Развитие исследовательских способностей детей через экспериментальную деятельность с природой

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети по природе своей исследователи. Потребность ребенка в новых впечатлениях, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

Поэтому детское экспериментирование как метод проблемного обучения в педагогическом процессе детского сада очень ценен. Он дает возможность обогатить содержание воспитательно-содержательного процесса детского сада, сделать его современным и эффективным, повысив его качество.

Для воспитания и развития ребенка решающее значение имеет не обилие полученных знаний им, а тип их усвоения. Он определяется способом деятельности, в котором знание приобретается. Поэтому педагогу необходимо поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Реализуя программы “Детство” и “Программу воспитания и обучения детей в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, изучая работы таких авторов, как А.И. Иванова, С.Н. Николаева, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская и другие новинки методической литературы, результаты психолого-педагогической диагностики, наблюдая за детьми, мною был сделан вывод о необходимости применения технологии детского экспериментирования в процессе их познавательного развития.

Для этого был разработан долгосрочный экологический проект “Юный исследователь”, целью которого было создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • формирование поисково-познавательной деятельности;
  • развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение и др.), сообразительности, критичности, самостоятельности;
  • обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
  • развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Основой для моей работы послужила программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста “Ребенок в мире поиска” О.В. Дыбиной.

Экспериментальная деятельность с детьми была организована по пяти взаимосвязанным направлениям:

    1. “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
    2. “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).
    3. “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).
    4. “Человек” (функционирование организма и др.).
    5. “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).

Такое содержание познавательной деятельности учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой - актуальные интересы детей.

Формы и методы реализации проекта

Учитывая психофизические особенности детей каждого возраста, были разработаны примерные тематические планы экспериментальной деятельности для каждой возрастной группы с целью развития поисково-познавательной активности по пяти вышеперечисленным направлениям.

Кроме того, была составлена картотека опытов и экспериментов, тематика опытов подбиралась с учетом и моих интересов. Дело в том, что очень многое дети начинают любить благодаря совместной деятельности со взрослым.

Для систематизации всего объема работы по организации познавательно-исследовательской деятельности детей в природе и повышения ее эффективности была разработана циклограмма (Приложение 1). Она рассчитана на весь учебный год, универсальна для всех возрастных групп, т.к. основана на принципе “спирали”, когда дети возвращаются к изученной теме несколько раз (в каждой возрастной группе), при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются приемы и методы исследования. Циклограмма помогает педагогу сформировать у детей целостное представление о мире.

Для реализации всего объема работы было необходимо создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую возможности проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.

В группе была оборудована мини-лаборатория “Почемучка” с эмблемой, на которой изображен герой мультсериала “Смешарики” Лосяш. Все зоны в предметно-развивающей среде нашей группы обозначены эмблемами с персонажами “Смешариков”. Так, Кар-Карыч представляет музыкальный уголок, Бараш – книжный уголок, Копатыч – уголок природы и др. От имени Лосяша детям предлагаются задания – записки с проблемными ситуациями.

В лаборатории проводятся элементарные опыты по изучению явлений природы, свойств материалов, собственного организма, а также экспериментальные игры с водой, песком, камнями, магнитами и др.

Во время проведения опытов дети надевают накидки зеленого цвета и прикрепляют на груди опознавательные значки. Внесение игрового момента в обучении усиливает интерес детей к проведению исследования.

Для формирования навыков безопасного поведения во время экспериментирования были разработаны соответствующие правила проведения опытов.

В мини-лаборатории находятся собранные совместно с родителями и детьми коллекции природных и искусственных камней, ракушек, смена и плоды растений, перья птиц, пуговицы, природные материалы: белая и красная глина, почва, речной и строительный песок, каменный уголь, торф, вода морская, озерная, дистиллированная. Кроме того, оформлены в виде книг коллекции: “Ткани”, “Бумага” и гербарий растений нашего края.

Для обогащения и закрепления представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира с помощью родителей собраны детские энциклопедии, книги познавательного характера, стихи, пословицы, загадки. Подобран и пополняется иллюстративный материал по темам. Для самостоятельной экспериментальной деятельности детей изготовлены таблицы, схемы с алгоритмами выполнения опытов.

Следует отметить, что приобретается опыт в создании в группе и мини-музея. Например, в мини-музее “Камни” представлены разные виды камней: морские, камни реки Катунь, искусственные, полудрагоценные, минералы. На полках выставлены изделия из камня: бусы, сувениры, поделки, амулеты. Помимо всего прочего подобрана информация о некоторых камнях, представлены фотографии, иллюстрации использования камня человеком.

В мини-лаборатории имеется все необходимое оборудование: простейшие приборы-помощники, емкости для проведения опытов, природные материалы, пищевые продукты, красители пищевые и непищевые, медицинские материалы, утилизированный материал (проволока, пробки, кусочки меха, кожи и т.д.), технические материалы (гайки, скрепки, болты, детали конструктора и т.д.), прочие материалы (зеркала, воронки, воздушные шары, свечи, формы для льда, снегомер и др.).

При оборудовании уголка учитывались следующие требования:

  • доступность расположения;
  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность.

Важно отметить, что материал для проведения опытов в мини-лаборатории меняется в соответствии с циклограммой.

Рядом с мини-лабораторией находится уголок природы, где на полках размещены комнатные растения, подобранные с учетом программных рекомендаций при активном участии родителей. А в конце зимы на подоконнике появляется “огород” на окне. На “грядках” чудесного “огорода” прорастают лук и морковь, укроп и петрушка, а также здесь можно найти рассаду цветочных культур. Выращивая растения и ухаживая за ними, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают цвет и форму листьев, рассматривают их через лупу, опытным путем определяют условия, необходимые для роста и развития.

Чтобы углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дала определенные положительные результаты, необходима поддержка и участие родителей воспитанников. Поэтому через индивидуальные беседы, консультации, выступления на родительских собраниях передо мной поставлена задача убедить родителей в необходимости повседневного внимания к детским вопросам и интересам, стремлению выяснить непонятное. С этой целью была оформлена “энциклопедия опытов и экспериментов” - описание наиболее интересных опытов, которые можно провести дома. Помимо этого разработаны советы родителям: “Как организовать простейшую исследовательскую деятельность в семье”, “Домашняя лаборатория”, “Учение с увлечением”, “Вкусные загадки” и др. И не напрасно: некоторых родителей заинтересовало экспериментирование с детьми, и они организовали домашние мини-лаборатории, занялись поисками интересных и доступных материалов для осуществления опытов.

Для организации экспериментальной деятельности в условиях группы детского сада используются такие формы работы с детьми:

  • Специально организованные познавательные занятия, куда включаются демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом, фронтальные эксперименты, где каждый ребенок становится реальным участником совместного поиска.
  • Долговременные эксперименты, как серия опытов и наблюдений, и кратковременные, возникшие как ответ на детские вопросы. Они проводятся как в условиях группы, так и на участке.
  • Экспериментальные игры с водой, песком, магнитами и др. например, “Солнечный зайчик”, “Поплывет или утонет”, “Парусные кораблики” и пр., которые позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
  • Действия с измерительными приборами, с лупой, компасом, оборудованием из стекла и др., которые помогают самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности, элементарными правилами безопасности.
  • Эвристические беседы при наличии у детей богатых и точных представлений о явлениях природы. (Например, Сосульки с разных сторон крыши неодинаковы по величине. Как вы думаете, почему так? – здесь капает с сосулек, а там – нет, поэтому они здесь меньше становятся. Другой ответ: здесь солнышко греет, а той стороне нет солнышка. Там только к вечеру оно будет и ненадолго. Поэтому сосульки медленно тают).
  • Чтение научной и художественной литературы.
  • Рассматривание тематических альбомов, подборок иллюстраций, плакатов, энциклопедий.
  • Организация коллекций и выставок.
  • Организация мини-музеев.
  • Ведение дневников наблюдений и зарисовка опытов.

Для положительной мотивации детей применяются различные приемы:

  • внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
  • тайна, сюрприз;
  • мотив помощи;
  • проблемная ситуация;
  • познавательный момент (почему так?);
  • драматизация (ребенок берет на себя роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы или ученого, умеющего объяснить, ответить на вопросы);
  • тризовские приемы (игра “Хорошо – Плохо”, моделирование “маленькими человечками”).

В целях мониторинга эффективности разработанной системы была проведена диагностика воспитанников и опрос родителей по развитию исследовательских способностей детей в процессе экспериментальной деятельности. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее для ребенка, чем те сведения о мире, что получены продуктивным путем.

Список использованной литературы:

  1. Данюкова, В.Н. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. / В.Н.Данюкова, В.Н.Выборнова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - №10.
  2. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска / О.В.Дыбина. – Москва. Творческий центр, 2007.
  3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – Москва. Творческий центр, 2004.
  4. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование / И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. – Москва. Педагогическое общество России, 2003.
  5. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – Москва. ТЦ Сфера, 2006.
  6. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н.Прохорова. – Москва. АРКТИ, 2003.
  7. Материалы интернет-сайтов.