Использование деятельностного подхода в обучении на уроках истории и обществознания

Разделы: История и обществознание


На современном этапе образования, перед социально-гуманитарными предметами стоит задача формирования компетенций, включающих в себя фундаментальные и практические знания о важнейших сферах социальной жизни и основных видах деятельности людей; о возможности достижения успеха в том или ином виде деятельности, ценностные ориентиры; умения и навыки, позволяющие осуществлять типичные виды деятельности. В ее реализации главную роль играют такие предметы, как история и обществознание.

Основное содержание курса истории – описание, интерпретация и оценка событий, явлений, процессов прошлого – не включает сведений о способах учебной деятельности, которыми следует овладеть для эффективного усвоения материала (как извлекать информацию, как объяснять свою позицию и т.д.). Характер содержания каждого урока истории столь разнообразен, что от обучающихся может потребоваться готовность совершать действия, связанные не с одним, а с целой совокупностью умений: работа с картой, с историческим документом и т.д. В то же время с тем или иным действием ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела курса. Эта особенность затрудняет формирование способности совершать то или иное действие последовательно, из урока в урок. Поэтому преподавателю приходится решать вопросы накопления знаний о способах учебной деятельности, а также выстраивать такую последовательность процесса формирования умений, которая, с одной стороны, соотносится с логикой изучения собственно исторического материала курса, а с другой – соответствует закономерностям процесса поэтапного формирования умений.

При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные практики на занятиях.

Определяющая роль практики выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. В педагогической деятельности использую следующие виды учебных практик на занятиях:

  • проектная деятельность;
  • деловые игры.

Основные виды компетенций, которые приобретаются обучающимися в учебном процессе:

  • ценностно-смысловая;
  • образовательная, учебная;
  • познавательная;
  • информационно-коммуникативная.

Учебные практики направлены на комплексное развитие компетенций. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность обучающихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. 

1. Проектная деятельность.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения. Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность обучающихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного результата и его публичного предъявления. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. В переводе с латинского проектная технология означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед").

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет мне индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей.

Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Метод проектов – личностно - ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформлении практического результата. Обучающиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

При оценке проекта учитываются следующие моменты:

  • значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;
  • активность каждого участника проекта;
  • творческая самостоятельность авторов проекта;
  • соблюдение требований к созданию проекта;
  • речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.

Проект может быть учебным, творческим, социальным, информационным.

Рассмотрим варианты создания учебных проектов:

1. Тема занятия: Российская Федерация: на новом этапе развития (дисциплина «История России»)
Составление политической газеты. Выполнение задания состоит из нескольких этапов:

1) определение групп;

2) подбор материала;

3) составление газеты предусматривало: а) название газеты; б) девиз и эмблема газеты; в) название статей и их подбор; г) размещение материала (какие факты в центре, какие – нет); д) иллюстрации;

4) защита политической газеты;

5) подведение итогов и выставление оценок.

Цель проекта: создание учебного оригинального пособия по изучаемому периоду, способствующие развитию зрительной памяти, образного мышления, развивающее интерес к изучению истории, стремление нестандартно подходить к решению учебных задач.

Результат проекта: макет газеты.

2. Тема занятия: Эпоха Петра I (дисциплина «История России»).

Цель проекта: рассмотреть преобразования Петра и ответить на вопрос «Петр I – тиран или реформатор?»

Результат проекта: презентация.

Обучающиеся получают предварительные задания.

Задачи:

  • Изучить материал по эпохе Петра I, материал делится по направлениям, проводимых преобразований.
  • Собрать соответствующий иллюстративный материал из электронных образовательных ресурсов.
  • На занятии обучающиеся защищают свои проекты, делают соответствующие выводы.
  • Создать презентацию.
  • Проанализировать результаты исследования, ответить на поставленный вопрос.

Данная форма познавательной активности обучающихся эффективна в процессе организации любого типа урока и создает благоприятные условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, усвоения и обобщения их. К благоприятным условиям следует отнести: продуктивность работы, т.к. коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее; способность к диалогу, помощи и сотрудничеству; сплоченность; преобладание хорошего настроения; признание права иметь свое мнение каждому ученику. Общественное мнение, возникающее в группе, является стимулом в развитии познавательного интереса каждого ученика, т.к. коллектив оценивает участие каждого. Работа группы, ее внутренне самоуправление позволяет развивать самооценку учеников.

2. Имитационные игры

Деловая игра (по Г.П. Щедровицкому) – это: педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, цель которых – обучение отдельных личностей и их групп принятию решения.

Деловая игра используется для решения комплексных программ усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность обучающимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо – и социодрама.

Тема занятия: Основы трудового права Р.Ф.

Имитационная игра «Прием на работу» (дисциплина «Основы правоведения»)

Подготовка к игре:

  • На занятии предварительно изучаются основные вопросы трудового права;
  • Описание проблемы, формируется цель;
  • Выдаются пакеты материалов, инструкций;
  • Оглашаются негласные правила – не отказываться от игры, нельзя пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.

Задание 1 для соискателя (выбрать документы, с которыми необходимо прийти на собеседование, продумать свой внешний вид);

Задание 2 для работодателя (продумать обстановку, где проходит собеседование, вопросы для соискателя, кто проводит собеседование, какие документы могут быть заполнены и т.д.)

Итог игры: обсуждение приведенных примеров поведения, обмен мнениями, защита обучающимися своего поведения, мнения эксперта (преподавателя).

В заключении преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира.

Использование учебных практик в системе работы преподавателя позволяет решать задачи формирования предметных компетенций на уроках истории и обществознания.