Проектная задача - это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка “продукта”, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Проектная задача имеет следующие педагогические эффекты:
*Задаёт реальную возможность организации взаимодействия детей между собой.
* Даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей “перенос” известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.
* Учит способу проектирования через специально разработанные задания.
В результате могут быть сформированы следующие способности:
*Рефлексировать(видеть проблему, анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки).
* Целеполагать (ставить и удерживать цели).
*Планировать (составлять план своей деятельности).
* Моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное и главное).
* Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи.
* Вступать в коммуникацию.
Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приёмов не в стандартной форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. Итог решения такой задачи – это реальный “продукт”, созданный детьми и нематериальный “продукт” - качественное изменение самого ребёнка.
Этапы решения проектной задачи:
1. Должна быть описана проблемная ситуация, но не должна быть в прямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации.
2. Проектная задача должна содержать набор действий, которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была выполнена.
3. Создан какой-то “продукт”, который можно представить публично и оценить.
Проектная задача по математике
Название проектной задачи: иллюстрированное пособие по математике “Состав чисел второго десятка”.
Предмет: математика.
Класс: второй.
Тип задачи: с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.
Цели и педагогические задачи.
1.Обучение второклассников совместному решению задач.
2. Более глубокое освоение детьми состава чисел второго десятка.
3. Формирование коммуникативных компетентностей.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача. Второклассники в течение первого класса и первой четверти второго осваивали состав чисел второго десятка, с помощью которого можно решать числовые выражения, уравнения, неравенства.
Планируемый педагогический результат.
1. Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала.
2. Часть учеников смогут восстановить пробелы в знаниях.
3. Учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Ход урока
1. Постановка проектной задачи.
У.: Дети, нам пришло письмо. “Дорогие второклассники! Мы, ученики первого класса, просим вас помочь нам. Скоро мы будем изучать состав чисел. Мы знаем, что это очень трудно. А мы тоже хотим быстро и правильно считать как вы. Помогите нам быстрее запомнить состав чисел и научиться считать правильно. Ваши первоклассники”.
У.: Ребята, как же мы можем помочь первоклассникам?
Д.: (Предлагают свои варианты).
У.: (Подводит итог детским высказываниям). Итак, сегодня нам предстоит выполнить непростую и очень важную задачу.
У.: Определите задачу урока.
Д.: (Называют задачи урока).
У.: (Корректирует высказывания детей. Открывает слайд на экране).
Д.: (Читают хором задачу урока).
Задача урока: изготовление наглядного пособия для первоклассников “Состав чисел второго десятка”.
У.: Определите цели урока.
Д.: (Называют цели урока).
У.: (Корректирует высказывания детей. Открывает слайд на экране).
Д.: (Читают цели урока).
Цели урока.
1. Повторить состав чисел второго десятка.
2. Составить и оформить задания на состав чисел.
3. Оформить учебное пособие “Состав чисел”.
У.: Эту трудную работу я предлагаю выполнять в группах. Повторим правила работы в группе.
Д.: (Повторяют правила. Объединяются в группы).
2. Решение проектной задачи.
У.: Прочитайте задание №1.
Д.: (Читают задание на карточке для каждой группы),
Задание 1 (дублируется на слайде).
Распределите работу в группе и подпишите исполнителей:
*Оформляет состав чисел__________________________.
*Составляет творческое задание____________________.
*Оформляет творческое задание____________________.
*Составляет рассказ о работе группы и представляет его_________________________________.
Д.: (Выполняют задание №1 в течение 3-5 мин.).
У.: Прочитайте задание 2.
Д.: (Читают задание 2).
Задание 2 (дублируется на слайде).
1. Вспомните состав числа 11 (12, 13, 14, 15-16, 17-18. Числа даются в зависимости от количества групп).
2. Подумайте в какой форме его можно записать.
3. Запишите состав числа11 (12, 13, 14, 15-16, 17-18) в виде числовых выражений, таблицы и т.д.
4. Составьте рассказ о работе своей группы и представьте свою работу.
Д.: (Выполняют задание на листах А-4. Представляют свою работу и устно рассказывают о работе).
Примечание: Для каждой группы можно предложить опору для составления рассказа.
Д.: Наша группа оформила состав числа 11 в виде числовых выражений.
11-это 1 и 10 11=1 +10
11-это 2 и 9 11=2+9
11- это 3 и 8 11=3+8
11-это 4 и 7 11=4+7
11-это 5 и 6 11=5+6
У.: Возьмите карточку с заданием № 3. Прочитайте задание.
Д.: (Читают задание №3.Задание дублируется на слайде).
Задание №3.
1. Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у детей, как они усвоили состав числа 11 (12, 13, 14, 15-16, 17-18).
2. Оформите своё задание ярко, понятно, красиво.
3. Составьте рассказ о своём задании. Представьте своё задание кратко, чётко.
Д.: (Выполняют задание. Представляют задание).
Д.: Мы составили задание, чтобы проверить состав числа 11. В этом задании нужно найти пару каждому лепестку на цветке, чтобы лепестки в сумме составляли 11 и раскрасить парные лепестки одним цветом.
У.: Прочитайте задание №4.
Д.: (Читают задание №4. Задание дублируется на слайде).
Задание №4.
1. Используя полученный материал, составьте на отдельных листах общее наглядное пособие “Состав чисел”.
2. Представьте свою работу.
Все группы объединяются для создания общего “продукта”, в который вложен труд каждого ученика.
3. Рефлексия.
У.: Оцените свою работу на оценочных линеечках.
Д.: (Оценивают свою работу на оценочных линеечках, которые есть у каждого ученика на карточках. Критерии оценки дублируются на слайде).
Критерии оценки.
1. Насколько интересной показалась тебе сегодняшняя задача?
2. Насколько сложными оказались для тебя предложенные задания?
3. Насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи?
4. Насколько дружно и слаженно работала твоя группа?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
У.: (Подводит итог работы в соответствии с самооценкой детей).