Проблема преемственности и непрерывности в обучении и воспитании очень остро стоит в Муниципальной общеобразовательной школе-интернате “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования”. В ноябре 2010 года в Муниципальной общеобразовательной школе-интернате “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования” был проведен тематический педагогический совет, который вскрыл ряд причин отсутствия преемственности между детским садом, начальной школой и основной школой: неподготовленность детей к обучению в школе, ослабленное физическое здоровье, задержка психического развития, “предметный” эгоизм педагогов, отсутствие единых требований к обучающимся.
Появилась необходимость организации единой методической системы, с решением проблемы преемственности и непрерывности между детским садом, начальной школой и основной школой, которая бы действовала по следующим направлениям: совместная методическая деятельность;
выработка нормативных локальных актов, регулирующих единство требований к обучающимся;
посещения занятий и уроков с целью заблаговременного изучения индивидуальных стилей работы педагогов и индивидуальных особенностей детей; качественное формирование ведущих видов деятельности детей на каждом из этапов развития; диагностика адаптации, психоэмоционального состояния, мотивации и готовности к школьному обучению; выработка единых подходов к обучению и воспитанию; создание единого образовательного пространства.
Таким образом, переосмысление педагогическим коллективом сложившейся ситуации в Муниципальной общеобразовательной школе-интернате “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования”, привело к созданию программы “Вектор” (отрезок, для которого указано, какой из его концов считается началом (дошкольное образование), а какой- концом (основная школа), называется вектором).
Программа “Вектор”
Общая характеристика учреждения
Муниципальная общеобразовательная школа-интернат “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования” находится в системе государственных образовательных учреждений.
Обучение и воспитание детей в учреждении осуществляется по общеобразовательным программам начального и основного общего образования; общеобразовательным программам начального и основного общего образования для специальных (коррекционных) классов VII вида; индивидуально-ориентированным маршрутам развития. Особенностью работы Муниципальной общеобразовательной школы-интерната “Гатчинская школа-интернат СОО” является оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, испытывающим трудности в усвоении учебных программ, в адаптации к школьной жизни и социальному окружению, а также, как правило, имеющим проблемы со здоровьем в целом. Многие учащиеся учреждения имеют проблемы с физическим здоровьем (хронические заболевания, недостаточность массы тела, соматическая ослабленность, частая заболеваемость), психическим (низкий уровень работоспособности, сниженная память, рассеянное внимание, не соответствующий возрасту преобладающий вид мышления, неустойчивость эмоционально-волевой сферы), социальным (асоциальное поведение родителей, насилие над личностью ребенка, отсутствие должного внимания со стороны взрослых, отсутствие элементарных составляющих, необходимых для жизни ребенка), нравственным (негативный пример родителей, отсутствие в семьях воспитательной системы).
Целевое назначение программы
Цель программы: осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей на ступенях дошкольного, начального и основного образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного периода на разных ступенях образования.
Целью дошкольного этапа являются гармоничное развитие воспитанников и формирование у них школьной зрелости, то есть интеллектуальной, эмоциональной и социальной готовности к обучению в начальной школе.
Задачи дошкольного этапа: создать единое образовательное пространство, обеспечивающее развитие интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника; подготовить ребенка к 7 годам к жизни и сотрудничеству в современном обществе;сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе.
Целью этапа начального общего образования является формирование ключевых компетентностей, а также представлений у обучающихся о природе, обществе, человеке, соответствующих современному уровню знаний.
Задачи этапа начального общего образования: создать единое образовательное пространство, которое бы обеспечивало усвоение младшими школьниками социокультурных ценностей, развитие интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы учащегося; обеспечить условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого ребенка;сформировать ключевые компетентности соответственно возрасту, то есть сформировать базу для овладения научными знаниями в основной школе.
Целью этапа основного общего образования является формирование основ научных знаний, соответствующих требованиям современного общества, а также подготовка школьника к жизни в современном обществе и осознанному выбору профессии.
Задачи этапа основного общего образования: обеспечить развитие всех учащихся в зависимости от способностей и возможностей в обучении; подготовить учащихся к осознанному выбору профессии; сформировать у учащихся ценностно-смысловые, информационно-познавательные, коммуникативные и гражданские компетентности, соответствующие требованиям и запросам современного общества.
Адресность программы
Программа “Вектор” адресована воспитателям старших и подготовительных к школе групп муниципального образовательного учреждения “ Коррекционный детский сад № 14”, учителям начальной и основной школы муниципальной общеобразовательной школы-интерната “Гатчинская школа-интернат среднего (полного) общего образования” и рассчитана на реализацию в течение 7 лет.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Для реализации программы “Вектор” необходимо:
- желание и осознание необходимости сотрудничать в единстве всех участников творческих групп;
- активная позиция участников реализации программы; согласованное составление ежегодных планов работы на каждой ступени образования; включение вопросов преемственности в планы ВШК; ежегодное проведение традиционных мероприятий с участием педагогов трех ступеней обучения.
Педагогические технологии
Принципы:
- принцип сознательности;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип повторения;
- принцип индивидуализации и доступности;
- принцип непрерывности;
- принцип цикличности;
- принцип активности;
- системно-деятельностный принцип;
- принцип диалогического общения.
Формы:
- взаимопосещения уроков и занятий;
- совместные заседания МО;
- диагностические процедуры и срезы знаний со сравнительным анализом результативности;
- совместные педагогические советы, круглые столы, семинары тренинги. Родительские собрания;
- консультирования.
Этапы и сроки реализации программы
№ | Этап | Сроки реализации | Содержание деятельности |
1 | Организационно-подготовительный | Ноябрь 2010 - март 2011 | Разработка программы, разработка необходимых локальных актов (приложение №1 и приложение № 2), установление взаимосвязей между педагогическими коллективами, формирование единой целевой установки |
2 | Практический | Апрель 2011 - май 2017 | Реализация содержания программы. |
3 | Предварительно-обобщающий (корректировочный) | Июнь-август 2012, июнь-август 2013, июнь-август 2014, июнь-август 2015, июнь-август 2016 | Анализ качества реализации программы, корректировка содержания программы, составление плана работы совместной деятельности педагогических коллективов на следующий учебный год. |
4 | Итогово-обобщающий | Май 2017 - сентябрь 2017 | Анализ и подведение итогов работы. |
Содержание программы “Вектор”
Сроки и направления деятельности | Мероприятия с ДОУ | Мероприятия с основной школой | Комментарии | |
Сентябрь | Организационные мероприятия | Создание творческой группы из воспитателей подготовительной к школе группы, учителей 4 классов и учителей 1 классов. | Создание творческой группы из учителей выпустивших 4 классы, учителей, работающих в 4 классах и учителей предметников (в 5 классах), классных руководителей. | Ежегодно |
Диагностические процедуры | Диагностика первоклассников, выявление детей группы риска, составление планов работы с ними (логопеды, психолог) | Диагностика уровня адаптации пятиклассников, выявление детей с дезадаптивным поведением, составление плана работы с ними (психолог). | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам (администрация, учителя, специалисты) | По запросам (администрация, учителя, специалисты) | Ежегодно | |
Методическая работа и совместные мероприятия | Входные контрольные работы в 5 классах; анализ, сравнение результатов, выявление пробелов в преемственности обучения между ступенями (учителя русского языка, математики, учителя начальной школы) | Ежегодно | ||
Работа с родителями | Родительские собрания в 1 классах - организация родительского коллектива (классные руководители, администрация). | Родительские собрания в 5 классах - организация родительского коллектива (классные руководители, администрация). | Ежегодно | |
Октябрь | Организационные мероприятия | Составление графика посещений уроков в 1 классах воспитателями ДОУ (администрации). | Составление графика посещений уроков в 5 классах (администрация). | Ежегодно |
Диагностические процедуры | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам | По запросам | Ежегодно | |
Методическая работа и совместные мероприятия | Посещение уроков в 1 классах. Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения, корректировка планов на год) | Посещение уроков в 5 классах. Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения, корректировка планов на год) | Ежегодно. В зависимости от выявленных проблем строится план работы на текущий учебный год. | |
Работа с родителями | Родительские собрания в 1 классах по итогам 1 четверти (классные руководители, специалисты). | Родительские собрания в 5 классах по итогам 1 четверти (классные руководители, педагог-психолог). | Ежегодно | |
Ноябрь | Организационные мероприятия | Подготовка к семинару | Подготовка к семинару. | 2011 год |
Диагностические процедуры | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам | По запросам | ||
Методическая работа и совместные мероприятия | Посещение открытых уроков в 1
классах (родители, воспитатели ДОУ). Семинар “Совместная деятельность учителя и учащихся как условие качественной подготовки учащихся начальных классов к обучению в основной школе”. |
Посещение открытых уроков в 4
классах (родители, учителя-предметники). Семинар “Совместная деятельность учителя и учащихся как условие качественной подготовки учащихся начальных классов к обучению в основной школе”. |
2011 год В последующие годы: необходимость, тематика и форма проведения мероприятия определяется запросом. |
|
Работа с родителями | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Декабрь | Организационные мероприятия | |||
Диагностические процедуры | Диагностика первоклассников (логопеды, психолог) | Диагностика уровня адаптации (психолог). | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам | По запросам | Ежегодно | |
Совместные мероприятия | ||||
Методическая работа | Сравнительный анализ контрольных работ в 5 классах. | Ежегодно | ||
Работа с родителями | Родительские собрания в 1 классах по итогам полугодия. | Родительские собрания в 5 классах по итогам полугодия. | Ежегодно | |
Январь | Организационные мероприятия | |||
Диагностические процедуры | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам | По запросам | Ежегодно | |
Совместные мероприятия | ||||
Методическая работа | Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения) | Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения) | Ежегодно | |
Работа с родителями | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Февраль | Организационные мероприятия | |||
Диагностические процедуры | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам | По запросам | Ежегодно | |
Совместные мероприятия | ||||
Методическая работа | ||||
Работа с родителями | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Март | Организационные мероприятия | |||
Диагностические процедуры | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам | По запросам | Ежегодно | |
Совместные мероприятия | Посещение занятий в ДОУ. | Ежегодно | ||
Методическая работа | Анализ готовности дошкольников
к школьному обучению Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения) |
Малый педсовет по преемственности (Проблемы, пути решения) | Ежегодно | |
Работа с родителями | Родительские собрания в 1 классах по итогам 3 четверти. | Родительские собрания в 5 классах по итогам 3 четверти. | Ежегодно | |
Апрель | Организационные мероприятия | Предварительное комплектование администрацией творческой группы на следующий учебный год. | Предварительное комплектование администрацией творческой группы на следующий учебный год. | Ежегодно |
Диагностические процедуры | Диагностика первоклассников (логопеды, психолог) | Диагностика уровня адаптации (психолог). | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам | По запросам | Ежегодно | |
Совместные мероприятия | День открытых дверей в начальной школе (открытые уроки, концерт) | День открытых дверей в начальной школе (открытые уроки, концерт) | Ежегодно | |
Методическая работа | Совместное заседание с воспитателями старших групп. | Совместное заседание с учителями предметниками, которые будут работать в 5 классах. | Ежегодно | |
Работа с родителями | Формирование 1 классов; родительское собрание родителей будущих первоклассников | Формирование 5 классов | Ежегодно | |
Май | Организационные мероприятия | |||
Диагностические процедуры | Индивидуально по необходимости. | Индивидуально по необходимости. | Ежегодно | |
Консультирование | По запросам | По запросам | Ежегодно | |
Совместные мероприятия | Анализ работы | Анализ работы | Ежегодно | |
Методическая работа | Планирование работы на следующий учебный год, расстановка кадров | Планирование работы на следующий учебный год, расстановка кадров | Ежегодно | |
Работа с родителями | Родительские собрания в 1 классах по итогам года; формирование 1 классов. | Родительские собрания в 5 классах по итогам года; формирование 5 классов. | Ежегодно |
Формы учета и контроля реализации программы.
- индивидуальные маршруты освоения образовательных программ (приложение № 3);
- индивидуальные маршруты формирования у обучающихся УУД (приложение № 4).
Ожидаемые результаты
1. Развитие системы методической работы, направленной на обеспечение качества образования, на повышение профессиональной компетенции педагогов.
2. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного, начального школьного и основного общего образования, придание процессу целостный, последовательный и перспективный характер.