Использование информационных технологий на занятиях кружка по математике

Разделы: Математика


План занятия

Цель: выявление в результате практической работы первоначальных представлений о четырехугольниках и формулировка их свойств.

Задачи.

  1. Уметь различать виды четырехугольников и выявлять их свойства через организацию поисковой деятельности.
  2. Формировать умения делать выводы по результатам своей деятельности.
  3. Формировать умения работать в группе.
  4. Воспитывать собранность и организованность, прививать интерес к предмету.

Класс разделен на три группы.

Ход занятия

1. Оргмомент.

Тема: “Четырехугольники”. (Cлайд 2. Презентация)

(Cлайд 3)

Зачитывается эпиграф:

Три пути ведут к знанию:
Путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий
и путь опыта – это путь самый горький…
Конфуций

В. Ребята! Как вы думаете, почему я сегодняшнее занятие начинаю такими словами? А какой путь получения знаний самый полезный? Почему? (Размышления ребят). И сегодня мы будем получать знания не самым легким путём.

2. Практическая работа

Учащимся предлагаются различные виды четырехугольников (Приложение. Слайд 4), которые необходимо разбить на 3 группы по определенным признакам, которые они должны увидеть и объяснить: почему данные четырехугольники отнесены к данной группе? По каким признакам вы их разбили на группы?

Если учащиеся затрудняются, то задать вопрос.

В1. Относительно каких элементов можно вести поиск?

В2. Посмотрите, такие же группы четырехугольников у вас получились? (Слайд 5) Делается вывод.

Учителем дается название каждой группы четырехугольников. (Слайд – схема 6)

А теперь попытаемся дать определения и сформулировать их свойства.

Трапеции (практическая работа – учащиеся берут в руки трапеции с помощью наблюдения, каких либо измерений пытаются дать определение трапеции) (Слайд 7 - определение трапеции).

Рассматриваются различные виды трапеций. (Слайд 8)

А теперь другая группа четырехугольников. Они называются - параллелограммами. Определение формулирует учитель (слайд 9).

Свойства параллелограмма учащиеся пытаются формулировать после практической работы (измеряют стороны, углы, чертят диагонали и измеряют их). Делают соответствующие выводы. Учитель обобщает ответы учащихся (слайд 10).

В3. Разбейте данные параллелограммы на две группы (слайд 11).

В4. По каким признакам вы их определили в данные группы. Такие же группы у вас получились? (Слайд 12)

Учителем или самими ребятами дается название группы параллелограммов - прямоугольники. Формулируется определение (слайд 13).

Прямоугольники. Такая же работа проделывается с прямоугольниками (измеряют стороны, углы, чертят и измеряют диагонали) Делаются соответствующие выводы. Формулируют свойства прямоугольника (слайды 14).

Ребята посмотрите на вторую группу параллелограммов (переход по гиперссылке на 12 слайд).

В5. Какой из параллелограммов вам хотелось бы выделить? Почему?

Такой параллелограмм называется ромбом. Попытайтесь сформулировать определение ромба (слайд 14).

Свойства ромба (практическая работа – измеряют, сравнивают, делают соответствующие выводы). Формулируют свойства (слайд 15).

А теперь ребята посмотрите на эти два четырехугольника (слайд 16).

В6. Что у них общего? А чем отличаются? Из каких фигур мы его выбрали? Попытайтесь дать определение квадрата. Формулируются свойства квадрата. (Слайд 17)

Делаются выводы учителем.

Все выводы учащиеся делают в результате поисковой или практической работы – измеряют, сравнивают, сопоставляют. Если у них не получается, то учитель задает наводящие вопросы.

3. Закрепление. Сказка – вопрос.

Собрались все четырехугольники на лесной полянке и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: “Давайте отправимся все в царство четырёхугольников. Кто первым придет, тот и будет королём”. Все согласились. Рано утром отправились все в далекое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала: “Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам”. Часть четырехугольников осталась на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королём (слайд 18).

Такой же текст раздаётся учащимся.

Кто не сумел проплыть реку? Почему?

Кто остался у подножия горы? Почему?

Кто остался у моста? Почему?

Кто стал королем? Почему?

(Слайд 19)

4. Итог занятия.

С какими видами четырехугольников вы познакомились?

Какие четырехугольники вы уже знали? Могли ли вы раньше сказать, почему данный четырехугольник назывался именно так. Что нового вы узнали? Интересно ли вам было на занятии?

Подводится итог учителем.

Приложение 1