В настоящее время в связи с реформами образования остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности.
Сам метод проектов - далеко не открытие наших дней, он возник в начале прошлого века в США и используется не только в школьном образовании.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности.
«Время» -это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.
Метод проектов - педагогическая технология ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в сознание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.
Мы, учителя, планируем уроки, в конце которых ожидаем некоторый результат, в виде правильно решенных примеров и задач. А почему бы не предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим условия задачи по ней? Тогда эти задачи и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности.
Учитель должен идти в ногу со временем, используя современные технологии. В своей работе и я стараюсь пользоваться элементами проектной технологии.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются, на мой взгляд, три вопроса: ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? КАК?
Первый вопрос очень важный, так как формулировка проблемы-это и есть ответ на вопрос «зачем».
Второе требование: необходимо практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознать, где он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.
Третий вопрос-это его самостоятельность, которая и с одной и с другой стороны является личностной мотивацией выполнения проектов.
А теперь я хочу конкретно остановиться на некоторых работах, которые выполняются моими учащимися.
Первая работа называется «Мой кабинет» (на примере кабинета математики № 32) , которая реализована ученицей 7 в класса Самариной Анастасией.
Цели и задачи:
- работать над формализацией представлений о прямоугольном параллелепипеде и кубе
- продолжить формирование навыков применения формул объёма параллелепипеда, площади прямоугольника, поверхности параллелепипеда
- развивать коммуникативные навыки , а также навыки планирования и организации своей работы
- познакомиться со строительными профессиями
- исследовать условия, в которых мы учимся на примере кабинета № 32
Анастасии необходимо было определить освещенность кабинета математики, определить количество воздуха в кабинете №32, при этом проверить, соответствуют ли данные показатели санитарным нормам. Для этого необходимо было провести нужные измерения и вычисления.
При выполнении этой работы учащейся 7в класса Самариной Анастасии предлагается попробовать себя в роли специалистов различных профессий:
1-я - архитектор
спроектировать эскиз кабинета (выбор материалов, размеры, сделать развертку параллелепипеда.
2-я - строитель
Аккуратно собрать модель параллелепипеда, сделать окна, двери, парты, стул, доску.
3-я - прораб
Проверить, что размеры кабинета соответствуют размерам эскиза.
4-я – риелтор
Защитить свой проект.
5-я – дизайнер
Оформить кабинет, украсить.
6-я - медицинский работник
Проверить выполняются ли санитарные нормы по количеству воздуха в кабинете и освещенности. В результате ученицей создан макет кабинета, проведен анализ и сделан вывод, что нормы освещенности и количество воздуха на одного человека в кабинете №32 соответствуют санитарным нормам.
Вторая работа: «Наш школьный двор»
Эту работу выполняли ученики 7 «в» класса Чумакова Ира, Калугина Алена, Алексеинко Ира.
Цели и задачи:
- развитие познавательного интереса к математике
- воспитание коллективизма, ответственности, уважительного интереса друг к другу
- формирование навыков работы с информацией
- формирование навыков практического применения теоретических знаний по теме «Периметр и площадь геометрических фигур»
- закрепление навыков работы с измерительными приборами на местности.
Учащиеся получили задания:
- определить, сколько потребуется краски для оформления школьного забора, если на один погонный метр расходуется 350 граммов. Подсчитать расход денежных средств для школы.
- подсчитать затраты школы для уборки школьного сада, если в среднем на 10 квадратных метров расходуется 1 мешок. Уборка сада осуществляется 2 раза в неделю в течение 2 месяцев.
После решения 1 и 2 задачи учащимися сделаны выводы:
- для оформления забора понадобится 193 кг краски расход денежных средств на покупку краски составит 19300 рублей
- для уборки фруктового сада расход денежных средств составит 19332 рублей
Важной стороной этой работы является то, что учащиеся применяют теоретические знания не только к решению задач, но и к решению обычных житейских проблем. Такие работы, как эти две, позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулируют их самостоятельность, развивают интеллектуальные способности, готовят к более осознанному восприятию материала по предмету.
В результате учениками создан макет школы и школьного двора. Учащиеся изучили возможности школы,выполняя необходимые расчеты после вычислений на основе самостоятельных измерений.
Третья работа «Проценты вокруг нас»
Выполнена учащимся 7 «в» класса Калугиным Романом. Ученик провел анализ работы магазинов, рассмотрев рост цен в них на примере «Пятерочки», «12 месяцев» и банков «Сбербанка РФ», «Альфа-банка», «Авангарда». При этом он составил условия задач, соответствующих действительности, причем опирался на жизненный опыт родственников и знакомых . В результате он сделал некоторые выводы, которые могут служить советом для взрослых, где выгоднее совершать различные покупки и в какой банк выгоднее вложить денежные средства. Выполняя эту работу, учащийся повторил все определения и понятия, связанные с процентами, составил условия задач и выполнил необходимые расчеты, связанные с реальной жизнью. Надо отметить, что все учащиеся, которыми реализованы работы с большим увлечением занимались своим делом, получали радость и удовлетворение. Им помогал не только учитель, но и родители.
Достигнута связь: «Учитель-ученик-родитель.
В заключение хочется сказать, что Проектная деятельность является одним из способов поддержания и развития учебного мотива даже в такой сложной предметной области, как математика.
Учебный проект, как инструмент обучения математике, даёт учителю возможность показать детям все разнообразие математических методов, применяемых в различных областях знаний, практической деятельности, в повседневной жизни, т.е. позволяет «учить не только математике, но и математикой», а сам метод проектов разрушает школьную рутину. В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.