Индивидуально-подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [л'] в старшей группе

Разделы: Логопедия


Цель занятия: Автоматизация звука [Л’].

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

  • Закрепить знания о механизме организации звука [Л’] и его акустических особенностях.
  • Закрепить представления о сезонных изменениях в природе.
  • Формировать представления о предложении и слове, обучать анализу предложения.

Коррекционно-развивающие.

  • Развивать сенсомоторику, мимический праксис, просодику, пространственное восприятие.
  • Совершенствовать фонематическое восприятие.
  • Отрабатывать навык правильного употребления звука [Л’] в речи.
  • Совершенствовать грамматический строй речи. (Упражнять в образовании прилагательных с помощью суффикса - еньк-).
  • Продолжить работу по развитию основных мыслительных операций.

Коррекционно-воспитательные.

  • Формировать положительное отношение и интерес к занятиям.
  • Формировать умение конструктивного взаимодействия в группе.
  • Формировать положительную самооценку.
  • Воспитывать отзывчивость.

Форма проведения: путешествие в сказку.

Форма организации: индивидуально-групповая.

Место проведения: музыкальный зал.

Оформление.

  1. Экран.
  2. Перья на ковре.
  3. Стулья перед зеркалом.
  4. Коврики .
  5. Стол для коллективной поделки.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Оборудование.

  1. Резиночки на ручку.
  2. Сердечки с именами.
  3. Магнитофон.
  4. Рисунки мимических поз.
  5. Перья.
  6. Карточки для работы над голосом.
  7. Массажные мячи, шарики су-джок.
  8. План анализа артикуляции звука.
  9. Схема характеристики звука.
  10. Экран для закрывания губ логопеда.
  11. Картинки птиц (сова, лебедь, цапля).
  12. Лебединая «семья».
  13. Мяч.
  14. Мультимедийный проектор (или подставка и иллюстрация к сказке).
  15. Указка.
  16. Тексты сказки и стихотворений.
  17. Фишки к схеме предложения.
  18. Атрибуты поделки: лебеди (ранее приготовленные детьми), льдинки из пленки и фольги, кленовые листья, синяя фольга.
  19. Схемы «Лебединые дорожки» для определения места звука в слове и зеленые кружочки.
  20. Гитара.
  21. Коврики по количеству детей.

Предварительная работа.

  • Изготовление лебедей.
  • Вырезание льдинок из пленки и фольги.

Ход занятия

I. Организация начала занятия.

1. Приветствие. Развитие пространственной ориентировки.

- Здравствуйте, дети! (Дети заходят в зал. Слева на груди – сердечки с именами. У логопеда - цветные браслетики.) Я Вас с нетерпением жду в этом прекрасном зале. Посмотрите, сколько здесь сегодня гостей. Подойдите ко мне. Давайте поприветствуем друг друга. (Выполняются движения по тексту.)

Мне ладони покажите – правую и левую.
В кулачок теперь сожмите – правую и левую.
Разожмите, посмотрите – вот правая, вот левая.
Сейчас браслетики наденем – на правую, а не на левую.
Свои теплые ладошки на мою ладонь сложите – правую и левую.
Солнце красное взошло, утро доброе пришло.
Будет правильно, будет мудро всем сказать … (доброе утро)!

2. Нацеливание.

– Вот мы и поприветствовали гостей и друг друга. Я приглашаю вас тоже в гости к одному одинокому лебедю. С какого звука начинается слово «лебедь»? (Со звука [л,]).

Нам сегодня предстоит
В гости к лебедю сходить.
И за звуком [л,] следить.

Это и будет нашим девизом. Скажем вместе, скажем дружно, что нам сделать будет нужно! (повторяют хором).

3. Релаксационные упражнения: напряжение по контрасту с расслаблением.

- Но для этого нам нужно будет сделать много заданий. Сначала мы превратимся в лебедей. Вокруг себя повернись и в лебедей превратись!

Лебеди готовились осенью к долгому перелету, покажите, какие у них стали сильные крылья.

Руки – крылья поднимаем, наши мышцы напрягаем.
Руки-крылья опускаем, мышцы снова расслабляем.
Исчезает напряжение, наступает расслабленье.
И становится понятно, расслабление … приятно. (Дети договаривают.)

Такими спокойными, не напряженными постарайтесь быть на занятии.

II. Логопедическая гимнастика.

- Готовились лебеди к полету у водоема. Вода в нем прозрачная и чистая. Представьте, что зеркала – это водоем, подойдем к нему. Нам хорошо видно свое отражение. Давайте поиграем с ним.

1. Самомассаж лица.

● Когда осень к нам пришла краски яркие взяла.

Была желтою трава, разноцветною – листва. (Поглаживающие движения: - от середины лба к верхней части ушей; - от носа к средней части ушей; - от середины подбородка к нижней части ушей.)

● Когда осень к нам пришла, сильный ветер принесла.

Листья пестрые летели, мы на листики глядели. (Спиралевидные движения. Здесь и далее направление движений то же.)

● Когда осень к нам пришла дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросил, грустный вид деревьев был. (Постукивающие движения.)

● Когда осень к нам пришла, птичек в стаи собрала.

Стало холодно вокруг. Вам пора лететь на юг. (Пощипывание.)

● Смотрят дети из окна: по дорожке ледяной

В гости к нам идет зима в белой шубке меховой. (Поглаживание.)

● Осень поздняя пришла.
За снежинками снежинки
Тихо кружатся, летят.

Укрывает все тропинки покрывалом снегопад. (Вибрирующее постукивание.)

2. Мимические упражнения.

- Огорчены лебеди, что приходится им улетать в далекие страны из родных мест, не хочется покидать им Родину, да и нам жаль расставаться с ними. Изобразим огорчение (Выполняется мимическое упражнение «Грусть» с опорой на картинки с изображением соответствующих мимических поз).

– А молодые птицы удивлены, для них это первый полет. Все так необычно! («Удивление».)

- Но некоторые из неопытных птиц напуганы предстоящим долгим, трудным перелетом. («Испуг».)

 – Давайте улыбнемся, передадим хорошее настроение перелетным птицам, поддержим их. («Улыбка», «Радость».)

3. Артикуляционные упражнения.

а) для губ.

- Птицы осенью стали большими и сильными. А ведь, кажется, совсем недавно снесли птицы яйца. Лебеди – большие (губы – округлены, как при «О»), а сойки – маленькие (губы как при «У»).

Согревали их птицы – мамы и круглое солнышко (губы как при «А»).

Мамы птицы ждали птенчиков и улыбались (улыбка, зубки не видим).

Улыбались и папы – птицы (улыбка, зубки видим).

б) для языка.

- Для гнезд птицы выбрали место у ровной полянки (широкий расслабленный язык лежит на нижней губе).

 – Возле узенького ручейка (язык заострен).

– Гнезда построили за ветками (упереть язык за верхние зубы).

– Мамы – птицы наводили в гнездах порядок («чистим верхние зубки внутри»).

– Когда пришло время, птицы стали пробивать клювиками скорлупу сначала слабо (стучим за верхними зубами, произнося «т-т-т-т»), а затем сильнее («д-д-д-д).

– Когда были маленькими, они слабо махали крылышками (язык то поднимается, прижимаясь за верхними зубами, то опускается, прижимаясь за нижними).

в) воспитание длительного, плавного выдоха, динамическая пауза.

- Как трудно было им научиться летать! Посмотрите сколько перышек они обронили легких, пушистых. (Дети встают со стульчиков, подходят к перышкам, лежащим на ковре. Звучит спокойная музыка.).

● Птенчики взлетали, пёрышки теряли (взмахи руками, как крыльями).

Перышки кружились (кружатся на носочках)

На землю опустились (приседают, берут перышки).

Ветерок подул, пёрышки все сдул. (Подносят ладошку с перышком ко рту, сдувают, направляя вверх струю высунутым вперед язычком, не поднимая плеч и не раздувая щек. Контролируется вдох «животом».)

III. Узнавание «дежурного звука» по артикуляции. Изолированное произношение звука. Работа над голосом (тембром, силой высотой).

-Так научились летать. Лебедята полетели, в лебединую школу прилетели. (Возвращаются к зеркалу). Побудем с ними на уроке. Угадайте по моим губам, зубам, языку, какой звук они изучали. Давайте вспомним, как его нужно правильно произносить. Произнесем звук [л,] по-разному:

  • лебедь взлетает: л, - л, - л, с усилением звука;
  • летит большой лебедь (произносить л, - л, - л, громко, низким голосом);
  • летит маленький лебедь (тихо, высоким голосом);
  • лебедь приземляется: л, - л, - л, с понижением звука;
  • молодой лебедь часто останавливается в полете (произносим л,, л, , л, - прерывисто).

IV. Анализ артикуляции звука и его характеристика. Уточнение знания правой и левой руки.

- Когда мы произносим звук [л,], губы закрыты или раскрыты? (раскрыты). Зубы плотно сжаты или немного разжаты? (разжаты, находятся на небольшом расстоянии) Язык вверху или внизу? (вверху) Он прижимается за верхними зубами или нет? (прижимается) (Дети совместно с логопедом выполняют модель руками, где правая рука – язык, ноготочки левой руки – верхние зубы). Запомните хорошо: при [л,] язычок поднимается и за верх. зубами прижимается. Работает ли голосок? (работает). Язычок мешает воздуху выходить изо рта? (да). Значит, звук [л,] согласный или гласный? (согласный). Звонкий или глухой? (звонкий). Звук звучит: твердо или мягко? (мягко). (Дети подводятся к выводу, что звук [л,]: согласный, звонкий, мягкий.) Каким цветом обозначим звук [л,]? (Детям раздаются шарики су-джок зеленого цвета с металлическими колечками внутри как символы мягких звонких согласных звуков)

– Почему выбрали зеленый цвет, что он напоминает? (лето, зелень, лесную полянку)

V. Развитие фонематического слуха. Массаж шариком су-джок. Выделение звука:

1) из ряда др. звуков. (Предварительно логопед прикрывает рот специальным экраном, чтобы дети опирались только на свой слух.)

- Когда услышите звук [л,] среди других звуков, раскройте ладонь с шариком. Спрячьте шарик в ладошке, когда не будет этого звука: ш, ф, ль, с.

2) слогов: аль, ум, кле, та, ле.

3) слов, упражнение на развитие логического мышления: - лебедь, сова, цапля. (Выставляются картинки с изображением этих птиц.) Какое слово лишнее и почему? (Слово «сова», потому что в нем нет звука [л,] и потому что сова – зимующая, ночная хищница, а остальные перелетные.)

VI. Автоматизация звука в слогах. (Выставляется картинка с изображением лебединой семьи. Слоги проговариваются хором и индивидуально.)

- Как-то сова, сидя в своем дупле возле озера, проснулась оттого, что мама-лебедь убеждала строгим голосом лебеденка не уплывать далеко. Произносим строго, низким голосом: Аль! Аль! Аль! А лебеденок не слушался. Произносим высоким, тонким голосом: Ля! Ля! Ля! Уплыл и заблудился. Произносим печально: Али! Али! Али! Папа – лебедь отыскал лебеденка и отругал. Произносим сердито: Клю! Клю! Клю! А мама-лебедь пожалела сыночка. Произносим ласково: Пле! Пле! Пле!

VII. Автоматизация звука в словах. Упражнение в словообразовании прилагательных с суффиксом - еньк-. Развитие координации движений. Массаж ладоней массажным мячиком (в процессе игры «Поймай мяч, верни со словом. Мяч ловим и возвращаем, слово ласково называем»).

- Обрадовался лебеденок, что его больше не ругают, схватил новый зеленый мяч и побежал играть на улицу. Со всеми он был вежлив и ласков. Давайте и мы поиграем в игру «Назови ласково», используя частичку – еньк -:

  • белый -…(беленький),
  • зеленый (мох) - …,
  • малиновый (клюв) -…,
  • сильный -…(сильненький),
  • удалой -…(удаленький),
  • смелый-…(смеленький);
  • печальный (лебедь)-…,
  • легкое (перо) - ….

VIII. Прослушивание сказки. Развитие слухового внимания, творческого воображения.

( Выставляется иллюстрация к сказке либо на бумажном носителе, либо в цифровом формате на видео проекторе.)

-Мячик покатился, к печальному лебедю прикатился. Рассаживайтесь поудобнее на ковре и слушайте сказку «Как лебедь остался один».

– Приближалась поздняя осень. Небо было хмурое. Девочка пошла погулять в любимый сад к маленькому водоему. С деревьев облетела почти вся листва, лишь иногда еще срывались с кленов последние одинокие листья. На воде уже тонкой корочкой начал появляться лед, но днем он еще подтаивал под лучами осеннего солнца. Вдруг на зеркальной глади водоема девочка увидела прекрасного белого лебедя. Он медленно плыл, печально опустив голову. Девочка вспомнила, что летом видела здесь двух лебедей с целым выводком лебедят.

«Что же случилось? – подумала девочка. – Почему лебедь остался один?»

Вдруг она услышала хриплый голос над головой.

-Улетели лебеди и лебедята, - на ветке клена сидели две вороны и беседовали. Это произнесла одна из ворон.

 2. Работа со схемой предложения. ( С использованием фишек к схеме предложения.)

- Давайте посчитаем слова в этом предложении (Произносят предложение «Улетели лебеди и лебедята», последовательно разгибая пальчики).

– Выберите фишку для предложения. Почему выбрали эту фишку? (Предложение выражает законченную мысль, оно длинное.) Из чего состоит предложение? (Из слов.) Последовательно называя слова, дети выкладывают соответствующие им фишки. Точка в конце предложения обговаривается.

3. Развитие памяти, внимания.

Затем детям предлагается закрыть глаза. Одно слово-фишку логопед прячет и предлагает произнести предложение без него.

 -Что исчезло? (Дети подводятся к мысли, что все слова в предложении связаны. Если убрать слово, может быть непонятной мысль. Дети возвращаются на коврики, слушают сказку дальше.)

– А почему остался этот красавец? - спросила ворона, которая была поменьше.

 – Злые люди хотели поймать лебедят, а этот защищал их и сломал крыло. На юг лететь не смог. Теперь этот лебедь будет один зимовать в саду и ждать возвращения других лебедей.

И действительно, девочка увидела возле водоема маленький домик, где будет зимовать лебедь и подумала, что обязательно будет приходить к нему зимой и приносить угощения. И все-таки девочке было грустно. Начинался снег вместе с дождем, и она пошла домой. У ворот девочка обернулась и посмотрела на лебедя. Он все так же медленно кружил по пруду, печально опустив голову.

IX. Автоматизация звука в словосочетаниях и предложениях. Беседа по сказке. Развитие диалогической речи. Воспитание бережного отношения к природе.

- О ком эта сказка? (О лебеде.)

 – Как она называется? («Как лебедь остался один».)

 – Куда пошла девочка? (Погулять в сад к водоему)

-С какого дерева облетели последние листья? (С клена.)

– Кого увидела девочка? (Девочка увидела лебедя).

– А почему лебедь был один? (Лебеди улетели. Он защищал лебедят от злых людей, сломал крыло и не смог улететь на юг. А другие лебеди улетели.)

– Почему ворона назвала людей злыми? Начни со слов «Эти люди… (Эти люди хотели поймать лебедят, а к природе надо относится бережно. Пусть птицы живут на воле, не надо их ловить).

– Где будет зимовать лебедь? (В долине у водоема. А девочка будет приносить ему еду.)

X. Автоматизация звука в связной речи. Воспитание отзывчивости.

1). Динамическая пауза.

-Лебедь печальный в темной воде
Лебедь остался один в беде.
Медленно кружит по глади пруда.
Как одинок он, знает вода.
Решил я притворится: я тоже лебедь-птица!

(Детям предлагается выполнить упражнение для рук «Лебёдушка» под спокойную музыку.)

Вдоль по берегу лебедушка плывет, (правая рука – лебедь)
Выше всех она головушку несет, (повороты рукой-головой)
Больным крылышком помахивает, капельки водицы стряхивает. (движения в соответствии с содержанием)

То же - левой, а затем – с двумя руками.

2) Комментирование ранее выполненной работы. Упражнение в использовании притяжательных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Развитие творческой фантазии, конструктивного праксиса, мелкой моторики.

-Закончим поделку «Лебедь в водоеме», которую мы начинали делать. Я принесла фольгу. Как вы думаете, чем будет фольга? (Фольга будет водоемом.) Да, в сказке говорилось, что лебедь плавал по зеркальной глади водоема. Положим лист фольги на стол, представим, что это водоем. Какие листья мы изготовили? (Мы изготовили кленовые листья.) Из чего были изготовлены льдины? (Льдины были изготовлены из плёнки, плитки и фольги.) Какие льдины по величине? ( Льдины большие и маленькие.) Что мы сделаем, чтобы было видно, что наступила осень? (Наклеим кленовые листья на синюю фольгу.) (Дети выполняют.) Что мы поместим на водоём, чтобы было видно, что это поздняя осень? (Поместим льдины.) (Дети выполняют.)

– Мы сделали лебедя. Вспомним, как мы его делали. Из шишки сделали лебединое туловище. Из глины - лебединую голову и лебединый клюв. Из бусинок – лебединые глаза. Какого цвета лебединый клюв? (Малинового.) Каким способом мы изготовили лебединый клюв? (Мы клюв вытянули из глины.) Поместим нашего лебедя на озеро с помощью пластилина.

3) Автоматизация звука при чтении стихотворения.

- Поэтесса А. Барто написала стих, который очень созвучен нашему рассказу и поделке. Давайте вспомним его. (Дети и логопед читают стихотворение А. Барто «Лебединое горе». Слова этого стихотворения распределены предварительно между детьми и заучены ими с обязательным учётом произносительных возможностей детей.)

- Ребята, что нужно сделать, чтобы этот лебедь не был так одинок? (Дети помещают ранее изготовленных лебедей на фольгу.)

4) Работа над звуковым анализом слова. Определение места звука в слове. (Используется зелёный кружок и карточка-схема для нахождения места звука в слове.)

- Посмотрите на поделку. Найдите слова, в которых встретился звук [л,]. Найдите его место в слове. (Лебедь, лист, кленовый, печаль, полет.)

XI. Организация окончания занятия.

1)Релаксация.

- Вы хорошо потрудились, много заданий выполнили. Давайте немного отдохнем. Заснем волшебным сном. Т.е. вы всё будете слышать, не заснете по-настоящему, но не будете двигаться и открывать глаза. Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела, ладошками вверх, ножки расслабьте и послушайте музыку. Вспомните, что делали на занятии. (Дети лежат, логопед читает или поет под музыку).

Снег кружит за стеклом, чей-то след вдаль бежит.
Я замер перед озерцом, там лебедь мой грустит.
Ты, лебедь, не грусти - вновь к тебе я приду:
В снежный студеный день принесу я еду.

– Почувствуйте, как вам стало спокойно за лебедя. И сами вы спокойные, сильные, уверенные, готовые помочь любому в его беде. От осеннего холода мысли стали ясные, настроение бодрое. Откройте глазки, пошевелите пальчиками рук, ног. Можете сесть, а затем встать.

2) Итог занятия. (Вновь используются схемы на нахождение места звука в слове, зелёный кружок.)

1) В гости к лебедю сходили? (Отвечают хором, повторяя эту же фразу, но утвердительно.) Мы за звуком [л,] следили? (Мы за звуком [л,] следили!)
Как должен работать язычок при [л,]? (Дети выполняют модель руками.)

2) Оцените свою работу. Если вам много заданий было делать нелегко, поставьте кружок на первую дорожку. Если некоторые задания было легко делать, а некоторые не очень, поставьте кружок на среднюю дорожку. Если все задания было делать легко – выберите последнюю дорожку. Вы довольны собой? И я довольна вашей работой!

Побывали у сказки в гостях, поработали и над речью.

А теперь дружно скажем гостям: …«До свиданья, до скорой встречи!» (Договаривают хором.)

Используемая литература:

  1. Нищева Н.В. Развивающие сказки. Учебно–методическое пособие–конспект. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002.
  2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов/ Пособие для логопедов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002 г.
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: Пособие для логопедов.- СПб.: КАРО, 2006.
  4. Куликовская Т. А. Массаж лицевых мышц для малышей. – М.: Книголюб, 2006.