Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского.
Постепенно музыка затихает.
Ведущий 1:
Что значит – Музыку сложить?
Отдать живую мертвым знакам,
И над воскресшей молча плакать,
И умирать, и снова жить…
О, нот возвышенная власть!
Но Музыка была в начале.
Она не с ноты началась –
С полей, которые звучали;
С тех первых слов, что в жизнь твою
Входили с маминой улыбкой,
С тех самых, сказанных над зыбкой,
С пропетых: “Баюшки-баю…”.
Они в тебе, пока ты жив.
И на земле со дня творенья
В них – тот единственный мотив,
Что не боится повторенья.
Что значит – Музыку сложить?
Гармонией проверить душу
И песню выплеснуть наружу
На дне души она лежит.
Музыка звучит громче, затем стихает.
Ведущий 2:
В 80 километрах от Москвы среди живописных далей, на берегах извилистой речки Сестры лежит старинный город Клин, с которым была связана жизнь многих деятелей русского искусства. Здесь жили, бывали наездами, поэты и писатели А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой и А.Блок, художники Василий Перов и Апполинарий Васнецов, композитор Сергей Танеев и другие. Одних этих имен было бы достаточно, чтобы город вошел в историю. И все же поистине мировую известность принес ему Петр Ильич Чайковский.
Ведущий 1:
Родился Петр Ильич 7 мая 1840 года в рабочем поселке Воткинске на Урале в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича Чайковского. Провел он здесь только 8 детских лет, но воспоминания об этом времени были живы в душе композитора всегда. Ширь Воткинского пруда, родной дом, стоящий на берегу, тенистые дорожки сада, пестрый хоровод среди берез, первое – с замиранием сердца – прикосновение к клавишам рояля… Восьмилетним мальчиком покинул Петр Ильич свою маленькую родину и никогда больше не возвращался сюда. А на берегу пруда остался стоять дом. Он самый обыкновенный, таких немало было в прежней России. И все-таки он стал дорогим для всего человечества. Люди, как святыню, чтут дом, где забилось сердце величайшего композитора.
Ведущий 2:
Проходя по тихим комнатам, можно отчетливо представить обстановку, которая окружала необыкновенно впечатлительного мальчика, все то, что побуждало его детский ум к размышлениям, что рождало в его душе первые радости и печали, первую нежную тоску и звонкое детское счастье. Дом Чайковских был самым гостеприимным домом рабочего поселка. Здесь часто собирались любители музыки. Александра Андреевна, мать композитора, прекрасно пела. Илья Петрович, радушный хозяин дома, играл на флейте. Его роль в судьбе своего гениального сына поистине огромна. Атмосфера, создаваемая им в домашнем кругу, способствовала весьма раннему проявлению музыкальных способностей будущего композитора. Вот зала – просторная светлая комната. Здесь Петр впервые прикоснулся к клавишам рояля…
Звучит одно из ранних произведений П.И. Чайковского.
Участник 1:
В окрестностях Клина Чайковский появился в феврале 1885 года. В это время известность русского музыканта год от года возрастала и к началу 1890-х годов его имя становится всемирно известным. Именно тогда Петр Ильич начал свои длительные гастроли по городам России, Европы и США. Его жизнь полна событиями, новыми знакомствами, блестящими артистическими триумфами. И наряду с этим – необычайная интенсивность творчества. “Теперь передо мной такая бесконечная вереница всяких задуманных, обещанных работ, что страшно заглянуть в будущее, – пишет он 2 февраля 1887 года. – Как наша жизнь коротка! Теперь, когда я дошел, вероятно до последней степени того совершенства, на которое способен, поневоле приходится оглядываться назад и, видя, как много годов прожито, робко смотреть на дальнейший путь и спрашивать себя: успею ли, стоит ли?... А между тем только теперь, может быть, я могу писать так, чтобы не сомневаться в себе, верить в свои силы и свою умелость.”
Участник 2:
Сомнения, вопросы о смысле жизни и долге художника постоянно мучили Чайковского в те годы. Временами он испытывал глубокую неудовлетворенность, неуверенность в своих силах. Частые концертные поездки за рубеж, во время которых он мучительно тосковал по родине, напряженная работа над новыми сочинениями, любовь к русской природе, стремление быть в тесном общении с ней – все это побуждало композитора к тихой уединенной жизни. Он давно мечтал купить или снять под Москвой усадьбу.
“В настоящее время все помыслы мои устремлены на то, чтобы устроиться где-нибудь в деревне близ Москвы на постоянное жительство, – писал он своему другу Надежде Филаретовне фон Мекк 5 января 1885 года. – Я не могу больше довольствоваться кочеванием и хочу во что бы то ни стало быть хоть где-нибудь у себя, дома.”
Участник 3:
И вот в начале 1885 года его мечта сбылась. В 2 километрах от уездного города Клина, в селе Майданове, отыскалась подходящая дача. Ее композитор арендовал у разорившейся помещице Новиковой. Первое впечатление от нового места было отрадным.
“Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я более всего нуждался”, – признавался Петр Ильич в одном из писем, – Пишу под впечатлением прогулки, совершенной только что в окрестностях Майданова. После нескольких дней жестокого ветра с вьюгой, заставившего даже меня сидеть безвыходно дома, сегодня наступила дивная зимняя погода, один из тех зимних солнечных дней, которые своей невыразимой прелестью могут заставить верить, что где-то на юге солнце, цветы и вечное лето. Я наслаждался до слез, и прогулка эта возымела на меня необыкновенно благотворное действие.”
Звучит фрагмент из произведения П.И. Чайковского “Времена года”.
Участник 3:
Живя в Майданове, Чайковский начал перерабатывать оперу “Кузнец Вакула”, сочиненную им ещё в 1874 году. В новой редакции она получила название “Черевички”. Затем последовала работа над симфонией “Манфред”, оперой “Чародейка”. По вечерам он читал книги и журналы, играл на рояле, изучал английский язык, читая в подлиннике роман Чарльза Диккенса “Дэвид Копперфильд”, проводил время в кругу друзей, которые приезжали к нему погостить.
Участник 4:
Но жизнь в Майданове, вначале так радовавшая композитора, постепенно омрачалась присутствием дачников, число которых увеличивалось с каждым годом. В начале апреля 1888 года после первого концертного турне по Европе Чайковский переселяется в имение помещиков Паниных во Фроловском – живописном месте недалеко от Клина. К Фроловскому Пётр Ильич сохранил большую любовь. Красота русской природы, любовь к ней отражены во многих произведениях композитора, не только музыкальных, но и поэтических. Стихотворение, которое вы сейчас услышите, написал Пётр Ильич Чайковский.
Когда в конце весны в последний раз срываю
Любимые цветы, – тоска мне давит грудь,
И к будущему я молитвенно взываю:
Хоть раз ещё хочу на ландыши взглянуть.
Вот отцвели они. Стрелой промчалось лето,
Короче стали дни, умолк пернатых хор,
Скупее солнце нам даёт тепла и света,
И разостлал уж лес свой лиственный ковёр.
Потом, когда придёт пора зимы суровой
И снежной пеленой оденутся леса,
Уныло я брожу и жду с тоскою новой,
Чтоб солнышком весны блеснули небеса.
Я жду весны. И вот волшебница явилась,
Свой саван сбросил лес и нам готовит тень,
И реки потекли, и роща огласилась,
И наконец настал давно желанный день!
Скорее в лес!
… Склонясь к земле, я трепетной рукою
Срываю чудный дар волшебницы весны.
О ландыш! Отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей.
В чём тайна чар твоих? Что ты душе вещаешь?
Чем манишь ты к себе и сердце веселишь?
Звучит “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.
Участник 5:
Во Фроловском, несмотря на усталость, после концертной поездки по городам Европы, Чайковский сразу же окунулся в работу над новыми сочинениями. Планы его были большими. Первой была написана Пятая симфония, замысел которой зародился ещё во время путешествия. Почти одновременно сочинена увертюра “Гамлет”. С Фроловским связаны и создание балета “Спящая красавица”, струнного секстета “Воспоминания о Флоренции”, инструментовка оперы “Пиковая дама” и романсов на стихи французских и русских поэтов.
Исполняется один из романсов П.И. Чайковского.
5 мая 1892 года Чайковский переехал на окраину Клина. Дом стоял последний на Зарецкой улице, в самом конце Клина. “Я нанял дом в Клину для будущего жилья. Не знаю, помнишь ли ты, это дом Сахарова, большой, комфортабельный, на шоссе по направлению к Москве, уже за городом… Мне необходимо, я это чувствую, иметь жильё в деревне или, что то же, в Клину, дабы знать, что стоит захотеть – и покойный, тихий угол для работы у меня всегда готов”, – писал Пётр Ильич брату Модесту.
Ныне здесь государственный дом-музей П.И. Чайковского – место паломничества людей со всех концов земного шара.
Входит группа туристов.
Гид:
Дом-музей Чайковского был создан почти сразу после смерти композитора и стал первым в России мемориальным музыкальным музеем. Когда переступаешь порог этого старого 2-этажного дома, кажется, что попадаешь в прошлое. В этих комнатах Чайковский работал… Здесь он написал Шестую симфонию. Каждая вещь – ноты, книги, портреты, мебель – на том же месте, что и при жизни композитора. Здесь не ощущается музейная застылость. Здесь живёт музыка Чайковского. На втором этаже находится кабинет-гостиная, самая большая комната дома. Рояль “Беккер”, что стоит в центре комнаты, был подарен ему петербургской фирмой музыкальных инструментов. Пётр Ильич Прекрасно играл на рояле, хотя на концертной эстраде как пианист не выступал. Он был образованнейшим музыкантом, постоянно знакомился с сочинениями молодых композиторов, изучал музыкальную литературу разных стран. В его нотной библиотеке, разместившейся в двух шкафах, хранятся произведения Гайдна, Бетховена, Шумана, Дворжака. В одном из шкафов уникальные для того времени издания произведений любимых композиторов Петра Ильича – партитуры опер Глинки и полное собрание сочинений Моцарта.
Многочисленные портреты Чайковского последних лет, выполненные известными фотографами и воспоминания современников позволяют нам представить, как выглядел композитор, когда жил в Клину. Белый как лунь, высокий, худощавый. Открытый лоб, пристальный взгляд. Большинство фотографий было сделано в разных городах мира. На этой фотографии Чайковский в мантии доктора музыки Кембриджского университета в 1893 году. А это портрет Ильи Петровича, отца композитора. Он висит над столом в уютном уголке кабинета-гостиной, где Чайковский любил читать вечерами. Литература занимала в его жизни место гораздо большее, чем у обыкновенного образованного человека: она была, после музыки, главным его интересом. Вот сборник стихов Алексея Толстого с набросками Петра Ильича на полях. Пушкиным композитор восхищался всю жизнь. Его любовь к бессмертной поэзии Александра Сергеевича породила оперы “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”.
С началом Великой Отечественной войны все основные ценности были вывезены на родину Чайковского в Воткинск. Там сотрудниками музея была организована экспозиция мемориальных фондов. Это был трагический период в истории музея. Фашисты причинили значительный ущерб зданию музея и оставшимся экспонатам. Первый этаж они превратили в гараж для мотоциклов и шорную мастерскую, на втором этаже – в комнатах Петра Ильича и его брата Модеста – были устроены солдатские казармы.
После освобождения Клина музей был отреставрирован. В конце 1944 года эвакуированные музейные ценности были возвращены в Клин. В мае 1945 года, накануне дня рождения композитора, дом-музей снова открыл двери для посетителей.
За время существования музея его посетили миллионы человек со всех концов земного шара: певцы, пианисты, композиторы. Здесь звучали голоса Неждановой, Лемешева, Собинова, Козловского, Образцовой. Здесь играли Рихтер, Гилельс. Почётное право прикоснуться к клавишам рояля предоставлялось лауреатам Международного конкурса имени Чайковского. На рояле композитора играли Ван Клибберн, Джон Огдон, Михаил Плетнёв и другие. На этой фотографии вы видите за роялем американского композитора Поллака.
В одной из книг посетителей музея, лауреат первого Международного конкурса имени Чайковского, американский пианист Ван Клибберн писал: “У меня не хватает слов, чтобы выразить сердечную благодарность и радость за то, что я удостоен чести видеть дом великого мастера и играть на его рояле”.
Английскому композитору Бенджамину Бриттену принадлежат следующие слова: “Нет на земле места, куда бы я стремился с более глубоким чувством любви и уважения, чем в этот дом, в котором жил мой любимый и обожаемый композитор, в котором он писал свою восхитительную музыку”.
Звучит одно из произведений П.И. Чайковского.
Ведущий 1:
В декабре 1892 года Чайковский приехал во французский городок Монбельер. Он приехал на встречу со своим детством. Здесь жила его старая гувернантка, любимая воспитательница, друг семьи Фани Дюрбах. Когда они расстались, ему было 8 лет, теперь – 52. Они сидят друг против друга. Фани показывает ему письма матери, его детские тетради. Перед ним встаёт вся его жизнь. “А вы помните?” – Да, он помнит. Город Воткинск на Урале. Белый дом с балконом, озеро, закат и песни рыбаков. А вечерами мать за роялем, её пение! Любовь к ней он пронёс через всю жизнь.
Трудно было после тепла семьи привыкать к жизни в Петербурге, когда он поступил в училище правоведения. И зачем? Чтобы в 22 года всё бросить и стать студентом консерватории. Теперь у него одна цель: музыка и лихорадочное стремление наверстать упущенное. Потом 12 лет преподавания в Московской консерватории… В памяти проходят его друзья: Основатель консерватории Николай Рубинштейн, музыканты Кашкин и Танеев – любимый ученик Петра Ильича, ставший замечательным композитором.
И снова Фани Дюрбах возвращает его к детству. Помнит ли он? Да, он помнит. Перед ним детская комната, географическая карта. Он порывисто наклоняется и целует изображение России. Сквозь всё своё творчество он пронёс любовь к русской природе и её людям. Он убеждён, что вдохновение рождается из труда. Каждое утро он садится за работу. И если у него ничего не получается сегодня, он садится за ту же работу завтра. И так день за днём, пока не добьётся своего. У себя дома в Клину, он живёт почти в полном уединении. Ежедневно он совершает далёкие прогулки, и обычно музыкальные мысли приходят к нему в эти часы. Близкие знают, что нарушать рабочий распорядок нельзя, а для посторонних на входной двери прибита табличка: “Петра Ильича нет дома”. Этот отказ от повседневных встреч с людьми совершается во имя более глубокого и важного общения с ними посредством музыки.
Ведущий 2:
Фани про себя отмечает, что у него утомлённое лицо, что он кажется гораздо старше своих лет. Он рассказывает ей, как работал над балетом “Спящая красавица”. Писал легко, с увлечением, но всё же смертельно устал. Мечтал об отдыхе, но тут же после первого представления балета уселся за новую оперу “Пиковую даму”. Написал её за 44 дня. Почему он работает так, словно кто-то подгоняет его, словно он хочет вступить в единоборство со временем? Какое несоответствие между краткостью жизни человека и его большими замыслами!
И тут Фани в последний раз возвращает его к детству. Она вспоминает тот вечер, когда в доме особенно много музицировали, и он разрыдался. “О, эта музыка! Она у меня здесь, – он сжимал голову руками, – она не даёт мне покоя”. И Фанни признаётся, что всегда хотела отвлечь его от музыки.
Потом они прощаются. Он идёт по тихим улицам, не замечая их… В сущности, никто и никогда не мог отвлечь его от музыки, и даже сегодня во время встречи, которая так взволновала его, он всё время вслушивался в себя. Вот уже несколько дней как возникли в нём новые мелодии. И с каждым днём всё полней звучала рождавшаяся в нём музыка, она захватила его целиком, она следовала за ним повсюду. Вернувшись в Клин, с огромным напряжением всех сил, словно предчувствуя, что это его последнее сочинение, он написал Шестую Симфонию.
Звучит Шестая Симфония П.И. Чайковского.
Постепенно музыка затихает.
Работа! Работа! Безжалостно точен
На нотной бумаге летящий узор.
Пусть брошенный дом навсегда заколочен,
Мечта остаётся и страсть и простор.
В осеннем затишье уездного Клина
В окне, где под ветром качается сад,
Шестая симфония словно лавина,
Идет, нарастая, сквозь грохот преград.
О сердце, всю бурю пройди и изведай,
О, дикая сила, куда ни зови,
Но будь торжеством, утверждённым победой
Над пропастью рока,
Над гнётом любви.
Звучит Шестая Симфония П.И. Чайковского.