Тема: "Обозначение безударных гласных на письме"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Ход урока

1. Организация и проверка учебного места.

Создание положительного настроя.

Громко прозвенел звонок - начинается урок.
Время напрасно мы не теряем, слушаем внимательно,
Товарищам помогаем, работаем дружно
Рассуждаем, думаем и запоминаем!
Желаю нам с вами интересной совместной работы.
Потрите свои ладошки, предвкушая интересную работу!

2. Минутка чистописания.

Cлайд № 2

На экране появляются слова: нос, лак, клён

- Прочитайте слова. Определите какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук.

- Какая это буква? В каком слове она находится?

- Объясните свой выбор.

Чтобы пальчики наши потрудились на славу мы их потренируем.

Зайчики по лесу шли
Друга нового нашли
Ни один не поленился,
Зайцу в пояс поклонился.
Здравствуй, (5 раз)
Добрый друг прекрасный.
Зайчик мило им кивал в обе щечки целовал
(Пальчики поочередно соединяются с большим пальчиком)
Чмок (5 раз)
И теперь идут гулять сколько зайцев? Ровно...5

Подготовка к письму в тетради.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

Прокомментируйте, пожалуйста, написание заглавной буквы Л по данному образцу.

Пишем по методике Илюшиной “Письмо с секретиком”.

Ставлю ручку на 1/3 снизу рабочей строки, пишу элемент "клюшечка”, пишу длинную наклонную прямую с чуть большим наклоном до середины дополнительной строки, пишу элемент “секретик”, прячу “секретик” длинной наклонной прямой, веду ручку до 1/3 снизу рабочей строки, пишу элемент “клюшечка”, веду линию до середины рабочей строки.

Напишите заглавную букву 5 раз, самую красивую выделите точкой снизу.

Прокомментируйте, пожалуйста, написание строчной буквы л. Напишите ее 5 раз, выделите самую красивую точкой снизу.

Слайд №3

Определите последовательность цепочки из букв?

Запишите соблюдая последовательность до конца строки.

Взаимопроверка.

3. Словарно-орфографическая работа.

Слайд №4

Слово, с которым я хотела вас познакомит на уроке, зашифровано, попробуйте найти ключик к шифру.

- Какое это слово ?

- Что обозначает слово хозяин?

Хозяин - владелец чего-то, хозяин магазина, завода, фабрики.

Хозяином называют главу семьи.

- Запишите это слово в словарики.

- Сколько в нем слогов?

- Поставьте ударение.

- Какую особенность в написании заметили?

В этом слове надо запомнить безударную гласную О.

- Подберите к слову хозяин близкие по смыслу слова, однокоренные.

Хозяйка, хозяйничать, хозяйство, хозяйственный, хозяйка, хозяюшка....

- Найдите общую часть в словах. Давайте ее выделим сверху дугой.

Объясните, как вы понимаете поговорку: “Человек сам хозяин своего здоровья”?

- Что вы делать должны, чтобы беречь свое здоровье?

Возьмите красный квадрат, посмотрите на него, сосчитайте про себя до 5. Красный цвет - осторожность, опасность, внимание. Наш мозг получил команду внимание, запомни как пишется слово хозяин! Слайд 5

4. Минутка отдыха “Точечный самомассаж” (по часовой стрелке вращаем указательным пальцом 8 раз в указанной точке).

Слайды№ 6-11

5. Изучение нового материала.

- Сегодня на урок я принесла вам книжку и хотела, чтобы вы прочитали тему урока.

Но не понимаю, что-то произошло с буквами. Помогите разобраться, пожалуйста.

Слайд №12

- Что случилось с буквами? Можно ли разобрать что написано? (Гласные и согласные поссорились)

- Как исправить ситуацию? (Помирить)

Открывается тема урока: "Безударные гласные".

- В этой книжке есть один рассказ в картинках.

Один раз Толик написал своему другу Коле записку, прочитаем ее.

Слайд №13-14

Толик сказал ребятам, что …..

Слайд №15

- Закончите рассказ, чем закончилась эта история?

- Почему так произошло?

- Кто не правильно понял, и как надо было сообщить?

В какие спортивные игры хотели поиграть ребята? А Вы, какие любите?

Слайд №16

- Давайте сделаем вывод, о чем нам на уроке надо сегодня задуматься?

(Посмотрите на желтый квадрат, сосчитайте про себя до 5.

Желтый цвет поможет намсконцентрироваться на рассуждение и беседу. Это цвет радости и хорошего настроения)

Чтобы не допускать таких ошибок разберем эти слова.

Запишем слова с мечом - … , с мячом - … .

Поставим ударение. На какой слог падает ударение?

- Как называется слог, на который падает ударение?

- Как называется слог, на который не падает ударение?

- Как называется гласная, на которую падает ударение?

- Как называется гласная, на которую не падает ударение?

- Какая гласная слышится в слове четко ударная или безударная?

- Что надо сделать, чтобы безударная гласная слышалась четко?

Надо изменить слово, чтобы гласная безударная стала ударной.

Изменим наши слова.

Подчеркните безударные гласные. Покажите ударением, в каком слове эта гласная стала ударной.

Мы познакомились с орфограммой.

- Сделаем вывод, что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную?

В моей книжке есть правило в стихах.

Слайды №17-21 (варианты проверочных слов).

6. Отдых для глаз муз. минутка. Слайд №22

7. Закрепление нового материала.

Игра “Четвертый лишний”. Слайд №23

- Какое слово лишнее?

- Объясни свой выбор?

Чтобы подбирать проверочные слова правильно к словами с безударными гласными, мы поиграем в эту игру в парах-игра стоя.

(Прижмитесь к друг другу спинками, возьмите в руки ручку и карточку с заданием. Как только справитесь, сигнализируйте соседу локоточком, обменяйтесь и выполните взаимопроверку. Пара, которая справится - поднимает руки “воротиками”)

Слайд № 24

Ваша задача найти “чужака” в словах.

Детям предлагаются по 2 карточки на парту.

1 ряд:

гора, горка, гористый, гореть;

лось, лосенок, лосятина, лосось.

2 ряд:

моряк, морской, морж, море;

листопад, листочки, лиственный, лисонька.

3 ряд:

сед, седой, оседлать, седина;

прислониться, слониха, слоновий, слоненок.

Взаимопроверка по слайдам № 24-30.

Сделаем вывод: проверочное слово должно быть однокоренным!

8. Физминутка.

Слушайте внимательно слова, которые я буду произносить.

Если услышите слово, в котором только ударный гласный разводите руки в стороны.

Если услышите в слове и ударный и безударный гласный выполняете наклон назад, руки вдоль туловища.

Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.

9. Работа в сборниках. Слайд №31

Стр.123, упр. 4.

Исправление ошибок зеленой пастой, проверка работы коллективная.

10. Домашнее задание по учебнику. Слайд 32

Стр.45. Вариативная часть разного уровня сложности по выбору учащихся.

- Выберите себе упражнение, которое вы выполните уверенно на стр 45:

  • Упр. 3.
  • Упр. 5.
  • Упр. 7.

У кого возникли вопросы подумайте, на переменке подойдите я объясню подробнее.

10. Рефлексия.

- Посмотрите на зеленый квадрат в течении 5 сек. Зеленый цвет поможет вам расслабиться и вспомнить, что больше всего вам удалось выполнить на уроке.

- Кому было интересно сегодня на уроке похлопайте в ладоши.

- Теперь похлопайте, кому было неинтересно.

Волшебный цветочек возьмите, если желаете ответить, а затем передайте товарищу.

- Расскажите, что узнали нового?

- Что понравилось?

- Что вызывало трудности?

- Пригодились ли знания, полученные ранее на уроках русского языка?

- Какой вывод для себя сделали?

Список используемой литературы

  1. В.П. Беспалько. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 1995.
  2. Материалы из комплектов заданий КЦ ДООШ МЗШР. (Кировский центр дополнительного образования одаренных школьников, межрегиональная заочная школа развития).
  3. Е.М. Минскин. От игры к знаниям. - М.: 1982.
  4. Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 и 2 класс. М.: 2001.