Задача урока: познакомить учащихся со степной зоной России.
Оборудование:
1) плакат “Степь”;
2) фигурки животных, изображение растений;
3) карточки;
4) тест.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Повторение пройденного, сообщение темы урока.
- Отгадайте кроссворд.
1. Крупное рогатое животное лесной полосы. (Лось)
2. О человеке, сравнивая с этой птицей, могут сказать глухой, как… (Тетерев)
3. Родственница белки, умеющая планировать между деревьями. (Летяга)
4. Мышь, живущая в наших лесах. (Полевка)
5. Хищный зверь, семейства кошачьих, имеющий кисточки на ушах. (Рысь)
Прочитайте, что получилось в выделенных клетках.
Сегодня мы отправимся знакомиться со следующей природной зоной, которая называется степь. Вот на таблице степь весной, летом. На что вы обратили внимание. Работа по таблице.
Степь – это безлесные большие пространства, покрытые травянистыми растениями, в основном злаковыми, в особенности ковылем очень красива степь весной, яркие краски. (Слайд №1, 2)
Тусклые бледные выгоревшие на солнце летом.
Посмотрите на карту природных зон и скажите где находиться зона степей?
В каком поясе она находится (в умеренном поясе).
Каким цветом изображена (в степной зоне много зелени).
Она тянется сплошной полосой с запада до реки Томь. Находится южнее зоны лесов. Между ними лесостепь. Как вы представляете зону лесостепи?
- Послушайте стихотворение Никитина “В степи”.
- О каком степном растении рассказал поэт?
- С чем сравнил ковыль? (С речкой, подул ветер и ковыль похож на речку)
- Как вы поняли слово гудовень? (Много насекомых)
- Какой колокольчик звенит над степью? (Жаворонок)
Лето в степях более длинное, чем в лесной зоне. Температура летом +22, +24°С, может подняться до +40°С. Лето сухое, солнечное. Дожди бывает редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины потоками и быстро испаряется, поэтому там не растут деревья.
Летом часто дуют сухие горячие ветра-суховеи, приходящие из пустыни.
Послушайте, как про него говорят:
Мрак на землю опустился,
И среди сухих степей
В час недобрый народился
Сын пустыни - Суховей.
Он дохнет – и рвутся тучи,
Сохнут реки на бегу,
И стихия гром могучий,
Покоряется ему.
Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне, но недостаточно холодная, с морозами -20, -30°С. Снежный покров маленький.
Как я уже говорила, из-за недостатка влаги деревья здесь не растут, но трав здесь много.
Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег тает и в почве скапливается много влаги. В это время быстро растут луковичные растения.
- Сообщение ирисы, тюльпаны. (Cлайд №3, 4)
Начинаем создавать схему в степи.
- В мае, когда становится жарко, луковичных растений уже не увидишь, а на смену приходят злаковые растения.
Работа с гербарием.
Как вы думаете, как растения приспособились к засухам в степи. Почти все растения степей ксерофиты. (Ксерокс – сухой, фитон – растение)
- Рассмотрите растения степей, что характерно для них? (Узкие листья, колючие, серая зеленая окраска, бледная тусклая.
Так растения приспособились к засухе.
Сообщение: Ковыль, перекати поле. (Слайд №5, 6)
К концу лета степь совсем выгорает и можно встретить перекати-поле.
В степи много рек Волга, Дон, Урал, Томь и многих мелких. Вдоль берегов рек встречаются деревья и заросли кустарников. Около водоемов наблюдается наибольшая плотность животных. (Слайд №7)
Вывод: Для степей характерен низкий травянистый покров, в котором преобладают злаки. Все растения имеют приспособление к засухе. Основной признак безлесье. (Слайд № 8)
- А сейчас познакомимся с животными зоны степей. (Слайд № 9-11)
Сообщения: Заяц-русак, пищуха, сурок, суслик, тушканчик, слепыши, волк, лиса, дрофа, стрепет, журавль-красавка, орел, прыткая ящерица, степная гадюка, пауки, насекомые.
Дети делают сообщения и прикрепляют картинку к доске.
Немало беспокойства в степи человеку и животным доставляют комары, слепни, оводы, мухи. В степи множество бабочек. Голубянки, белянки, зорьки, махаон, аполлон, медведица красноточечная и др. (Слайд №12)
Мы заполнили схему.
Вывод: Животные степей - обитатели открытых пространств. Они хорошо обеспечены кормами, но вынуждены приспосабливаться к недостатку естественных укрытий и недостатку влаги. (Слайд №13)
А сейчас проверим, как вы поняли тему урока.
Работа в группах по карточкам. Составить цепи питания.
Чтение текста на странице 119 учебника.
Ответы на вопросы:
- Почему многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение? Почему они оказались в опасности? (Потому что почти не осталось степей)
- А почему распахивают степи. (Почвы плодородны, много тепла)
А где не распахано, там пасут скот, и страдают дикие животные от больших стад, вытаптывается почва, разрушается. Ведется отстрел животных.
Экологические связи в зоне степей
Весной в начале лета в степи достаточно много растительных кормов, поэтому растительноядных животных здесь много.
Заяц, сурки, полевки. Они поедают наземные части растений. Подземные части – корни, луковицы, корневища служат пищей слепушам. Многие растения различаются семенами. Ими питаются грызуны, птицы, муравьи.
Давайте прочитаем на странице 118. Как взаимосвязаны растения, насекомые, птицы и животные степной зоны.
Составим цепи питания, соединяя стрелочками. Страница 119 работа по иллюстрации. Прочитай сам и найди: Почему многие растения и животные степи оказались в опасности.
Работа по тетради со знаками. Какие правила мы должны усвоить?
Итог: Степи распространены в районах недостаточного и неустойчивого увлажнения, они представлены сообществом растений, хорошо переносящих, недостаток влаги в почве.
Животные степей – обитатели открытых пространств. Они хорошо обеспечены кормами, но вынуждены приспосабливаться к недостойному естественных укрытий и недостатку влаги.
Д/з: с. 114-121, т.с.
Приложение находится у автора