Урок-игра по математике по теме "Масштаб". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Класс: 6

Технологии: информационно-коммуникационное, элементы здоровьесберегающей технологии.

Средства ИКТ: презентация (приложение 1), видеофильм (приложение 2);

Оборудование: физическая карта полушарий, раздаточный материал, проектор, экран;

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме «Масштаб»;
  2. проверить умения учащихся определять расстояния по карте с помощью масштаба ;
  3. развивать математические способности, любознательность, логическое мышление;
  4. развивать и укреплять интерес к математике;
  5. развивать коммуникативные возможности учащихся;

Презентация

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас заключительный урок по теме «Масштаб». Я, как обычно, должна проверить ваши знания и умения по этой теме и провести контрольную работу. Но вместо контрольной работы мы поиграем и посоревнуемся, и мне поможет провести этот необычный урок наш гость, смотрим на экран <слайд 3, гиперссылка>.

Итак, у нас в гостях капитан Джек Воробей. Сейчас мы разделимся на команды. Каждая команда выбирает своего капитана, лоцмана, придумывает название своего корабля, и мы отправляемся в морское плавание. Вам предстоит пройти много испытаний. Несколько заданий будет лично и от Джека Воробья. В каждом конкурсе будем определять сильнейшую команду, и она будет получать морской камень. Команда, набравшая наибольшее число морских камней, получает ключ от сундука, где лежит секретное послание.

В добрый путь!!!

I этап Разминка. Карточки с заданиями получают лоцманы для всей команды. За 3 минуты нужно письменно ответить на следующие вопросы: <слайд 4>

1) Что такое масштаб?

2) Какие виды масштаба вы знаете? Приведите примеры

3) Где применяют масштаб?

4) Какой из масштабов крупнее : 1: 25; 1: 250 или 1: 25000?

Давайте проверим ваши ответы.

Масштаб-это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности.

Виды масштаба: числовой, именованный, линейный

Числовой

Именованный

Линейный

1 : 500000

1 см – 5 км

 5 км – 10 км

Повторить всем вместе по таблице еще раз виды масштабов.<слайд 5>

Масштаб нужен для определения расстояний по карте, вычерчивания карт, рассматривание микробов в микроскоп, в архитектуре и т.д.

С первым заданием справились, молодцы. Усложним задания. Второй конкурс –от капитана Джека Воробья <слайд 5>:

II этап

Ключ на рисунке, выполненном в масштабе 5:1, имеет длину 7,5 см. Какую длину будет иметь этот же ключ на рисунке, выполненном в масштабе 2:1?

Ответ: 3 см.

Молодцы, многие команды справились с этой задачей, и у кого правильный ответ, получают морские камни.

III этап

Следующий конкурс от капитана Джека Воробья <слайд 7>

Капитаны подходят и берут карточки с заданиями(каждой команде нужно показать только одно место на карте)

Показать на географической карте мира :

а) Карибское море;

б) Бермудский треугольник;

в) Марианский желоб (самую глубокую впадину на планете)

г) Саргассово море

Команды по очереди показывают на географической карте данные объекты

IV этап

Расстояние между двумя бухтами, равное 1,9 км, изображено на карте размером длиной 9,5 см. Найдите масштаб карты.

Ответ: масштаб карты 1:20 000

V этап

Распределить задачи по теме «Масштаб» по группам и сказать, по какому принципу произведено деление:

  1. Запишите масштаб карты, если отрезок на местности в 1 км изображается на карте отрезком в 10 см.
  2. Длина детали на чертеже, сделанном в масштабе 1:3, равна 2,4 см. Чему будет равна длина этой детали на другом чертеже, сделанном в масштабе 2:1?
  3. Длина отрезка на карте 3 см. Найдите длину соответствующего отрезка на местности, если масштаб карты 1: 1 000 000.
  4. Длина железнодорожной магистрали 3140 км. Какой длины получится линия, изображающая эту магистраль на карте, сделанной в масштабе 1: 2 000 000?
  5. На карте, масштаб которой 1: 10 000 000, длина отрезка между пунктами равна 6,5 см. Каково расстояние между этими пунктами на местности?
  6. Определите по карте расстояние от опушки леса до реки. Масштаб карты 1: 50 000.
  7. На рисунке дан план квартиры в масштабе 1: 100. Определите по плану, какие размеры имеют кухня, ванная и комнаты и какова их площадь в действитель-ности?
  8. Расстояние между городами А и В на карте равно 8,5 см. Найдите расстояние между городами на местности, если масштаб карты .
  9. Расстояние от Бреста до Владивостока более 10000 км. Уместится ли на одной странице тетради это расстояние в масштабе одна десятимиллионная?
  10. Расстояние на местности в 20 м изображено на плане отрезком 1 см. Определите масштаб плана.

Ответы :

а) найти масштаб карты – это задачи № 1, 10

б) найти реальное расстояние на местности, зная масштаб карты- это задачи № 3, 5, 6, 7, 8

в) найти расстояние на карте, зная масштаб карты и размеры в действительности: задачи № 4, 9

Команда, полностью разобравшая задачи по группам, и определившая по какому принципу произведено деление, получает 5 морских камней. Остальные команды получают морские камни на усмотрение учителя.

VI этап

Следующий конкурс у нас спортивный <слайд 10>. Команда «Черной жемчужины» хочет посмотреть, кто из вас самый быстрый, ловкий, смелый. Ведь именно эти качества присущи настоящему пирату.

Мальчики и девочки! Постройтесь, пожалуйста, в колонну друг за другом. Задание следующее : нужно пронести на ложке теннисный мячик до стены, коснуться рукой стены, вернуться обратно и передать эстафету следующему участнику. Бежать нельзя, нужно идти быстрым шагом.

Раз, два, три- начали.

VII этап

Каждой команде выдается карта <слайд 11>

Определите расстояние между башней и мостом на местности, если масштаб карты 1:225.

Задание можно изменить, например, по географической карте мира найти расстоя-ние между городами Каракаc в Венесуэле и Панамой.

VIII этап

И, наконец, последний конкурс- это конкурс капитанов. Вам предстоит ответить на вопросы капитана Джека Воробья <слайд 12>

Вопрос следующий: Что означают слова абордаж, пиастр, галион, «Веселый Роджер», флибустьеры, Сундук Мертвеца на пиратском жаргоне? Капитанам дается 3 минуты, чтобы подумать, вспомнить, сделать заметки у себя в блокноте.

Ответы:

Абордаж - излюбленный пиратский способ ведения боя. Корабли сцепляются бортом к борту и на их палубах начинается рукопашная схватка.

Галион - быстроходный, хорошо вооруженный корабль XV-XVI вв.

Пиастр - старинная испанская монета.

«Веселый Роджер» — пиратский флаг с черепом и костями на черном фоне, который морские разбойники поднимали на мачте перед боем, дабы нагнать страху на противника.

Флибустьеры - пираты, занимавшиеся разбоем в Карибском море.

Сундук Мертвеца- остров, куда высадили 15 провинившихся пиратов.

Капитанам за каждый правильный ответ дается морской камень.

Итоги игры:

Итак, сегодня на уроке мы с вами повторили, что такое масштаб, виды масштаба, решили много задач на использование масштаба и все это сделали за время одного морского плавания вместе с капитаном Джеком Воробьем и его командой. И у нас определился победитель. Капитан этой команды подходит ко мне, берет ключ от сундучка и открывает его. В сундуке лежит следующее послание от команды «Черной жемчужины»:

«По голубым артериям земли
Ведете вы стальные корабли!
Вам даже шторм не может помешать!
Девятый вал не в силах напугать!
C победой мы поздравить вас хотим!
Пусть будет ваш корабль неуязвим!
Воплотить мечту свою старайся
И в большую жизнь смелей иди!
В дружбу верь, в себе не сомневайся -
Ждут тебя успех и счастье впереди!»

Учитель: Мальчики и девочки! Так как вы победители не только в морской игре, но и в математической, поэтому каждый из победителей получает по отметке «5» в журнал. Остальные ребята также все молодцы. На этом урок наш закончился, до свидания!!!