Ход урока
1. Организация и проверка учебного места.
Создание положительного настроя.
Громко прозвенел звонок - начинается урок.
Время напрасно мы не теряем, слушаем внимательно,
Товарищам помогаем, работаем дружно
Рассуждаем, думаем и запоминаем!
Желаю нам с вами интересной совместной работы.
Потрите свои ладошки, предвкушая интересную работу!
2. Минутка чистописания.
Cлайд № 2
На экране появляются слова: нос, лак, клён
- Прочитайте слова. Определите какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук.
- Какая это буква? В каком слове она находится?
- Объясните свой выбор.
Чтобы пальчики наши потрудились на славу мы их потренируем.
Зайчики по лесу шли
Друга нового нашли
Ни один не поленился,
Зайцу в пояс поклонился.
Здравствуй, (5 раз)
Добрый друг прекрасный.
Зайчик мило им кивал в обе щечки целовал
(Пальчики поочередно соединяются с большим пальчиком)
Чмок (5 раз)
И теперь идут гулять сколько зайцев? Ровно...5
Подготовка к письму в тетради.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запишите в тетрадях число, классная работа.
Прокомментируйте, пожалуйста, написание заглавной буквы Л по данному образцу.
Пишем по методике Илюшиной “Письмо с секретиком”.
Ставлю ручку на 1/3 снизу рабочей строки, пишу элемент "клюшечка”, пишу длинную наклонную прямую с чуть большим наклоном до середины дополнительной строки, пишу элемент “секретик”, прячу “секретик” длинной наклонной прямой, веду ручку до 1/3 снизу рабочей строки, пишу элемент “клюшечка”, веду линию до середины рабочей строки.
Напишите заглавную букву 5 раз, самую красивую выделите точкой снизу.
Прокомментируйте, пожалуйста, написание строчной буквы л. Напишите ее 5 раз, выделите самую красивую точкой снизу.
Слайд №3
Определите последовательность цепочки из букв?
Запишите соблюдая последовательность до конца строки.
Взаимопроверка.
3. Словарно-орфографическая работа.
Слайд №4
Слово, с которым я хотела вас познакомит на уроке, зашифровано, попробуйте найти ключик к шифру.
- Какое это слово ?
- Что обозначает слово хозяин?
Хозяин - владелец чего-то, хозяин магазина, завода, фабрики.
Хозяином называют главу семьи.
- Запишите это слово в словарики.
- Сколько в нем слогов?
- Поставьте ударение.
- Какую особенность в написании заметили?
В этом слове надо запомнить безударную гласную О.
- Подберите к слову хозяин близкие по смыслу слова, однокоренные.
Хозяйка, хозяйничать, хозяйство, хозяйственный, хозяйка, хозяюшка....
- Найдите общую часть в словах. Давайте ее выделим сверху дугой.
Объясните, как вы понимаете поговорку: “Человек сам хозяин своего здоровья”?
- Что вы делать должны, чтобы беречь свое здоровье?
Возьмите красный квадрат, посмотрите на него, сосчитайте про себя до 5. Красный цвет - осторожность, опасность, внимание. Наш мозг получил команду внимание, запомни как пишется слово хозяин! Слайд 5
4. Минутка отдыха “Точечный самомассаж” (по часовой стрелке вращаем указательным пальцом 8 раз в указанной точке).
Слайды№ 6-11
5. Изучение нового материала.
- Сегодня на урок я принесла вам книжку и хотела, чтобы вы прочитали тему урока.
Но не понимаю, что-то произошло с буквами. Помогите разобраться, пожалуйста.
Слайд №12
- Что случилось с буквами? Можно ли разобрать что написано? (Гласные и согласные поссорились)
- Как исправить ситуацию? (Помирить)
Открывается тема урока: "Безударные гласные".
- В этой книжке есть один рассказ в картинках.
Один раз Толик написал своему другу Коле записку, прочитаем ее.
Слайд №13-14
Толик сказал ребятам, что …..
Слайд №15
- Закончите рассказ, чем закончилась эта история?
- Почему так произошло?
- Кто не правильно понял, и как надо было сообщить?
В какие спортивные игры хотели поиграть ребята? А Вы, какие любите?
Слайд №16
- Давайте сделаем вывод, о чем нам на уроке надо сегодня задуматься?
(Посмотрите на желтый квадрат, сосчитайте про себя до 5.
Желтый цвет поможет намсконцентрироваться на рассуждение и беседу. Это цвет радости и хорошего настроения)
Чтобы не допускать таких ошибок разберем эти слова.
Запишем слова с мечом - … , с мячом - … .
Поставим ударение. На какой слог падает ударение?
- Как называется слог, на который падает ударение?
- Как называется слог, на который не падает ударение?
- Как называется гласная, на которую падает ударение?
- Как называется гласная, на которую не падает ударение?
- Какая гласная слышится в слове четко ударная или безударная?
- Что надо сделать, чтобы безударная гласная слышалась четко?
Надо изменить слово, чтобы гласная безударная стала ударной.
Изменим наши слова.
Подчеркните безударные гласные. Покажите ударением, в каком слове эта гласная стала ударной.
Мы познакомились с орфограммой.
- Сделаем вывод, что надо сделать, чтобы проверить безударную гласную?
В моей книжке есть правило в стихах.
Слайды №17-21 (варианты проверочных слов).
6. Отдых для глаз муз. минутка. Слайд №22
7. Закрепление нового материала.
Игра “Четвертый лишний”. Слайд №23
- Какое слово лишнее?
- Объясни свой выбор?
Чтобы подбирать проверочные слова правильно к словами с безударными гласными, мы поиграем в эту игру в парах-игра стоя.
(Прижмитесь к друг другу спинками, возьмите в руки ручку и карточку с заданием. Как только справитесь, сигнализируйте соседу локоточком, обменяйтесь и выполните взаимопроверку. Пара, которая справится - поднимает руки “воротиками”)
Слайд № 24
Ваша задача найти “чужака” в словах.
Детям предлагаются по 2 карточки на парту.
1 ряд:
гора, горка, гористый, гореть;
лось, лосенок, лосятина, лосось.
2 ряд:
моряк, морской, морж, море;
листопад, листочки, лиственный, лисонька.
3 ряд:
сед, седой, оседлать, седина;
прислониться, слониха, слоновий, слоненок.
Взаимопроверка по слайдам № 24-30.
Сделаем вывод: проверочное слово должно быть однокоренным!
8. Физминутка.
Слушайте внимательно слова, которые я буду произносить.
Если услышите слово, в котором только ударный гласный разводите руки в стороны.
Если услышите в слове и ударный и безударный гласный выполняете наклон назад, руки вдоль туловища.
Лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.
9. Работа в сборниках. Слайд №31
Стр.123, упр. 4.
Исправление ошибок зеленой пастой, проверка работы коллективная.
10. Домашнее задание по учебнику. Слайд 32
Стр.45. Вариативная часть разного уровня сложности по выбору учащихся.
- Выберите себе упражнение, которое вы выполните уверенно на стр 45:
- Упр. 3.
- Упр. 5.
- Упр. 7.
У кого возникли вопросы подумайте, на переменке подойдите я объясню подробнее.
10. Рефлексия.
- Посмотрите на зеленый квадрат в течении 5 сек. Зеленый цвет поможет вам расслабиться и вспомнить, что больше всего вам удалось выполнить на уроке.
- Кому было интересно сегодня на уроке похлопайте в ладоши.
- Теперь похлопайте, кому было неинтересно.
Волшебный цветочек возьмите, если желаете ответить, а затем передайте товарищу.
- Расскажите, что узнали нового?
- Что понравилось?
- Что вызывало трудности?
- Пригодились ли знания, полученные ранее на уроках русского языка?
- Какой вывод для себя сделали?
Список используемой литературы
- В.П. Беспалько. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 1995.
- Материалы из комплектов заданий КЦ ДООШ МЗШР. (Кировский центр дополнительного образования одаренных школьников, межрегиональная заочная школа развития).
- Е.М. Минскин. От игры к знаниям. - М.: 1982.
- Г.А. Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1 и 2 класс. М.: 2001.