Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 55 представляет собой образовательное учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования и программы дополнительного образования детей. При этом обучающиеся ориентируются на получение в школе:
- качественного общего образования, предполагающего владение развитыми навыками устной и письменной речи, разнообразными математическими умениями, основами наук, социально-экономическими и правовыми компетенциями, которые служили бы фундаментом для их постоянного самообразования в течение всей жизни;
- удовлетворение разнообразных образовательных интересов и запросов, реализуемых в системе дополнительного образования.
Миссией школы является создание условий для выявления и развития индивидуальных способностей ученика, формирование духовной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной к самореализации и самоопределению.
Основным условием успешности развития школы является сочетание высокого педагогического профессионализма учителей и внутренней учебной мотивации школьников. Первое обеспечивается за счет построение гуманистической, технологической, научной системы развития педагогического коллектива. Второе – за счет ориентации во взаимодействии с учениками на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных компетенций, эмоциональной привлекательности процесса обучения.
“Главные задачи современной школы, - как отмечается в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехническом, конкурентном мире”. Принятая педагогическим советом МОУ СОШ № 55 “Программа развития школы на 2011-2014 годы” (31 декабря 2010 г., протокол №6) активно согласуется с национальной образовательной инициативой “Наша новая школа” и нацелена именно на развитие способностей каждого ученика, дальнейшее совершенствование единого образовательного пространства школы, способствующего развитию и поддержке одаренных детей, обеспечению формирования ключевых компетенций, профессиональному самоопределению учащихся.
Для достижения поставленной цели в Программе развития МОУ СОШ № 55 определены следующие ведущие направления деятельности:
1. Внедрение ФГОС начального общего и основного общего образования, формирование нового содержания образования;
2. Развитие системы воспитания в образовательном пространстве школы;
3. Обновление содержания образования и технологий работы с обучающимися на основе компетентностного подхода;
4. Развитие информатизации учебно-воспитательного процесса;
5. Формирование и развитие профессиональной компетентности и самоменеджмента педагогов;
6. Развитие государственно-общественного управления школы (партнерство);
7. Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды.
В Программе развития разработаны мероприятия по выполнению целей и задач, вытекающие из потребностей образовательного учреждения в необходимости:
- совершенствования системы оценивания качества образования с использованием инициативных технологий;
- повышения учебной мотивации учащихся 6-9 классов;
- постоянного расширения и углубления содержания образования, рационального использования ИКТ, более активного использования здоровьесберегающих технологий;
- дальнейшего развития и привлечения общественных и профессиональных организаций к решению вопросов обучения и воспитания;
- активного привлечения и закрепления в школе молодых специалистов;
- преодоления организационно-управленческих, экономических и психологических стереотипов.
Концепция дальнейшего развития образовательного учреждения предполагает обеспечение позитивной динамики развития школы как открытой инновационной образовательно-научной системы, обладающей высокой конкурентностью.
Для успешной реализации новой программы развития школы создан целый ряд условий для успешного внедрения новой программы развития:
1. Укомплектованность педагогическими и руководящими работниками МОУ СОШ № 55 в соответствии со штатным расписанием составляет 100%.Образовательный процесс осуществляют 42 педагога, из них 2 совместителя. В коллективе работают профессионалы своего дела. В их числе есть:
- “Отличники народного образования” - 5,
- “Почетные работники общего и профессионального образования РФ” - 3,
- Педагоги, имеющие грамоты Министерства образования РФ – 5,
- Педагоги, имеющие грамоты Министерства образования Свердловской области – 3.
Педагогов:
- Первой категории - 39 педагогов,
- Второй категории - 3 педагогов.
Образование:
- Высшее педагогическое – 35 педагогов,
- Среднее профессиональное – 7 педагогов.
Коллектив школы стабилен, обновление происходит незначительное, наблюдается постепенное омоложение педагогических кадров.
2. За период с 2005 по 2010 годы прошли курсовую подготовку 100% педагогов. Тематика курсов соответствовала запросам учителей и целям школы.
3. Полный объем курсовой подготовки по применению ИКТ в предмете прошли 100% педагогов. С внедрением ИКТ в школе поменялась ее инфраструктура: библиотека дополнилась медиатекой, совершенствуется электронный документооборот с использованием локальной сети, используется электронная почта, Интернет.
Функционирует кабинет информатики для проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов. 69% педагогов (от общего количества) за прошедший учебный год провели уроки с применением ИКТ. Все компьютеры в школе объединены в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет. Медиатека школы пополняется новыми ресурсами и насчитывает более 1500 CD по основным учебным предметам школьного курса. В школе имеется 29 телевизоров с видеомагнитофонами, расположенных в предметных кабинетах и игровых комнатах. Функционирует школьный сайт, на котором представлены основные нормативные документы, полезная информация для учеников, родителей и учителей. Применяются средства ИКТ для проведения родительских собраний, школьных мероприятий, педагогических советов. Для совершенствования процесса администрирования в школе разработана и действует электронная связь. Она помогает осуществлять педагогический мониторинг результатов обучения учащихся.
4. В проблемных и творческих группах повысили свой профессионализм 60% педагогов. Их деятельность направлена на повышение качества обучения и сохранение здоровья школьников, и их развитие.
Благодаря этому материально-техническая база школы, условия работы педагогов и учащихся кардинально изменились, что позволило выйти на совершенно новый уровень образования и развития учащихся: школа располагает значительными информационными ресурсами: в УВП используется 25 современных компьютеров; 3 интерактивные доски, компьютерный класс.
Исходя из того, что Программа развития МОУ СОШ № 55 на 2011-2014 годы составлена в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Национальной образовательной инициативой “Наша новая школа”, утвержденной Президентом РФ 4 февраля 2010 г. (Приказ 217) и активно согласуется по всем направлениям с национальной образовательной инициативой “Наша новая школа”, коллектив школы принял решение разработать Проект перспективного развития МОУ СОШ № 55 на основе направлений национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” на период 2011-2015 годов как конструктивное дополнение к уже имеющейся Программе развития на период 2011-2014 годы, разработать механизм реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа” в конкретных условиях по всем перечисленным направлениям, а именно:
- обновление содержания образования в соответствии с ФГОС общего образования;
- развитие системы поддержки талантливых детей;
- совершенствование учительского корпуса;
- изменение школьной инфраструктуры;
- сохранение и укрепление здоровья школьников;
- расширение самостоятельности школы.
Цели проекта: с
- оздание и обеспечение оптимальных условий для выявления, развития и стимулирования творческого потенциала обучающихся;
- дальнейшее развитие единого образовательного пространства школы, способствующего обучению, воспитанию, развитию и поддержке одаренных детей, формированию ключевых компетенций и личностных творческих компетенций, профессиональному самоопределению учащихся;
- удовлетворение образовательных потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса.
Задачи:
- совершенствование условий для полноценного развития интеллектуальных и творческих способностей всех учащихся школы;
- учет психолого-педагогических особенностей обучающихся, в том числе и одаренных детей при организации их обучения;
- формирование устойчивого интереса к учебной деятельности, развитие исследовательской и проектной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий;
- обновление содержания образования, технологий обучения в соответствии с ФГОС общего образования;
- совершенствование системы оценивания качества образования с использованием современных ИКТ;
- профессиональное совершенствования педагогических кадров, развитие профессиональной компетентности педагогов и самоменеджмента;
- расширение государственно-общественных форм управления, тесное взаимодействие с семьями учащихся и социумом.
Основное содержание проекта по направлениям деятельности. Приложение 1.
Ожидаемые результаты:
1. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
2. Переход на компетентностный подход в образовании, гарантирующий формирование ключевых компетенций учащихся, необходимых для продолжения образования и успешной социализации выпускников.
3. Переход на новый уровень использования современных информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности школы.
4. Увеличение числа одаренных учащихся, принимающих участие в олимпиадах, научных конференциях, интеллектуальных конкурсах городского, областного уровней; увеличение количества победителей и призеров олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, соревнований различного уровня.
5. Повышение рейтинга школы по результатам участия в областных и городских олимпиадах, интеллектуальных соревнованиях и творческих конкурсах.
6. Социальная адаптация выпускников школы.
7. Совершенствование системы контроля и оценивания достижений способных и одаренных учащихся.
8. Развитие профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих повышения качества образования и воспитания учащихся.
9. Увеличение числа педагогов, владеющих инновационными образовательными технологиями, способствующими осуществлению компетентного подхода в образовании.
10. Создание условий для развития здоровьесберегающей среды школы, позволяющей сохранять и укреплять здоровье учащихся.
11. Развитие государственно-общественных форм управления, позволяющих сделать открытой систему управления образовательным учреждением, и повысить конкурентноспособность школы на рынке образовательных услуг и инновационных моделей.
Контроль за реализацией Проекта
Контроль за реализацией Программы развития и проекта перспективного развития школы на 2011-2015 гг. осуществляется администрацией, Советом школы и методическим советом.
Администрация школы организует выполнение Программы и Проекта, разработку и утверждение планов и подпрограмм, общую координацию работ.
Совет школы оказывает содействие в привлечении социальных партнеров, внебюджетных средств для реализации Программы и Проекта, участвует в экспертизе и оценке результатов.
Методический совет осуществляет экспертизу разработанности направлений Программы и Проекта, оценку результатов, готовит предложения по изменению и уточнению приоритетов в ходе ее реализации.
Конкретные исполнители реализации программных мероприятий определены в Программе и Проекте перспективного развития.
Мониторинг реализации Программы развития и Проекта
Мониторинг реализации программы будет осуществлен последующим параметрам:
1. Высокое качество результатов обучения и воспитания:
- общее количество выпускников 9-11 классов (в сравнении за 3 года);
- количество учеников ОУ, продолживших обучение после окончания школы (в ВУЗах, СУЗах, системе НПО и др.;
- количество выпускников, поступивших в ВУЗы;
- общее количество учащихся ОУ;
- количество учащихся 9-11 классов, участвующих в предметных олимпиадах (в сравнении за три года);
- количество учащихся 9-11 классов, участвующих в научных конференциях школьников (в сравнении за три года).
2. Обеспечение доступности качественного образования:
- общее количество учащихся ОУ;
- наличие в Уставе ОУ различных форм получения образования (да/нет);
- общее количество учащихся III ступени (10-11 классы) в ОУ;
- наличие той или иной формы подготовки к обучению в школе (например, для детей старшего дошкольного возраста).
3. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе:
- участие в экспериментальной работе (учреждение является экспериментальной площадкой – да/нет);
- наличие сертифицированных учебных программ, разработанных педагогами школы (да/нет);
- общее количество педагогов, работающих по инновационным программам в ОУ;
- общее количество педагогов, повысивших квалификацию и имеющих документы государственного образца;
- участие в сетевых Интернет-проектах (да/нет);
- количество учителей-предметников, использующих в профессиональной деятельности компьютерные и Интернет-технологии;
- наличие локальной сети ОУ (развитие в сравнении за 3 года);
- наличие школьной медиатеки, по различным учебным предметам суммарно (развитие в сравнении за 3 года);
- наличие лицензионных программ автоматизации процессов управления и обучения в ОУ (АРМ учителей и администрации).
4. Участие в муниципальных, региональных фестивалях, конкурсах, смотрах и т.п.:
- количество фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований, в которых принимало участие ОУ (в сравнении за последние 3 года);
- количество участников фестивалей, конкурсов, смотров, спортивных соревнований от общего количества учащихся (в сравнении за последние 3 года).
5. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления:
- наличие зафиксированных в Уставе ОУ органов общешкольного самоуправления (да/нет);
- количество внебюджетных средств в общем бюджете ОУ, привлеченных при участии органов самоуправления;
- бюджет ОУ;
- наличие органов самоуправления (да/нет).
6. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся:
- доля заболеваемости обучающихся (развитие в сравнении за 3 года по группам здоровья).
7 . Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в учреждении:
- наличие охранно-пожарной сигнализации (да/нет);
- наличие антитеррористических мер (да/нет);
- соблюдение питьевого режима (да/нет);
- количество обучающихся, получивших травмы во время УВП.
8. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования:
- количество направлений, по которым школа обеспечивает дополнительное образование;
- наличие материально-технических условий для организации внеурочной деятельности;
- отсутствие вакансий педагогических кадров для реализации программ дополнительного образования (да/нет);
- наличие программ и УМК по всем направлениям дополнительного образования, реализуемых ОУ (да/нет);
- количество учащихся, охваченных различными формами дополнительного образования в ОУ;
- источники финансирования дополнительного образования ОУ (да/нет).
Эффективность реализации Комплексной программы развития и Проекта развития будет определяться по следующим критериям:
- рост личных достижений всех субъектов образовательного процесса,
- высокая степень удовлетворенности всех участников образовательного процесса уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг,
- уровень комфортности образовательной среды для всех участников образовательного процесса,
- уровень государственно-общественного управления,
- состояние здоровья всех участников образовательного процесса.
При этом планируется проведение диагностики результатов деятельности образовательного учреждения. Приложение 2
Прогнозируемые риски, возможные способы предупреждения и компенсации их негативных последствий при реализации Программы и Проекта развития. Приложение 3
Финансовый план требуемых расходов на реализацию Программы развития и Проекта перспективного развития на 2011-2015 гг. Приложение 4