Урок литературного чтения в 3-м классе (Школа России). Тема: "Страна фантазия". Е.С. Велтистов. "Приключения Электроника"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить работу по совершенствованию речевой деятельности учащихся (говорение, чтение, слушание).
  • Ознакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова.
  • Проанализировать отрывок из повести " Приключения Электроника"; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев.
  • Обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, память, мышление.
  • Прививать интерес к литературе.

Ход урока

1) Организационная часть. Сообщение темы и задач урока (говорить, читать, слушать).

Сегодня мы будем разговаривать о книгах. (Выставка книг)

Книга - источник знаний (пословица - Кто много читает, тот много знает.)

- Какие бывают книги?

- Какие жанры литературы вы знаете?

- Что вы любите читать?

- О каком жанре говорится в стихотворении Б. Заходера?

2) Речевая разминка (приложение 1)

3) Вступительная беседа.

- О чём стихотворение Б. Заходера?

- Кто может попасть в эту страну?

- Найдите в стихотворении слова - синонимы. ( Вообразилия, Фантазия)

Рассказ учителя о фантастике.

Древние греки бога сна называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово "фантазия" ( от греч "воображение"). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого корня образована "фантастика" (от греч "Искусство воображать") - термин для обозначения литературных произведений, изображающих невероятное, как действительное и действительное, как невероятное.

4) Проверка домашнего задания.

- Вы уже знакомы с некоторыми фантастическими произведениями. Сказка - фантастика? (примеры детей: ковёр - самолёт, шапка - невидимка, сапоги - скороходы, и т. д.)

- Какому герою, из какого произведения принадлежат эти слова?

"Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?" (Карлсон)

"Простите, сударыня, где я? В Австралии или в Новой Зеландии?" (Алиса. "Алиса в Зазеркалье")

"Пожалуйста, нарисуй мне барашка". ( Маленький принц)

Рассказы детей. Выставка рисунков. (Работа по развитию речи учащихся - пересказ о путешествиях Маленького принца на разные планеты.)

5) Изучение нового материала.

а) Рассказ учителя.

К существительному "фантастика" часто добавляют эпитет "научная". Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удаётся прочертить чётко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нередко можно встретить утверждение, что научная фантастика существует ради прогнозирования научно - технических идей. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Ещё до нашего столетия были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают лишь специалисты.

Дело в том, что фантастика - это, прежде всего художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.

Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны "обыкновенной" литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далёкое будущее.

б) Ознакомление с жизнью и творчеством Е. С. Велтистова

Чтение учащимися самостоятельно о писателе (приложение 2)

в) Работа перед чтением.

О ком будет рассказ?

Найдите в прочитанном тексте.

Словарная работа.

  • Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
  • Кибернетик - специалист по кибернетике.
  • Контрабас - самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.

г) Чтение подготовленными учащимися.

Вопрос после чтения

- Понравился ли вам отрывок? Чем?

д) Вторичное чтение - выборочное.

- Кто такой Громов? - найдите отрывок, прочтите.

- Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора.

- Что необычного было в комнате?

- Прочтите описание города. Сравните с обычным городом, в котором мы живём. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?

Подберите синоним к словам: раздался, похорошел (расцвёл).

Итог.

  • Какие формы работы мы использовали на уроке? (читали, говорили, слушали)
  • Какие прочитанные произведения понадобились тебе на уроке?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что тебе больше всего понравилось на уроке?
  • Кто заинтересовался произведениями научно-фантастического жанра?

Домашнее задание - дочитать рассказ, ответить на вопросы.