Использование проектной технологии в процессе обучения математике

Разделы: Математика


В настоящее время в связи с реформами образования остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности.

Сам метод проектов - далеко не открытие наших дней, он возник в начале прошлого века в США и используется не только в школьном образовании.

Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности.

 «Время» -это слово прочно вошло в нашу жизнь, и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Метод проектов - педагогическая технология ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в сознание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности социокультурной среде. Это позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. Меняется и роль учащихся в учении. Они выступают уже не как статисты, а как активные участники. При выполнении проекта школьники попадают в среду неопределенности, но именно это активизирует их познавательную деятельность.

Мы, учителя, планируем уроки, в конце которых ожидаем некоторый результат, в виде правильно решенных примеров и задач. А почему бы не предложить учащимся самостоятельно изучить тему и составить самим условия задачи по ней? Тогда эти задачи и будут тем проектом, который покажет реальный уровень обученности.

Учитель должен идти в ногу со временем, используя современные технологии. В своей работе и я стараюсь пользоваться элементами проектной технологии.

Основными требованиями к использованию метода проектов являются, на мой взгляд, три вопроса: ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? КАК?

Первый вопрос очень важный, так как формулировка проблемы-это и есть ответ на вопрос «зачем».

Второе требование: необходимо практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознать, где он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.

Третий вопрос-это его самостоятельность, которая и с одной и с другой стороны является личностной мотивацией выполнения проектов.

А теперь я хочу конкретно остановиться на некоторых работах, которые выполняются моими учащимися.

Первая работа называется «Мой кабинет» (на примере кабинета математики № 32) , которая реализована ученицей 7 в класса Самариной Анастасией.

Цели и задачи:

  1. работать над формализацией представлений о прямоугольном параллелепипеде и кубе
  2. продолжить формирование навыков применения формул объёма параллелепипеда, площади прямоугольника, поверхности параллелепипеда
  3. развивать коммуникативные навыки , а также навыки планирования и организации своей работы
  4. познакомиться со строительными профессиями
  5. исследовать условия, в которых мы учимся на примере кабинета № 32

Анастасии необходимо было определить освещенность кабинета математики, определить количество воздуха в кабинете №32, при этом проверить, соответствуют ли данные показатели санитарным нормам. Для этого необходимо было провести нужные измерения и вычисления.

При выполнении этой работы учащейся 7в класса Самариной Анастасии предлагается попробовать себя в роли специалистов различных профессий:

1-я - архитектор

спроектировать эскиз кабинета (выбор материалов, размеры, сделать развертку параллелепипеда.

2-я - строитель

Аккуратно собрать модель параллелепипеда, сделать окна, двери, парты, стул, доску.

3-я - прораб

Проверить, что размеры кабинета соответствуют размерам эскиза.

4-я – риелтор

Защитить свой проект.

5-я – дизайнер

Оформить кабинет, украсить.

6-я - медицинский работник

Проверить выполняются ли санитарные нормы по количеству воздуха в кабинете и освещенности. В результате ученицей создан макет кабинета, проведен анализ и сделан вывод, что нормы освещенности и количество воздуха на одного человека в кабинете №32 соответствуют санитарным нормам.

Вторая работа: «Наш школьный двор»

Эту работу выполняли ученики 7 «в» класса Чумакова Ира, Калугина Алена, Алексеинко Ира.

Цели и задачи:

  1. развитие познавательного интереса к математике
  2. воспитание коллективизма, ответственности, уважительного интереса друг к другу
  3. формирование навыков работы с информацией
  4. формирование навыков практического применения теоретических знаний по теме «Периметр и площадь геометрических фигур»
  5. закрепление навыков работы с измерительными приборами на местности.

Учащиеся получили задания:

  1. определить, сколько потребуется краски для оформления школьного забора, если на один погонный метр расходуется 350 граммов. Подсчитать расход денежных средств для школы.
  2. подсчитать затраты школы для уборки школьного сада, если в среднем на 10 квадратных метров расходуется 1 мешок. Уборка сада осуществляется 2 раза в неделю в течение 2 месяцев.

После решения 1 и 2 задачи учащимися сделаны выводы:

  1. для оформления забора понадобится 193 кг краски расход денежных средств на покупку краски составит 19300 рублей
  2. для уборки фруктового сада расход денежных средств составит 19332 рублей

Важной стороной этой работы является то, что учащиеся применяют теоретические знания не только к решению задач, но и к решению обычных житейских проблем. Такие работы, как эти две, позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулируют их самостоятельность, развивают интеллектуальные способности, готовят к более осознанному восприятию материала по предмету.

В результате учениками создан макет школы и школьного двора. Учащиеся изучили возможности школы,выполняя необходимые расчеты после вычислений на основе самостоятельных измерений.

Третья работа «Проценты вокруг нас»

Выполнена учащимся 7 «в» класса Калугиным Романом. Ученик провел анализ работы магазинов, рассмотрев рост цен в них на примере «Пятерочки», «12 месяцев» и банков «Сбербанка РФ», «Альфа-банка», «Авангарда». При этом он составил условия задач, соответствующих действительности, причем опирался на жизненный опыт родственников и знакомых . В результате он сделал некоторые выводы, которые могут служить советом для взрослых, где выгоднее совершать различные покупки и в какой банк выгоднее вложить денежные средства. Выполняя эту работу, учащийся повторил все определения и понятия, связанные с процентами, составил условия задач и выполнил необходимые расчеты, связанные с реальной жизнью. Надо отметить, что все учащиеся, которыми реализованы работы с большим увлечением занимались своим делом, получали радость и удовлетворение. Им помогал не только учитель, но и родители.

Достигнута связь: «Учитель-ученик-родитель.

В заключение хочется сказать, что Проектная деятельность является одним из способов поддержания и развития учебного мотива даже в такой сложной предметной области, как математика.

Учебный проект, как инструмент обучения математике, даёт учителю возможность показать детям все разнообразие математических методов, применяемых в различных областях знаний, практической деятельности, в повседневной жизни, т.е. позволяет «учить не только математике, но и математикой», а сам метод проектов разрушает школьную рутину. В качестве заключения замечу, что невозможно заставить человека творить, человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать и ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, а наша с вами задача, дорогие коллеги, мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, и большие открытия.