Музейная педагогика

Разделы: Внеклассная работа


Современные возможности разработки компьютерного обеспечения позволяют предложить любому образовательному учреждению инновационные подходы в области воспитательной деятельности той или иной направленности.

В частности, речь пойдёт о виртуализации музейной педагогики.

Совместными усилиями педагогов и учащихся удалось создать, по сути, виртуальную экспозицию, составленную на основе ныне действующей постоянной экспозиции.

Изначально стенды, оформленные как визуальная наглядность, постепенно утрачивали свою образовательную функцию, потому что стал доступным комплекс компьютерных программ, который помогает за короткое время создать новые или реконструировать существующие экспозиции.

Можно смело сказать, что за короткий отрезок времени в ЦО возникла виртуальная композиция, посвящённая основным битвам ВОВ, которые были переломными этапами в ходе всей кампании 1941-1945-х годов.

Каждая презентация, разработанная учениками под руководством педагога, отражает основные этапы той или иной военной операции, повествует о военном руководстве советской и немецкой сторон, рассказывает особенности проведения того или иного фрагмента боевого задания. Ключевым элементом продукта является виртуальная карта, где с точностью отражены направления ударов противника и советских войск, значками показаны позиции, отражающие оборонительные линии, скопление сил, примерные задачи войск.

Также есть продукт, рассказывающей о работе тыла, когда с огромным трудом старикам, женщинам и детям пришлось взять на себя тяжелейшую ношу – обеспечение фронта всем необходимым: боеприпасами, техникой, обмундированием. Как правило, этой части войны не всегда уделяется много времени. Здесь красочно говорится о каждодневном подвиге, когда изо дня в день люди трудились, не жалея сил, изматывая себя физически, лишь бы только не допустить захватчика на свою землю.

Особую гордость представляет презентация, посвящённая Нюрнбергскому процессу. Здесь рассказывается о суде над преступлениями против человечества, о роли фашизма в политической, экономической, этнической и нравственной составляющих жизни Германии и её союзников.

Часть работы посвящена вопросу доказательства вины преступников, чаще всего которые виновны в злодеяниях в мировых масштабах.

Все эти презентации направлены на формирование представлений не только о важности совершенного, но и визуально повествуют о тех событиях, которые стали фундаментом для заложения будущей победы.

Следует рассказать ещё об одном проекте, созданном усилиями многих учеников ЦО. Речь идёт о выпуске сборника стихотворений и рассказов, живописующих о трудностях военной жизни, о свершении подвигов, о быте обычных солдат, о защите своего дома, родным и незнакомых людей.

В работе приняли участие ученики 7-х – 10-х классов.

Нельзя удержаться, чтобы поподробнее не поведать о самих произведениях ребят. Яркие, чистые, может где-то наивные, но несущие сильную эмоциональную нагрузка – вот визитная карточка каждого литературного «детского» шедевра. Вот, например, такое:

А помнишь, дружок

А помнишь, дружок…
Как тяжело было в те времена,
Как ужасна и сурова была та война!
Сколько крови, потерь,
Сколько слез матерей,
Сколько печали, обиды и горя.
Те времена не дают нам покоя!
А помнишь, дружок…
Тот победный сорок пятый,
Когда к родным ты возвращался с каской помятой
И сколько слез от счастья пролила тогда мать,
Но те страшные времена она еще долго будет вспоминать!
(Манахова Валерия 10 класс)

Или такое, рассказывающее о кровопролитном позиционном сражении, где речь не идёт о спасении роты, батальоны, а о возможности хоть на некоторое время задержать противника любой ценой:

Война

Был непрерывный огонь. Высунуться было нельзя, застрелят. Командиру поступил приказ – «Разбить врага любой ценой!» Врагов было больше. Отдать приказ отаковать – смерть всем противникам. Времени оставалось немного; враг подходил все ближе. Техники у наших не было, а у немцов - куча. Командир сидел в окопе и думал над планом атаки, но вдруг он услышал, что выстрелы закончились, и он остался совсем один. Никого не осталось, кроме него. В десяти метрах стояла артиллерийская пушка. Он по-пластунски дополз до нее, зарядил и начал стрелять. Он расстрелял почти всю технику немцев. Сам был смертельно ранен, но не прекращал обстрел. Он получил «ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА» посмертно!
(Ермаков Иван 10 класс)

Несколько слов хотелось бы сказать и о инновационной разработке для нашей школы: создание фильма, рассказывающего о жизненном пути и истоках зарождения героизма, патриотизма человеческой души.

Важно было проследить путь героя, обычного героя, каждодневного, который совершает подвиг во имя жизни таких же простых людей в Советской России.

Фильм использует кадры хроники дореволюционной России, так и советские киносъёмки времён ВОВ. Рассказ самого ветерана перемежается комментариями учащихся, которые умело смогли расставить акценты и сделать с помощью компьютерного обеспечения полноценны фильм.