Семья вся вместе, так и душа на месте.
(На сцене девочки в русских народных костюмах)
Ведущая: Ай, девицы! Ай, красавицы! Хоровод ведут - что лебёдушки плывут.
Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать!
Ведущая (обращаясь к залу): Мы встретились для не совсем обычного дела: Вам придётся найти семью для домовёнка. Домовой, по народному поверью, - живёт в каждом доме. Он радуется и веселится, грустит и печалится вместе с вами, а бывает, что и оберегает вас. В общем, существо, забавное и безобидное.
Дети:
1. Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай – это домовой.
2. Он в доме самый старший,
За всё несёт ответ,
Ворчит на всех домашних
И дом хранит от бед.
3. Он в полдень отдыхает
На жарком чердаке.
А сам напоминает
Сучок на потолке.
Ведущая: Вот и у нас в гимназии есть свой домовёнок, небольшой, молоденький. А зовут его Кузя, Кузенька, Кузька. Но что-то загрустил наш Кузя в последнее время, говорит, скучновато ему вечерами, когда закрывается школа. Он очень привык к детям и их родителям. Они живут семьями, где праздники отмечают все вместе, пироги пекут, сказки читают, песни поют. Жалко нам стало Кузю, и мы решили помочь ему обрести семью. Кузенька, где ты?
(Медленно входит Кузя, он нерешителен, что-то бормочет)
Ведущая: Вот это и есть наш домовёнок Кузя. Он у нас большой ворчун, а ещё немного побаивается незнакомцев.
Кузя: Что надо?
Ведущая: Подойди сюда, Кузенька, не бойся.
Кузя: А ты меня не жваркнешь?
Ведущая: А что такое “жваркнешь”?
Кузя: Ну, наподдашь, отлупишь, отдубасишь, выдерешь – все равно больно.
Ведущая: Нет, Кузя, нет! Никто у нас тебя не тронет.
Кузя: И за уши не оттаскаешь? А то я не люблю, когда меня за уши дергают или за волосы.
Ведущая: По моему, этого никто не любит. Как вы, ребята, считаете? (Ответы ребят) Вот, видишь, никто не любит.
Кузя: Так-то оно так…(вздыхает) Да, видно, не все про это знают… Дряпать тоже не будешь?
Ведущая: А что это за слово – “дряпать”?
Кузя: Дряпать – это “царапаться”.
Ведущая: Мы же люди, а не кошки.
Кузя: Может, и свориться не будешь?
Ведущая: Ну, Кузя, что не слово, то загадка. Нам пока трудно понять тебя.
Кузя: (хлопает в ладоши, смеется) Ах, беда-беда, огорчение! Что не скажешь – не по разуму, что не молвишь – все попусту, что не спросишь – все без толку. Охти мне, батюшки! Охти мне, матушки! А вы, ребята, знаете, что такое “свориться”?
(Ребята пытаются отгадать значение слова “свориться” - ругаться, ссориться, дразнить. Если дети не находят ответ, Кузя подсказывает им )
Ведущая: Как, уважаемые гости, не будем обижать домовенка? Слышишь, Кузя, никто не будет тебя обижать, наоборот, все хотят подружиться. Поэтому-то мы и решили помочь тебе. Определим тебя в семью, по которой ты скучаешь, на постоянное место жительства, чтобы тебе было хорошо, весело и спокойно.
Кузя: Не знаю. Нет, наверное, нынче таких семей, где мне было бы хорошо и весело. Перевелись. Сказок детям не рассказывают, песен не поют, не играют, мало читают.
Ведущая: Ошибаешься, есть. Очень веселые, добрые и заботливые. А выбрать тебе семью, самую дружную, ласковую, читающую поможет неподкупное и авторитетное жюри.
(Ведущая представляет членов жюри)
Ведущая: Теперь, я думаю, самое время познакомить тебя, Кузя, с семьями, которые участвуют в нашем празднике.
Конкурс №1 “Давайте познакомимся”
(Ведущая представляет родителей и детей)
Представляем семью ________________________________
Добро пожаловать, семья ____________________________
Приглашаем на сцену семью __________________________
Слово – семье ______________________________________
Ведущая: Как, Кузя, понравились тебе наши конкурсанты?
Кузя: Очень понравились!
Ведущая: Выбирай, к кому пойдешь жить?
Кузя: Ну, нет! Сразу и иди. Я лично их в первый раз вижу и еще плохо знаю.
Ведущая: А давай, Кузенька, мы их испытаем! Думаю, все с удовольствием примут участие в тех конкурсах, которые мы предложим. Вот тогда и выявится достойная тебя семья.
Кузя: Согласен. Очень хотелось бы познакомиться с ними поближе, узнать, где я буду жить, что мне предложат. Я вот им, к примеру, предложу свои варианты жилища, а они мне – свои. Интересно, смогут ли ребята и их родители узнать, кто в этих домиках живет?
Ведущая: Приглашаем на сцену всех участников. Конкурс называется “А терем тот высокий, и кто же в нём живёт”. Кузя, помоги раздать задание. Каждая команда получает конверт с двумя вопросами. Вы должны назвать автора, название произведения и хозяина жилища. Обсудить ответ можно за кулисами. А пока семьи готовятся, мы познакомим тебя, Кузя, с “Пряничным домиком”.
(Песня зала “Пряничный домик”)
Ведущая: Приглашаем на сцену наших конкурсантов. Слово для ответа семье ______________________________.
Конкурс №2 “А терем тот высокий, и кто же в нем живет”
(Каждой команде предлагается по два вопроса)
1. “…В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
Теремами и садами:
Ель растёт перед дворцом…”.
Ответ: дворец царя Гвидона, А.С. Пушкин, “Сказка о царе Салтане…”.
2. “очутилась она во дворце, во палатах высоких, каменных, на кровати из резного золота со ножками хрустальными, на пуховике пуха лебяжьего, покрытом золотой парчой. Все её пожитки и цветочек аленький в кувшине позолоченном тут же стоят, раскладены и расставленны на столах зеленых малахита медного, и что в той палате много добра и скарба всякого,есть на чем посидеть – полежать, есть во что приодеться, есть во что посмотреться.”
Ответ: дворец зверя лесного, чуда морского, С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”.
3. “Он жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага против двери. Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на огне, были не настоящими – нарисованы на куске старого холста”.
Ответ: жилище шарманщика Карло, А.Н. Толстой, “Золотой ключик, или приключения Буратино”.
4. “В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах, на самом верху в окошке сидит царевна и ждет, когда добрый молодец на коне допрыгнет до нее и поцелует”.
Ответ: царевна Несравненная Красота. Русская народная сказка “Сивка-Бурка”.
5. - А где я буду жить, - спросил зверек.
- Жить?… Да хотя бы вот здесь! – директор показал на старуя телефонную будку, стоявшую у входа в магазин, - это и будет твой дом!”
Ответ: жилище Чебурашки, Э.Н.Успенский, “Крокодил Гена и его друзья”.
6. “Этот замок стоял на вершине холма. Его окружал огромный парк. У ворот парка висело объявление, на одной стороне которого было написано: “Вход воспрещен”, а на другой – “Выход воспрещен”.
Ответ: замок графинь Вишен, Дж. Родари, “Приключения Чиполлино”.
7. “…и царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Пень с лежанкой изразцовой…”
Ответ: жилище семи богатырей, А.С. Пушкин, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
8. “Осмотрели они дом и обрадовались. Все в доме было. И печка, и кровати, и занавесочки на окнах! И радио, и телевизор в углу. Правда, старенький. И котелки разные на кухне были, чугунные. И в огороде все было посажено. И картошка, и капуста. Только все запущено было, не прополото. А в сарае удочка была. Очень им в этом доме понравилось”.
Ответ: дом дяди Федора, Шарика, кота Матроскина, Э.Н.Успенский, “Дядя Федор, пес и кот”.
Ведущая: Спасибо вам, гости дорогие, за ваши труды – старания. Просим всех участников занять свои места.
Кузя: Всё знают ребятишки и мамы с папами. Внимательно читают книжки, а то бы не отгадали. Ну, а сам я неприхотливый. Мне бы жилище, как у шарманщика Карло. Я думаю, мне уголок в доме найдется. Так ведь, ребятишки?
Ведущая: Я думаю, ребята, вы согласны. А пока жюри подводит итоги конкурсов 1, 2, мы с вами поиграем в игру “Научи меня резвиться” Приглашаю на сцену своих помощников.
(Игра с залом “Если нравится тебе, то делай так…”)
Ведущая: А теперь слово жюри.
Ведущая: Уважаемые семьи! Известно, что все подобные Кузе существа
Души не чают в сказках. Хочется, чтобы наш домовёнок попал в такой дом, где любят читать и рассказывать сказки. Давайте попробуем выяснить, какая же семья лучше рассказывает сказки. Приглашаю семьи приготовиться к следующему конкурсу.
Конкурс №3. “Живые картинки”
(Семьи должны изобразить застывшую сцену из сказки. Если зал правильно отгадывает сказку, картинка оживает.)
Ведущая: Пока семьи готовятся, мы отправимся по свету со сказками.
(Песня зала “Сказки гуляют по свету”)
Ведущая: Приглашаю на сцену всех участников.
Ведущая: Ну, как, Кузя, какая семья тебе больше понравилась? Можешь присоединяться к ней. Там тебе рубашечку новую сошьют и ботиночки купят.
Кузя: А зачем мне это? У меня есть. Мне и мой наряд нравится. Хочется чего-нибудь другого …
Ведущая: Так что же ты хочешь?
Кузя: хочется, чтобы гостей полон дом, хлеб-соль на столе …
Ведущая: (перебивает) Конечно, Кузенька, русский человек всегда славился хлебосольством, гостеприимством, и принять гостей по-русски – это значило принять его всем добром. И особое место в этом приеме занимали пословицы. “Хоть не богат, а гостям всегда рад”.
Сценка “Как принимали гостей”
Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!
Гость 1: Не мало ли вас? Не надо ли нас?
Гость 2: Жить вам гладко, есть пить сладко.
Гость 3: Здорово, Ивановна! Куда не ехали, а мимо не проехали.
Хозяйка: Здравствуйте, здравствуйте! Проходите, хвастайте. У Лукерьи не бывали ли?
Гость 4: Эх, кума, ты сначала напои, накорми, а уж потом вестей попроси.
Хозяйка: Садись, садись, кум, хлеба-соли откушать, лебедя порушить. Хоть наш дом и не богат, а гостям-то всегда рад.
Гость 1: Ну, кто гостю рад, тот и собачку его накормит. Что есть в печи – все на стол мечи.
Гость 2: Где каша, там и наше. Где оладьи, там и ладно.
Гость 3: Где кисель, тут и сел.
Хозяйка: Ешьте да пейте, хозяйского хлеба не жалейте.
Гость 4: Спасибо этому дому, пойдем к другому.
Ведущая: Вот так, весело и радушно принимала хозяйка гостей. И пословиц таких у русского народа было так много, что всех их даже и не перечислишь. Следующий конкурс мы назвали “Пословица недаром молвится”. Прошу конкурсантов пройти на сцену. Каждой команде предстоит собрать пословицу из отдельных слов и показать нам её.
Конкурс №4. “Пословица недаром молвится”
(Каждая семья получает конверт с разрезанной на отдельные слова пословицей)
- В семье согласно, так идет дело прекрасно.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Семья без детей, что цветок без запаха,
- Добрая жена дом сбережет, а худая – рукавом растрясёт.
Ведущая: Ждем всех участников на сцене. Слово семье _________________________.
(Чтение собранных пословиц)
Пока жюри подводит итоги, мы проверим ребят на умение, да на знание.
Игра с залом “Доскажи пословицу”
Век живи –
В гостях хорошо –
Кончил дело –
Семь раз примерь –
Не имей сто рублей –
Волков бояться –
Готовь сани летом –
Что написано пером –
Любишь кататься –
За двумя зайцами погонишься -
Близок локоток –
Без труда -
Ведущая: А теперь слово жюри.
Ведущая: Ты что хочешь сказать, Кузенька?
Кузя: хочу, чтобы в моем доме песни веселые пели. Интересно, что сейчас поют дети, мамы, бабушки? Люблю слушать, сам подпеваю.
Ведущая: Думаю, твое желание под силу конкурсантам? Давайте-ка, друзья, споем Кузе веселые частушки.
Конкурс №5 “Музыкальная карусель”
(Домашнее задание: семьи готовились исполнять частушки)
Ведущая: Этот конкурс вам друзья, пропустить никак нельзя. Впрочем, в правилах для всех скрыты шансы на успех. Кто в запеве опоздает, тот и конкурс проиграет.
(Конкурсанты по очереди поют частушки)
Кузя: Ой, как уважили! Так хорошо поют, пляшут. Так мне хорошо, что у самого ноги в пляс просятся.
Ведущая: Это можно, пляши, Кузя, а жюри пока итоги подведёт.
(Танец “Канарейка”)
( Жюри в это время подводит итоги)
Ведущая: Ну что, Кузенька? Мы уже много конкурсов провели: и жилище ты выбирал, и сказки слушал, и песни пел, и плясал. Пора тебе всё-таки с семьёй определяться.
Кузя: Это очень трудно. Всё было так хорошо, все очень добрые, приветливые, уважительные, веселые.
Ведущая: Ты растерялся, Кузьма? Хорошо, жюри поможет тебе выбрать семью. А я приглашаю на сцену всех участников. Слово жюри.
(Жюри объявляет итоги)
Ведущая: Спасибо всем участникам. Получите от нас памятные подарки.
Кузя: А я вот что решил – мне все семьи нравятся, но я в школьной семье жить останусь, а к вам в гости приходить буду. Приглашайте почаще!
Ведущая: Спасибо вам, гости дорогие! До новых встреч!
Литература
Семья для домовенка Кузи: литературно-музыкальный семейный праздник для родителей и детей младшего школьного возраста // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 1. – с. 76-78.