Цели:
- Продолжить работу по совершенствованию речевой деятельности учащихся (говорение, чтение, слушание).
- Ознакомить с понятием научно-фантастической литературы, с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова.
- Проанализировать отрывок из повести " Приключения Электроника"; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев.
- Обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, память, мышление.
- Прививать интерес к литературе.
Ход урока
1) Организационная часть. Сообщение темы и задач урока (говорить, читать, слушать).
Сегодня мы будем разговаривать о книгах. (Выставка книг)
Книга - источник знаний (пословица - Кто много читает, тот много знает.)
- Какие бывают книги?
- Какие жанры литературы вы знаете?
- Что вы любите читать?
- О каком жанре говорится в стихотворении Б. Заходера?
2) Речевая разминка (приложение 1)
3) Вступительная беседа.
- О чём стихотворение Б. Заходера?
- Кто может попасть в эту страну?
- Найдите в стихотворении слова - синонимы. ( Вообразилия, Фантазия)
Рассказ учителя о фантастике.
Древние греки бога сна называли Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово "фантазия" ( от греч "воображение"). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого корня образована "фантастика" (от греч "Искусство воображать") - термин для обозначения литературных произведений, изображающих невероятное, как действительное и действительное, как невероятное.
4) Проверка домашнего задания.
- Вы уже знакомы с некоторыми фантастическими произведениями. Сказка - фантастика? (примеры детей: ковёр - самолёт, шапка - невидимка, сапоги - скороходы, и т. д.)
- Какому герою, из какого произведения принадлежат эти слова?
"Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?" (Карлсон)
"Простите, сударыня, где я? В Австралии или в Новой Зеландии?" (Алиса. "Алиса в Зазеркалье")
"Пожалуйста, нарисуй мне барашка". ( Маленький принц)
Рассказы детей. Выставка рисунков. (Работа по развитию речи учащихся - пересказ о путешествиях Маленького принца на разные планеты.)
5) Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя.
К существительному "фантастика" часто добавляют эпитет "научная". Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удаётся прочертить чётко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нередко можно встретить утверждение, что научная фантастика существует ради прогнозирования научно - технических идей. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Ещё до нашего столетия были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают лишь специалисты.
Дело в том, что фантастика - это, прежде всего художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.
Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны "обыкновенной" литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далёкое будущее.
б) Ознакомление с жизнью и творчеством Е. С. Велтистова
Чтение учащимися самостоятельно о писателе (приложение 2)
в) Работа перед чтением.
О ком будет рассказ?
Найдите в прочитанном тексте.
Словарная работа.
- Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе.
- Кибернетик - специалист по кибернетике.
- Контрабас - самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра.
г) Чтение подготовленными учащимися.
Вопрос после чтения
- Понравился ли вам отрывок? Чем?
д) Вторичное чтение - выборочное.
- Кто такой Громов? - найдите отрывок, прочтите.
- Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора.
- Что необычного было в комнате?
- Прочтите описание города. Сравните с обычным городом, в котором мы живём. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?
Подберите синоним к словам: раздался, похорошел (расцвёл).
Итог.
- Какие формы работы мы использовали на уроке? (читали, говорили, слушали)
- Какие прочитанные произведения понадобились тебе на уроке?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что тебе больше всего понравилось на уроке?
- Кто заинтересовался произведениями научно-фантастического жанра?
Домашнее задание - дочитать рассказ, ответить на вопросы.