Данная рабочая программа является бесценным помощником в сложной и кропотливой работе по исправлению дефектов звукопроизношения.
Занимательный подбор тем в игровой форме делает дополнительные логопедические занятия увлекательными, весёлыми, высокоэффективными. Комплексный подход в процессе коррекции звуков позволяет развивать навыки фонетического анализа и синтеза, укреплять психологическую базу речи (память, восприятие, внимание, мышление), воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.
Кружковая логопедическая работа облегчает учителю-логопеду подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции. Дополнительная коррекционная работа помогает легко овладеть методами и приёмами звукопроизношения, родителям и детям, нуждающихся в логопедической помощи.
Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми-логопатами.
Рабочая программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, при активном участии родителей.
Цели рабочей программы:
- формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;
- применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;
- автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
Задачи рабочей программы способствуют:
Структура и формирование дополнительного образования в рамках логопедического кружка "Речевичок":
- продолжительность занятий - 25 минут;
- периодичность занятий - 1 раз в неделю;
- схема организации занятий.
Основной формой осуществления образовательного процесса является занятие, которое строится по схеме:
- дидактическая игра, создающая мотивацию (3-5 мин.);
- затруднения в игровой ситуации (1-3 мин.);
- открытие нового знаний и умений (5-7 мин.);
- воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.);
- повторение и развивающее задание (3-4 мин.);
- итог занятия (2 мин.)
Контроль учёт знаний и умений. Контроль и учёт знаний и умений осуществляется за счёт проведения мониторинга, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение строить предложения;
- умение произносить монолог, чётко высказываться;
- умение вступать в диалог.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом(ФГТ);
Текущий - проводится в ходе каждого занятия с целью определения усвоения знаний и умений по теме;
Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Ожидаемые результаты освоения рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков:
Продуктивная деятельность организации детей:
- пальчиковый театр,
- развлечение с родителями "Мой весёлый язычок",
- игра-инсценировка "Кто лишний и почему?",
- открытый показ кружкового занятия по теме "Слова синонимы, антонимы",
- конкурс чтецов,
- выступление - рассказывание по ролям,
- концерт для работников детского сада и родителей.
Диагностика уровня коррекционно-логопедических навыков у детей старшей группы в рамках дополнительного образования.
Ключевые речевые качества:
- чистота звукопроизношения,
- автоматизация звуков в речи,
- умение строить предложение,
- умение произносить монолог, чётко высказываться,
- умение вступать в диалог.
Результаты обследования ключевых речевых качеств до начала занятий и после окончания занятий в рамках дополнительного образования:
до занятий
после занятий
Календарно-тематическое планирование рабочей программы дополнительного образования по формированию логопедических навыков "Речевичок".
Месяц, тема. | Содержание. | Контроль и учёт коррекционного воздействия. |
Сентябрь. Мелкая моторика. |
-Запомнить названия пальцев рук. -Освоить различные движения пальцами рук. -Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина) |
Пальчиковая игра "Это я, большой
пальчик:". Игра "Собери бусинки в нужные коробочки". Пальчиковый театр. |
Октябрь. Артикуляционный аппарат. |
-Развивать подвижность
артикуляционного аппарата. -Уметь расслаблять язык. -Чередовать движения губ и языка. -Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка. |
Комплекс артикуляционной гимнастики
"Волк". Сказка "Как язычок ходил гулять в лес". Игра "Прядки". Развлечение с родителями "Мой весёлый язычок". |
Ноябрь. Речевое дыхание. |
-Учиться правильному речевому дыханию,
вдох(носом), выдох(ртом). -Отрабатывать силу голоса. -Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю. |
Игры для развития дыхания "Ветерок",
"Загони ватный шарик в ворота". Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков". Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке. |
Декабрь. Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память. |
-Выполнение различных словесных (2-х, 3-х,
4-х ступенчатых) инструкций. -Угадывание предметов по загадке-описанию. -Выполнение действий только при определённом, заданном условии. |
Игра "Подбери словечко" (завершение
стиха в рифму). Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово). Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает. |
Январь. Фонематический слух. |
-Развитие фонематического восприятия
на материале правильно произносимых звуков. -Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками. -Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение. |
Игра "Повтори сочетание звуков, при их
чёткой артикуляции". Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"
Игра "Запомни и повтори". |
Февраль. Словарный запас. |
-Уточнение лексических тем,
предлагаемых программой Васильевой "Воспитание
и обучение в детском саду" -Уточнение названий геометрических фигур и цвета. -Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое. |
Игра-инсценировка "Кто лишний и
почему". Беседа с демонстрацией картинок по
теме.
Аппликация с геометрическими фигурами. Открытый показ кружкового занятия по теме "Слова синонимы, антонимы". |
Март Связная речь. |
-Составление рассказа-описания по
наглядному образцу. -Составление рассказа по сюжетной картине. -Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок. -Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок. -Составление рассказа на материале собственного опыта. |
Индивидуальное рассказывание, описание
картин. Рассказывание по ролям. Прослушивание сказок и текстов. Конкурс чтецов.
Прослушивание рассказов. |
Апрель Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи. |
Правильное проговаривание звуков: -Изолированно; -В слогах (прямых, обратных, стечениях); -В словах; -В словосочетаниях; -В предложениях, скороговорках; -В стихотворных текстах; -В связной речи. |
Игра "Повтори правильно звук". Запомни и повтори ряд слогов. Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно. Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок. Концерт для сотрудников детского сада и родителей. |