Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "План и карта"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с картой, начать вырабатывать навыки чтения карты.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент

– Проверьте готовность к уроку окружающего мира. Самопроверка готовности

2. Повторение изученного

– На прошлом уроке говорили и работали с топографической картой.
– Как её ещё называют?
– Что такое план?

– Какие особенности плана известны?

На доске таблица

            План

  1. Вид сверху.
  2. Изображение уменьшенное.
  3. Предметы схематичны.
  4. Учет сторон света.

– Эти знания помогут выполнить задания.

– Топографическая карта – это план.
– План – это уменьшенное изображение небольшого участка земли.
Дети называют.

3. Актуализация знаний (работа в парах)

– Отгадайте ребус, в котором использованы топографические знаки. Рисунок 1
– Что получилось?
– Как догадались?
– О чем говорится в этой сказке?
– Кто хочет помочь девочке найти избушку Бабы-Яги и спасти братца?
– Переверните листок с заданием. Что нужно сделать?
– Работать будем в парах.
– На что следует обратить внимание перед выполнением работы? Рисунок 2
– Из южных окон домика, где живет девочка со своей семьей, виден фруктовый сад. Девочка, выйдя из дома, переходит через речку по ближайшему мосту. Она пересекает фруктовый сад, доходит до кустарников и движется по берегу реки на север до моста. Девочка переходит мост, идет  по лесной дороге до родника. Вдоль ручья девочка доходит до болота. Здесь находится избушка на курьих ножках.
– Кому удалось найти дом Бабы-Яги?
– Где ошиблись?
– Оцените себя.
Красным цветом – старался, выполнил работу без ошибок.
Синим цветом – старался, выполнил работу, но понадобилась помощь соседа.
Зеленым цветом – старался, но задание не выполнил.
– Где же можно использовать умение читать план?
 

 

– Гуси-лебеди.
Объяснения детей.
Ответы детей.

 

 

– Найти на плане, где расположен дом Бабы-Яги.
– Нужно учесть направление сторон света.
Дети рисуют путь движения на плане.
Ответы детей.

Ответы детей.

4. Постановка проблемы

– Мы говорили, что план – это изображение небольшого участка земной поверхности сверху.
– А что нужно сделать, чтобы изобразить большую часть Земли?
– Что произойдет, если  поднимемся на большую высоту?
– Посмотрим, как это происходит на  снимке и на плане. http://spb.e-adres.ru/maps/index
– Что же происходит, если мы поднимаемся все выше?
– Можно ли это изображение назвать планом?
– Как же будет называться такое изображение?
– О чем сегодня будем говорить? Чему будем учиться?
– Надо подняться выше, посмотреть с самолета или из космоса.
Предположения детей.
– Размеры предметов уменьшаются, их уже нельзя узнать. Территория становится больше.
– Нет.
– Карта.
Ответы детей.

5. Совместное «открытие» знаний

– Рассмотрим иллюстрации. Чем похожи план и карта? Отвечая на вопрос, используйте таблицу.
– Чтобы определить, в чем отличие,  рассмотрим иллюстрации на стр.80 и стр.83.
– Сравните размеры территории на плане и карте.
– Обратите внимание на масштаб. На что он указывает?
– Что обозначает масштаб на плане и на карте?
– Чем же отличаются план и карта?
– Вид сверху, уменьшенное изображение, предметы схематичны, учитываются стороны горизонта.
– На плане изображена небольшая территория (пришкольный участок), а на карте – большая (часть РФ).
– Во сколько раз уменьшены размеры и расстояния на плане и карте.
– 1 см на плане соответствует 10 м на местности, 1 см на карте – 100 км на местности.
– На плане изображена  небольшая территория, используется  крупный масштаб, у карты – большая территория и мелкий масштаб.
– На что обратили внимание, рассматривая карту на стр.83?
– Что означают цвета на карте?
– Какие условные знаки используются?
– Какое государство изображено?
– С  какими государствами граничит?
– На цвет.
Зеленый, желтый – невысокие ровные или холмистые участки суши, оттенки синего – водоемы, оттенки коричневого – горы.
– Границы государств, крупные города, крупные водоемы.
– РФ.
– Латвией, Белоруссией, Украиной.

6. Самостоятельное применение знаний

– Выполняем задание на стр.83. Работа с учебником.

7. Итог работы

– Что же такое план и карта?
– В чем их сходство?
– В чем различие плана и карты?
– Где пригодится умение читать план и карту?
– Чем был полезен урок?
– Уменьшенное изображение участков Земли и предметов на ней с помощью условных знаков.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.