такие платья не стирали и не гладили, т.к. дорогая ткань от стирки и глажки портилась. Носили очень аккуратно, а хранили в сундуках. На голову надевали “кустышки”, или на плечи накидывали платок. Если праздник проходил на улице, то на голову повязывали, особым способом, шаль. На ногах были полусапожки на каблуках. В таких нарядах ходили на праздники, вечеринки, посиделки.
1 cкоморох.
Это славно, вам скажу, всё чего я вижу
Все костюмы хороши, лучше, чем в Париже.
Продолжается показ костюмов.
2 ведущий. – Костюмы народов Коми представят ученики 3-го и 8-го классов.
Коми народный костюм
Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд вариантов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, устьцилемский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский.
Устьцилемский девичий нарядный сарафан
Ижемский женский нарядный сарафан
Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дoрoм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) — из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздoра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей). Повсеместно носили одежду из более грубых тканей -домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (ленты), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины – платки, кокошники (юртыр, треюк, ошувка).
1 ведущий. – О ненецких народных костюмах поведает нам 7 класс.
Ненецкий народный костюм
Мы предлагаем вашему вниманию ненецкую летнюю одежду. Паница по ненецки “ной паны”, т.е. суконная одежда. Следует отметить, что такая одежда часто богато украшается вшивным орнаментом (мадавы) из цветного сукна на плечах, по бортам и обшлагам рукавов. У каждой хозяйки был свой орнамент, это, как правило, оленьи рога, ушки, копыта.
Паницу обычно носят с поясом, при этом правая пола несколько находит на левую. Пояс плетут из разноцветных ниток длиной до трех метров, с обоих концов он завершается кистями.
Сидор – головной убор, который шьют из красного сукна и украшают бисером, сидор служит нарядным дополнением к костюму. Женщины-ненки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали их в две косы.
На второй модели представлен стилизованный сценический ненецкий костюм – малица женская. Малица - глухая без разреза одежда, шилась из шкурок оленя. К малице пришивается двойной капюшон, который шьётся из пыжиков. К рукавам пришиваются рукавицы, сшитые из камусов одного оленя мехом наружу. Благодаря отверстию на уровне запястья можно легко вынимать из рукавицы кисти рук. Подол малицы обшивается опушкой высотой 20-25 см из шкуры осеннего крупного оленя. Продолжением опушки является узор, состоящий из чередующихся белых и черных полосок со вшитым в шов сукном.
Пимы женские – ненецкая национальная меховая обувь, которую ненецкие женщины шьют сами. Пимы - очень удобная при долгой ходьбе, тёплая и лёгкая обувь. Состоят пимы из сшитого мехом внутрь чулка и нижней части, сделанной из камуса мехом наружу. На женские пимы расходуется около восьми камусов.
1 ведущий. – В современной одежде тоже часто используют элементы народного костюма – орнамент, вышивка, кружевоплетение. Семиклассники подготовили для вас необычный показ, это элементы современной одежды в народном стиле.
Элементы народных костюмов в современной одежде
Русский народный костюм отличает богатая красочность - многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, рудый, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета.
Служил костюм людям не только защитой от холода, жары и всякой невзгоды, но и был оберегом, потому что в его цвете, в узорах зашифрованы магические (колдовские) знаки – обереги, вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди. Длинными, зимними вечерами
женщины и девушки шили одежду, вышивали, пряли, ткали и вязали. Зима на Севере холодная, поэтому были необходимы теплые вещи. Вязали длинные чулки, варежки. Многие вязаные вещи очень гармонично и красиво сочетаются с современной одеждой.
Головной убор – повязка, имеет северные мотивы, орнамент которых повторяет солярные знаки. Повязка служит не только для тепла, но и является своеобразным оберегом. Такие головные повязки широко используются у людей, занимающихся спортом. Они защищают уши от ветра и холода.
Митенки являются одной из разновидностей варежек, которые носили северяне зимой. Митенки не только интересное дополнение к современному ансамблю на русский стиль, но и вещь согревающая суставы.
В холодное время года трудно представить себя без теплой вязаной шапочки и гетр.
Теплые и стильные шерстяные гетры – не только здорово смотрятся с юбками и джинсами, но и отлично согревают! В настоящее время используются в качестве элемента спортивной одежды, защищающего и согревающего ноги. Гетры получили широкое применение в туризме в качестве защиты от попадания внутрь обуви грязи и воды.
Чехол для мобильного телефона, выполненный в этом же стиле, является хорошим и необходимым дополнением к современному костюму.
1 ведущий.
Я строго и чётко скажу вам друзья
Что наших истоков забыть нам нельзя.
2 ведущий.
В народном костюме, как кажется нам
Мы вновь прикоснулись к своим родникам.
1 ведущий. – Спасибо за внимание, особо благодарим тех, кто нашему взору представил такую красоту.
Список литературы
- Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.
- Каминская М.Н. История костюма. М.: Легкая индустрия, 1997.
- “Жить вместе, оставаясь разными” - информационный сборник. Нарьян-Мар: ОГУ “ЭКЦ НАО”, 2006.