В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Еще одна функция игры состоит в превращении нечто, невообразимого в реальной жизни, в поддающуюся контролю ситуацию. Следующая функция, отмечаемая рядом авторов, это средство коммуникации. Отыграть свой опыт и чувства – естественная для детей ситуация. Во многих источниках выделяют еще одну функцию игры – формирование отношений. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет.
Учитель должен привлекать ребят к подготовке игры, тогда они органично войдут в игру, будут активными ее участниками. Учитель занимает в игре различные позиции: быть центром игры - руководителем, выполнять функцию игрока, вообще не участвовать.
В ходе игры предусматриваются различные роли и виды деятельности, что поможет каждому ученику выбрать для себя посильную деятельность. Различные подходы к организации и проведению деловых игр позволяют актуализировать способы взаимодействия, как:
- ситуация в группе с распределением функций;
- ситуации сотрудничества учителя с распределением функций;
- ситуация творчества в группе без распределения функций;
- ситуация конфликтного взаимодействия в группе.
Использование деловых игр в учебно-воспитательном процессе позволят сформировать у ребят:
- готовность действовать с учетом позиций другого;
- добывать необходимую информацию;
- готовность брать на себя инициативу при решении проблем;
- способность переводить конфликтную ситуацию в диалог, находить пути решения, выработать общую точку зрения;
- стремление понять и прислушаться к точке зрения других;
- умение различать эмоциональное состояние у ребят и использовать это в ходе общения;
- выявлять профессиональные умения в общении, профессиональные интересы, позиции, психологические качества и корректировать их.
Хочу предложить примеры различных игр на уроках географии, а в особенности изучения своего родного края. При изучении регионального компонента игра помогает многое вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на моих уроках является комплексным носителем информации.
На уроках, где проводится игра 100% активизация деятельности учеников. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острый дефицит времени - все эти игровые элементы - активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.
Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску.
Имитационная игра "Маркетинг"
(экономическая география Волгоградской области)
Маркетинг-рынок (переводе с анг. языка); изучение рынка, воздействие на спрос с целью расширения сбыта.
Эпиграф.
"Производить то, что продается, а не продавать то, что производится".
Цель: углубить ряд понятий "специализация", "экспорт" и др.; проиллюстрировать экономические отношения; прививать навыки работы с различными источниками информации; развивать творческие способности у ребят; профессиональное становление личности ученика.
Подготовительный период.
Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек (экспертная комиссия, представители города). Выбирается для обсуждения крупный город области, например, Волжский (или район города).
Для игры подбираются различные наглядные пособия (карта, картины, фотографии, упаковки из-под продукции, сами образцы продукции, гербарии, плакаты, рекламные листы, буклеты и т.д.).
Все это поможет ребятам наглядно представить город Волжский.
Каждая группа должна иметь свое рабочее место. Места для экспертной комиссии, стол неторговых соглашений.
На столе должен быть: ватман, набор цветной бумаги, ножницы, клей, фломастеры, карты, справочник, проспекты.
Ход игры
"Мы приветствуем Вас в нашем Доме торговли. Сегодня здесь собрались специалисты по маркетингу". Игра проводится в 4 раунда. Имитационная игра "Маркетинг" (экономическая география Волгоградской области).
Маркетинг-рынок (переводе с анг. языка); изучение рынка, воздействие на спрос с целью расширения сбыта.
Эпиграф
"Производить то, что продается, а не продавать то, что производится".
Цель: углубить ряд понятий "специализация", "экспорт" и др.; проиллюстрировать экономические отношения; прививать навыки работы с различными источниками информации; развивать творческие способности у ребят; профессиональное становление личности ученика.
Подготовительный период.
Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек (экспертная комиссия, представители города). Выбирается для обсуждения крупный город области, например, Волжский (или район города).
Для игры подбираются различные наглядные пособия ( карта, картины, фотографии, упаковки из-под продукции, сами образцы продукции, гербарии, плакаты, рекламные листы, буклеты и т.д.).
Все это поможет ребятам наглядно представить город Волжский.
Каждая группа должна иметь свое рабочее место. Места для экспертной комиссии, стол неторговых соглашений.
На столе должен быть: ватман, набор цветной бумаги, ножницы, клей, фломастеры, карты, справочник, проспекты.
Ход игры.
"Мы приветствуем Вас в нашем Доме торговли. Сегодня здесь собрались специалисты по маркетингу".
Игра проводится в 4 раунда.
1. Раунд. Подготовительный. За 20 минут из подручных средств участники игры оформляют рекламу своего города и укрепляют ее в отведенном месте.
Идет коллективная, творческая работа.
2. Раунд. Краткая информация о городе и реклама ее продукции. Ребята получают игровую валюту (городишки или денежка) всем равное количество 15-20 штук.
3. Раунд. Изучение рынка сбыта и спроса на продукцию города.
Представители каждой команды сообщают, что и у кого они будут покупать. За продовольствие платят - 1 единицу "валюты", за сырье - 2, за готовую продукцию - 3.
По ходу "торга" эксперты быстро принимают "валюту" и раскладывают по специальным коробочкам.
Активность "торга" зависит от ведущего.
Экспертная комиссия посчитав "валюту", сообщает, какая команда представила продукцию пользующуюся наибольшим спросом.
4. Раунд. Брифинг.
Представители групп сообщают, какие неторговые соглашения успели заключить (торговля, туризм, научно0технический обмен, строительство и др.).
Заключительное слово - эксперту. Он оценивает работу каждой группы в сравнительной форме. Подводят итог. Награждают лучших.
Проигравших в игре нет
Деловая игра "Любопытный дилижанс"
Данная игра предназначена для использования на уроках (или внеклассной работе) по географии при изучении темы "Экономика Волгоградской области" в 9 классе.
Цель: научить оперативно и адекватно оценивать социально-экономические условия; сравнивать их по выбранным позициям; принимать творческое решение; работать индивидуально и в группе; умело отстаивать свою точку зрения.
Для проведения игры, ребята разбиваются на группы по 5-6 человек. Каждая группа составляет "экипаж" дилижанса. Анализ и принятие решений проводятся совместно всей командой.
Необходимо каждому "экипажу" выбрать место жительства и открыть свое прибыльное дело.
Каждый "экипаж" отправляется на вою станцию.
- Прибытие дилижанса на 1 станцию (Палассовский район), обсуждение особенностей региона, выработка резюме по его социально-экономическому развитию и пригодности открытия своего дела, определенного с выявленными особенностями.
- Прибытие дилижанса на 2 станцию (город Котово), обсуждение, принятие решений.
- Прибытие на станцию 3 (город Михайловка), обсуждение, принятие решений
- Прибытие на станцию 4 (Котельниковский район), обсуждение, принятие решений.
- Прибытие на станцию 5 (город Урюпинск), обсуждение, принятие решений)
Выработка конкретного место жительства для основного персонажа с разработкой плана- проекта им своего дела в выбранном регионе.
Основные роли и их функции.
- "Кучер" . В его функции входит: сообщение о станции прибытия, особенности географического положения, отрасли хозяйства, природно-ресурсная база, крупные предприятия.Получает "маршрутный лист" и оглашает станцию прибытия.
- "Пассажир- маркетолог" . Дополняет информацию "кучера" о положении станции; обсуждает составление плана-проекта с учетом маркетинговых исследований, т.е. рынок сбыта (определяет чем может торговать район с учетом его сырьевой базы). Ведет редактирование, составляет резюме.
- "Пассажир эксперт- транспортник" . Дополняет информацию, вводит поправки, знакомит "экипаж" с транспортными условиями района; принимает участие в составлении плана-проекта. Несет ответственность за материально - оформительское обеспечение игры.
- "Пассажир – эксперт по кадрам" . Дополняет информацией, вводит поправки, рассказывает о демографической ситуации района, квалификации кадров. Участвует в составлении плана-проекта. Несет ответственность за подготовку кадров.
- Господин Б . Основной персонаж игры. В его функции входит : экспертная оценка суждений, предложение участников по открытию дела с учетом соответствующих возможностей.
Команда победитель определяется из следующих критериев: оценки итогового резюме, которое известно ребятам заранее.
- Соответствие резюме целям игры, его полнота и необходимость наличие плана-проекта.
- Полнота материалов собранных в ходе игры, наличие четкого места в данном районе на предполагаемое место жительства и предлагаемой ему деятельности.
- Полнота материалов (карта -схемы, графики, диаграммы, таблицы).
- Сообщение о деятельности, аккуратность, оригинальность, четкость выполнения.
После выступлений каждого "экипажа" жюри подводят итоги. Награждают лучший дилижанс.
Пример описания одного из возможных территорий для размещения предприятий по производству мебели в городе Михайловка.
На территории района есть значительный потенциал трудовых ресурсов, близость потребителей мебельного производства. На территории Михайловки имеются социальные и экологические проблемы. Складывается ситуация когда люди не могут достойную работу, достаточно специфическая ситуация, вследствии мозаичности национального состава населения (узбеки, татары, армяне, таджики и др.). Все это приводит к склонности нетрудовыми и криминальными доходами Все это затрудняет потребительскую ценность, ее сбыт.Для самого производства мебели есть все, что необходимо. Подготовка кадров – это обучении в самой Михайловке (на базе ПТУ-5), областном центре. Существует достаточно производственных площадей. Возможность трудоустроиться еще 1,5-2 тысячам людей.
Михайловка – это город областного подчинения. Расположен в северо-западной части области. Территория города 5,9 тыс. га. В городе проживает 63,7 тыс. человек.
В городе насчитывается более 20 производственных объединений. Есть предприятия перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию; производству цемента и шифера; завод пусковых двигателей. Город насчитывает 70 строительно-монтажных организаций, 6 больничных учреждений, 18 школ, 7 библиотек.
В южной части города расположено самое живописное место – пойма р. Медведица, где расположены лесные угодья.
Проанализировав ситуацию сложившуюся на рынке города Михайловка, можно предположить размещение мебельных цехов. Михайловка занимает удобное транспортное и географическое положение, находится на пересечении главных государственных магистралей: автомобильной Волгоград-Москва и Железнодорожной Волгоград-Москва. По этим трассам можно беспрепятственно доставлять необходимое сырье из Волгограда (лесобаза, деревообрабатывающий комбинат); водные ресурсы - река Медведица и подземные воды; электроэнергия - Михайловская ТЭЦ, производящая 18 тыс. кВт час или использование своих собственных "ветряков" (по изучении местных условий, "розы "ветров, есть необходимость в увеличении электроэнергии в районе). Проделав определенный анализ считаем, что в городе Михайловка можно производить различную мебель, а не ввозить ее в область из других регионов (Ростов-на-Дону, Саранска, Нальчика, Волгодонска, Саратова, Моздока, Москвы, Казани, и Питера). Мебельное производство в Михайловке поможет за счет налогов улучшить инфраструктуру города, усилить культурный досуг людей, увеличить отчисление средств на дорожное строительство, наладить спортивную работу и изменить жизнь горожан к лучшему.