Класс: 8 (программа «Школа – 2100»)
Тип урока: урок – диспут
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить с творчеством А.П.Чехова и поэзией поэтов 19 и 20 века;
- проанализировать рассказы Маленькой трилогии, как рассказы о человеческих сомнениях.
Развивающие:
- продолжить обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию;
- развивать навыки анализа прозаического текста, умение наблюдать, обобщать и делать выводы;
- расширить литературный кругозор учащихся.
Воспитательные:
- на основе рассказов выявить, что дает человеку сомнение;
- помочь учащимся познать себя и обрести свое место в жизни;
- понять, что есть добро и что есть зло.
Оборудование урока: мультимедийная установка с материалами урока.
Ход урока
1. Организационный момент
Слайд 2, 3, 4, 5, презентация.
Слово учителя: Добро пожаловать в «Дом без стен». Само название символично. Дом без стен – это сценическое пространство театра. Дом без стен – это окружающий нас мир, это сам человек со своим духовным «Я». Пусть каждый из вас внесет в него свою творческую индивидуальность, свою неповторимую личность.
Уроки литературы в этом году построены как некое театральное действие, которое состоит из пролога, трех действий и финала-эпилога, объединенных одной мыслью В.Шекспира «Мир – театр, люди - актеры».
Все мы люди разные, и каждый имеет право на собственное суждение собственное мнение, свою оценку, свой взгляд на человека – свойства размышляющего человека. Исходя из этого, выслушаем противоречивые суждения Оптимиста и Пессимиста.
Слайд 6, презентация.
Сценка. Пессимист и Оптимист ведут спор о вреде и пользе сомнений в жизни человека.
- В чем основная мысль спора? (Сомнение, по мысли Пессимиста, отравляет жизнь человека, делает его слабым; по мысли же Оптимиста, сомнение дает человеку импульс к развитию)
Думается, что в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и что писателя одолевали сомнения, каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что это за борьба, которую нужно вести? Против кого эта борьба?
Слайд 7, презентация.
Словарная работа
Сомнение –
- Неуверенность в истинности чего-нибудь, отсутствие твердой веры в кого-нибудь.
- Затруднение, недоумение при разрешении какого-нибудь вопроса.
Слайд 8, презентация.
2. Введение в тему.
В сомнениях, человек, воздержись?!
Слайд 9, презентация.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы рассмотрим рассказы А.П.Чехова из «Маленькой трилогии» - «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» как рассказы о человеческих сомнениях.
- Что объединяет эти рассказы в трилогию? (герой, рассказчик – слушатель – действующее лицо; конструкция – рассказ в рассказе; общий образ человека в «футляре»)
Предыстория - Два приятеля-охотника, расположившись на ночлег, рассказывают друг другу разные истории. Это Иван Иванович с довольно странной фамилией Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, который считает, что людей «одиноких по натуре», которые, как рак-отшельник, стараются уйти в свою скорлупу «на этом свете немало».
Слайд 10, презентация.
- О ком он рассказывает? (Об учителе греческого языка Беликове: внешний вид; обстановка в квартире; вещи; его речь; жизненные принципы)
- Отчего Беликов умирает? Зачитайте эпизоды, которые доказывают, что после его смерти «беликовщина» осталась. (…Все испытали чувство удовольствия, чувство свободы. Но жизнь в этом городе не стала лучше. Беликов умер, а сколько таких человеков в футляре осталось, сколько еще будет! – говорит Буркин)
Слайд 11, презентация.
«Беликовщина» - бесцельное, бессмысленное существование, изолирование от деятельной энергии своего народа.
- Есть ли духовное родство между Беликовым и Буркиным?
- Является ли Буркин человеком сомневающимся?
- Какой вывод делает Иван Иванович? ( А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, и играем в винт – разве это не футляр?..)
- Согласны вы с ним?
Физкультминутка.
Слайд 12, презентация.
Следующую историю рассказывает Иван Иванович. Рассказ называется «Крыжовник».
- О ком Иван Иванович повествует? ( О своем брате, который в жизни хотел только одного - иметь дом с крыжовником. Чехов показывает, как люди, не занятые полезной общественной деятельностью, не умеющие по-настоящему трудиться, ограничивают себя малой задачей, создают иллюзии цели, расходуют энергию, молодость на её выполнение)
Слайд 13, презентация.
- Действительно ли то, что кажется ему счастьем, является истинным счастьем для человека? Сомневается ли сам Николай Иванович или доволен собой? ( Николай Иванович обнаруживает высокое человеческое чувство – любовь к свободе, но это чувство укладывается в футляр, и понятие о счастье человека суживается до крохотного счастья собственника... Достижение узенькой цели вытравило из него все человеческое и которое привело к скотоподобной жизни)
- А Иван Иванович сомневается ли в том, что его брат достиг истинного счастья? Счастлив ли он сам? Воплотил ли в жизнь какие-либо из своих убеждений? ( Он критически осмысливает весь неразумный путь брата к достижению нищенской цели. В итоге он говорит,что «как много довольных счастливых людей!..», но он не принимает спокойствие современной общественной жизни, стремится разбудить у слушателей дух протеста…Он предлагает как один из способов борьбы и переустройства: «Делайте добро», но при этом сам решительно ничего не делает, а только бранит себя и признаётся: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть. Я только душевно, раздражаюсь, досадую, по ночам у меня болит голова от наплыва мыслей, и я не могу спать… Ах, если бы я был молод!»
- Как к нему относится автор? ( Наверное, в душе и сознании самого Чехова тоже шла борьба и его тоже одолевали сомнения: каким должен быть человек? Какое добро он должен делать? Что за борьба, которую надо вести и с кем?)
Слайд 14, презентация.
Чтение наизусть стихотворения П.А.Вяземского «Жизнь наша в старости – изношенный халат» (читает заранее подготовленный ученик)
Жизнь наша в старости - изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить;
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;
Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он;
В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,
Чернилами он весь расписан, окроплен,
Но эти пятна нам узоров всех дороже;
В них отпрыски пера, которому во дни
Мы светлой радости иль облачной печали
Свои все помыслы, все таинства свои,
Всю исповедь, всю быль свою передавали.
На жизни также есть минувшего следы:
Записаны на ней и жалобы, и пени,
И на нее легла тень скорби и беды,
Но прелесть грустная таится в этой тени.
В ней есть предания, в ней отзыв наш родной
Сердечной памятью еще живет в утрате,
И утро свежее, и полдня блеск и зной
Припоминаем мы и при дневном закате.
Еще люблю подчас жизнь старую свою
С ее ущербами и грустным поворотом,
И, как боец свой плащ, простреленный в бою,
Я холю свой халат с любовью и почетом.
(Между 1875 и 1877)
- Сравните душевное состояние лирического героя в стихотворении П.А.Вяземского и Ивана Ивановича. Кто из них вспоминает свое прошлое с умилением, а кто с недовольством? Верно ли утверждение, что в старости возможен лишь пессимистический взгляд на жизнь? От чего зависит то, в каком душевном состоянии пребывает каждый человек в старости?
Слайд 15, презентация.
Слово учителя. Следующий рассказ А.П.Чехова «О любви» вновь обращает наше внимание на то, что приносят сомнения человеку, какую роль они могут сыграть в жизни человека.
- Что нам известно об Алёхине из предыдущего рассказа?
- Как перекликается его история с историей Николая Ивановича?
- Какую угрозу видит автор для своего героя, человека благородного и благодарного, умного, образованного, искреннего и чувствительного? (автор боится, что Алехин, которому он симпатизирует, пойдет по пути Беликова и Николая Ивановича, найдя свой футляр в виде этой усадьбы, где он тяжко трудится, крутится, как белка в колесе, ничего больше не видит, а ему уже сорок лет)
Слайд 16, презентация.
- История любви Алехина и Анны Алексеевны. Чем могло бы стать это чувство для чеховских героев? Какие сомнения их одолевали? Осуждаете ли вы героев за их сомнения? К какому выводу Алехин приходит в конце рассказа?
Вывод: Человек, считает Чехов, не должен жить "в футляре", а "футляр" может принимать любую форму: в данном случае это "футляр" условностей, внешних приличий, ненужных рассуждений и т.д.
Индивидуальное задание.
- Попробуйте найти внутреннюю эмоциональную связь между рассказом А.П.Чехова "О любви" и стихотворением В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём".
Слайд 17, презентация.
Ученица читает наизусть стихотворение В.Тушновой "Мы шли пустынной улицей вдвоём".
Мы шли пустынной улицей вдвоём
В рассветный час, распутицу кляня.
И, как всегда, под самым фонарём
Ты вдруг решил поцеловать меня.
А нам с тобой навстречу в этот миг
Весёлые студенты, как на грех:
Мы очень, видно, рассмешили их -
Так дружно грянул нам вдогонку смех.
Их разговор примерно был таков:
- Видали вы подобных чудаков?
- И впрямь чудак, ведь он не молод:- Да,
Но и она совсем не молода!
Ты сердишься за дерзкие слова?
Но что же делать - молодёжь права.
Попробуй на меня когда-нибудь
Пристрастным взглядом юности взглянуть.
Давай простим их неуместный смех:
Ну, где ж им знать, что мы счастливей всех?
Ведь им прожить придётся столько лет,
Пока поймут, что старости-то нет!
- Что общего есть в стихотворении Тушновой и рассказе Чехова? (Человек не должен жить в «футляре», а «футляр» может принимать любую форму, в этом рассказе это футляр условностей, внешних приличий, для чувства, любви)
Слайд 18, презентация.
Заполнение таблицы
«Человек в футляре» |
« Крыжовник » |
« О любви » |
Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности. |
Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования, крыжовник – символ плотского, физиологического счастья. |
Футляр для чувства, для любви. Этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. |
Слайд 19, презентация.
3. Итог урока:
- Чем же были сомнения для чеховских героев – мучением, которое привело к слабости и внутреннему разладу, или необходимым условием для развития, более глубокого понимания жизни и назначения человека, для усовершенствования самого себя?
Слайд 20, презентация.
Вывод. Сомнения для героев были мучительны, но через эти мучения человек мыслящий и приходит к постижению своих собственных целей и смысла своего бытия. Даже если герои Чехова не знают, что делать им в этом мире, как действовать, они, благодаря этим сомнениям, уже не смогут стать мещанами, для которых главное в жизни – огород и крыжовник и которые каждое слово изрекают как неоспоримую истину. Автор убеждает нас в том, что нельзя смиряться с пустой, бесцельной жизнью, надо «исходить от высшего», надо бороться за красоту, любовь и свободу.
Обратимся к эпиграфу урока:
«…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» А.П.Чехов
Слайд 21, презентация.
4. Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на одну из тем.
- "Кто такие "футлярные люди"?"
- "Счастливые и несчастливые герои "маленькой трилогии".