Программа по преемственности "Вектор"

Разделы: Начальная школа


Проблема преемственности и непрерывности в обучении и воспитании очень остро стоит в Муниципальной общеобразовательной школе-интернате “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования”. В ноябре 2010 года в Муниципальной общеобразовательной школе-интернате “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования” был проведен тематический педагогический совет, который вскрыл ряд причин отсутствия преемственности между детским садом, начальной школой и основной школой: неподготовленность детей к обучению в школе, ослабленное физическое здоровье, задержка психического развития, “предметный” эгоизм педагогов, отсутствие единых требований к обучающимся.

Появилась необходимость организации единой методической системы, с решением проблемы преемственности и непрерывности между детским садом, начальной школой и основной школой, которая бы действовала по следующим направлениям: совместная методическая деятельность;

выработка нормативных локальных актов, регулирующих единство требований к обучающимся;

посещения занятий и уроков с целью заблаговременного изучения индивидуальных стилей работы педагогов и индивидуальных особенностей детей; качественное формирование ведущих видов деятельности детей на каждом из этапов развития; диагностика адаптации, психоэмоционального состояния, мотивации и готовности к школьному обучению; выработка единых подходов к обучению и воспитанию; создание единого образовательного пространства.

Таким образом, переосмысление педагогическим коллективом сложившейся ситуации в Муниципальной общеобразовательной школе-интернате “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования”, привело к созданию программы “Вектор” (отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом (дошкольное образование), а какой- концом (основная школа), называется вектором).

Презентация

Программа “Вектор”

Общая характеристика учреждения

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования” находится в системе государственных образовательных учреждений.

Обучение и воспитание детей в учреждении осуществляется по общеобразовательным программам начального и основного общего образования; общеобразовательным программам начального и основного общего образования для специальных (коррекционных) классов VII вида; индивидуально-ориентированным маршрутам развития. Особенностью работы Муниципальной общеобразовательной школы-интерната “Гатчинская школа-интернат СОО” является оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, испытывающим трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к школьной жизни и социальному окружению, а также, как правило, имеющим проблемы со здоровьем в целом. Многие учащиеся учреждения имеют проблемы с физическим здоровьем (хронические заболевания, недостаточность массы тела, соматическая ослабленность, частая заболеваемость), психическим (низкий уровень работоспособности, сниженная память, рассеянное внимание, не соответствующий возрасту преобладающий вид мышления, неустойчивость эмоционально-волевой сферы), социальным (асоциальное поведение родителей, насилие над личностью ребенка, отсутствие должного внимания со стороны взрослых, отсутствие элементарных составляющих, необходимых для жизни ребенка), нравственным (негативный пример родителей, отсутствие в семьях воспитательной системы).

Целевое назначение программы

Цель программы: осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей на ступенях дошкольного, начального и основного образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования.

Целью дошкольного этапа являются гармоничное развитие воспитанников и формирование у них школьной зрелости, то есть интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению в начальной школе.

Задачи дошкольного этапа: создать единое образовательное пространство, обеспечивающее развитие интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника; подготовить ребенка к 7 годам к жизни и сотрудничеству в современном обществе;сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.

Целью этапа начального общего образования является формирование ключевых компетентностей, а также представлений у обучающихся о природе, обществе, человеке, соответствующих современному уровню знаний.

Задачи этапа начального общего образования: создать единое образовательное пространство, которое бы обеспечивало усвоение младшими школьниками социокультурных ценностей, развитие интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы учащегося; обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;сформировать ключевые компетентности соответственно возрасту, то есть сформировать базу для овладения научными знаниями в основной школе.

Целью этапа основного общего образования является формирование основ научных знаний, соответствующих требованиям современного общества, а также подготовка школьника к жизни в современном обществе и осознанному выбору профессии.

Задачи этапа основного общего образования: обеспечить развитие всех учащихся в зависимости от способностей и возможностей в обучении; подготовить учащихся к осознанному выбору профессии; сформировать у учащихся ценностно-смысловые, информационно-познавательные, коммуникативные и гражданские компетентности, соответствующие требованиям и запросам современного общества.

Адресность программы

Программа “Вектор” адресована воспитателям старших и подготовительных к школе групп муниципального образовательного учреждения “ Коррекционный детский сад № 14”, учителям начальной и основной школы муниципальной общеобразовательной школы-интерната “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования” и рассчитана на реализацию в течение 7 лет.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Для реализации программы “Вектор” необходимо:

  • желание и осознание необходимости сотрудничать в единстве всех участников творческих групп;
  • активная позиция участников реализации программы; согласованное составление ежегодных планов работы на каждой ступени образования; включение вопросов преемственности в планы ВШК; ежегодное проведение традиционных мероприятий с участием педагогов трех ступеней обучения.

Педагогические технологии

Принципы:

- принцип сознательности;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип повторения;

- принцип индивидуализации и доступности;

- принцип непрерывности;

- принцип цикличности;

- принцип активности;

- системно-деятельностный принцип;

- принцип диалогического общения.

Формы:

- взаимопосещения уроков и занятий;

- совместные заседания МО;

- диагностические процедуры и срезы знаний со сравнительным анализом результативности;

- совместные педагогические советы, круглые столы, семинары тренинги. Родительские собрания;

- консультирования.

Этапы и сроки реализации программы

Этап Сроки реализации Содержание деятельности
1 Организационно-подготовительный Ноябрь 2010 - март 2011 Разработка программы, разработка необходимых локальных актов (приложение №1 и приложение № 2), установление взаимосвязей между педагогическими коллективами, формирование единой целевой установки
2 Практический Апрель 2011 - май 2017 Реализация содержания программы.
3 Предварительно-обобщающий (корректировочный) Июнь-август 2012, июнь-август 2013, июнь-август 2014, июнь-август 2015, июнь-август 2016 Анализ качества реализации программы, корректировка содержания программы, составление плана работы совместной деятельности педагогических коллективов на следующий учебный год.
4 Итогово-обобщающий Май 2017 - сентябрь 2017 Анализ и подведение итогов работы.

Содержание программы “Вектор”

Сроки и направления деятельности Мероприятия с ДОУ Мероприятия с основной школой Комментарии
Сентябрь Организационные мероприятия Создание творческой группы из воспитателей подготовительной к школе группы, учителей 4 классов и учителей 1 классов. Создание творческой группы из учителей выпустивших 4 классы, учителей, работающих в 4 классах и учителей предметников (в 5 классах), классных руководителей. Ежегодно
Диагностические процедуры Диагностика первоклассников, выявление детей группы риска, составление планов работы с ними (логопеды, психолог) Диагностика уровня адаптации пятиклассников, выявление детей с дезадаптивным поведением, составление плана работы с ними (психолог). Ежегодно
Консультирование По запросам (администрация, учителя, специалисты) По запросам (администрация, учителя, специалисты) Ежегодно
Методическая работа и совместные мероприятия   Входные контрольные работы в 5 классах; анализ, сравнение результатов, выявление пробелов в преемственности обучения между ступенями (учителя русского языка, математики, учителя начальной школы) Ежегодно
Работа с родителями Родительские собрания в 1 классах - организация родительского коллектива (классные руководители, администрация). Родительские собрания в 5 классах - организация родительского коллектива (классные руководители, администрация). Ежегодно
Октябрь Организационные мероприятия Составление графика посещений уроков в 1 классах воспитателями ДОУ (администрации). Составление графика посещений уроков в 5 классах (администрация). Ежегодно
Диагностические процедуры Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Консультирование По запросам По запросам Ежегодно
Методическая работа и совместные мероприятия Посещение уроков в 1 классах. Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения, корректировка планов на год) Посещение уроков в 5 классах. Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения, корректировка планов на год) Ежегодно. В зависимости от выявленных проблем строится план работы на текущий учебный год.
Работа с родителями Родительские собрания в 1 классах по итогам 1 четверти (классные руководители, специалисты). Родительские собрания в 5 классах по итогам 1 четверти (классные руководители, педагог-психолог). Ежегодно
Ноябрь Организационные мероприятия Подготовка к семинару Подготовка к семинару. 2011 год
Диагностические процедуры Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Консультирование По запросам По запросам  
Методическая работа и совместные мероприятия Посещение открытых уроков в 1 классах (родители, воспитатели ДОУ).

Семинар “Совместная деятельность учителя и учащихся как условие качественной подготовки учащихся начальных классов к обучению в основной школе”.

Посещение открытых уроков в 4 классах (родители, учителя-предметники).

Семинар “Совместная деятельность учителя и учащихся как условие качественной подготовки учащихся начальных классов к обучению в основной школе”.

2011 год

В последующие годы: необходимость, тематика и форма проведения мероприятия определяется запросом.

Работа с родителями Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Декабрь Организационные мероприятия      
Диагностические процедуры Диагностика первоклассников (логопеды, психолог) Диагностика уровня адаптации (психолог). Ежегодно
Консультирование По запросам По запросам Ежегодно
Совместные мероприятия      
Методическая работа   Сравнительный анализ контрольных работ в 5 классах. Ежегодно
Работа с родителями Родительские собрания в 1 классах по итогам полугодия. Родительские собрания в 5 классах по итогам полугодия. Ежегодно
Январь Организационные мероприятия      
Диагностические процедуры Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Консультирование По запросам По запросам Ежегодно
Совместные мероприятия      
Методическая работа Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения) Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения) Ежегодно
Работа с родителями Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Февраль Организационные мероприятия      
Диагностические процедуры Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Консультирование По запросам По запросам Ежегодно
Совместные мероприятия      
Методическая работа      
Работа с родителями Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Март Организационные мероприятия      
Диагностические процедуры Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Консультирование По запросам По запросам Ежегодно
Совместные мероприятия Посещение занятий в ДОУ.   Ежегодно
Методическая работа Анализ готовности дошкольников к школьному обучению

Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения)

Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения) Ежегодно
Работа с родителями Родительские собрания в 1 классах по итогам 3 четверти. Родительские собрания в 5 классах по итогам 3 четверти. Ежегодно
Апрель Организационные мероприятия Предварительное комплектование администрацией творческой группы на следующий учебный год. Предварительное комплектование администрацией творческой группы на следующий учебный год. Ежегодно
Диагностические процедуры Диагностика первоклассников (логопеды, психолог) Диагностика уровня адаптации (психолог). Ежегодно
Консультирование По запросам По запросам Ежегодно
Совместные мероприятия День открытых дверей в начальной школе (открытые уроки, концерт) День открытых дверей в начальной школе (открытые уроки, концерт) Ежегодно
Методическая работа Совместное заседание с воспитателями старших групп. Совместное заседание с учителями предметниками, которые будут работать в 5 классах. Ежегодно
Работа с родителями Формирование 1 классов; родительское собрание родителей будущих первоклассников Формирование 5 классов Ежегодно
Май Организационные мероприятия      
Диагностические процедуры Индивидуально по необходимости. Индивидуально по необходимости. Ежегодно
Консультирование По запросам По запросам Ежегодно
Совместные мероприятия Анализ работы Анализ работы Ежегодно
Методическая работа Планирование работы на следующий учебный год, расстановка кадров Планирование работы на следующий учебный год, расстановка кадров Ежегодно
Работа с родителями Родительские собрания в 1 классах по итогам года; формирование 1 классов. Родительские собрания в 5 классах по итогам года; формирование 5 классов. Ежегодно

Формы учета и контроля реализации программы.

- индивидуальные маршруты освоения образовательных программ (приложение № 3);

- индивидуальные маршруты формирования у обучающихся УУД (приложение № 4).

Ожидаемые результаты

 1. Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества образования, на повышение профессиональной компетенции педагогов.

2. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования, придание процессу целостный, последовательный и перспективный характер.