Семинар "Сексуальные посягательства в отношении детей и подростков"

Разделы: Школьная психологическая служба


Проблема сексуального насилия становится особенно актуальной в случаях, когда насилие происходит над самыми незащищенными представителями общества – детьми.

«Согласно отчёту по насилию и здоровью Всемирной Организации Здравоохранения (2002) примерно 20% женщин и 5-10% мужчин подвергались сексуальному насилию в детстве. Исследования, проведённые в разных странах мира, подтверждают эти цифры, а некоторые из них имеют более высокие показатели. Помимо этого, ООН сообщает, что миллионы детей ежегодно эксплуатируются в сексуальной индустрии». [3]

«В последние годы в России участились случаи сексуального насилия над детьми, использование их в эротических и порнографических видео-, фото– и киносъемках. По оценкам Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, органы внутренних дел в России ежегодно регистрируют 7–8 тысяч случаев сексуального насилия над детьми, по которым возбуждаются уголовные дела». [5]. Но в реальности эти показатели значительно выше.

Дети и подростки – это наибольшая группа риска по совершению сексуальных преступлений, что еще раз доказывает необходимость начинать профилактическую работу со школьного, а возможно, и более раннего возраста. Для осуществления полноценной профилактики необходима согласованная деятельность педагогов, психологов, родителей, социальных работников, медиков, и правоохранительных органов.

К сожалению, проблема сексуального насилия в отношении детей практически замалчивается у нас и на государственном уровне, и в средствах массовой информации, и при разработке различных социальных программ. О ней особо не говорят или не знают ни специалисты, работающие непосредственно с детьми и подростками, ни родители. Кроме того, недостаточно четко налажены связи между различными ведомствами и учреждениями, специалисты которых работают над проблемой сексуального насилия в отношении детей. Это отрицательно сказывается на эффективности профилактической работы, принимаемых мер, поскольку только совместными усилиями можно полноценно проводить работу по профилактике насилия.

Для достижения эффективных результатов профилактической работы по данной теме одна из важнейших задач – повышение компетентности специалистов, работающих с детьми. Они не всегда готовы на практике решать сложнейшие задачи, ориентированные на работу с жертвами сексуального насилия и их семьями.

Предлагаю вашему вниманию семинар «Сексуальные посягательства в отношении детей и подростков» для психологов образовательных учреждений.

Целями данного семинара являются:

  • Осознание актуальности темы сексуального насилия над детьми и подростками.
  • Ознакомление с методами выявления и психологической реабилитации детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию.
  • Разработка мер по профилактике сексуального насилия над детьми и подростками.

Программа семинара включает в себя:

1. Введение в тему семинара

  • Актуальность проблемы сексуального насилия, ситуация в России.
  • Определение сексуального насилия над детьми и подростками, формы, способы принуждения. (См. Приложение 1)

2. Мифы и реальность (работа по группам). (См. Приложение 2).

3. Признаки сексуального насилия над детьми и подростками. (См. Приложение 3).

4. Просмотр видеофильма о сексуальном насилии над детьми. Осознание собственных чувств к проблеме СНД.

Перерыв

5. Последствия сексуального насилия.

6. Психологическая реабилитация детей и подростков– жертв сексуального насилия.

7. Практическая работа (работа с пластилином).

8. Профилактическая работа с детьми, родителями и педагогами. (работа по группам).

9. Подведение итогов семинара.

Семинар проводится в интерактивной форме, с помощью тренинговых упражнений и элементов арт-терапии участники, прежде всего, оценивают собственное отношение к проблеме сексуального насилия и отрабатывают свои чувства в отношении этой тяжелой для восприятия темы. «Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь. Следовательно, необходимо оценить, имеют ли место какие-либо аспекты феномена переноса». [4]

Также необходимо знать какие чувства могут возникнуть у вас при работе с детьми, подвергшимися сексуальному насилию. На семинаре мы смотрим и обсуждаем музыкальный видеоролик о сексуальном насилии над детьми, вызывающий сильные эмоции. Сами случаи сексуального насилия над детьми всегда вызывают тревогу, воспринимаются как катастрофа, как что-то необратимое. Это могут быть очень жестокие истории, в которые трудно поверить. Шок, отрицание, неверие, гнев, жалость и отвращение, чувство бессилия и растерянность – все это нормальные реакции на случившееся. Важно не переносить свои эмоции на ребенка, дети хорошо читают язык мимики. Если ребенок, обратившись к вам, встретит подобные чувства, то это может нанести ему более глубокую рану, чем само насилие. Но консультант все же может потерять возможность управлять своими чувствами, эмоционально сгореть, у него может появиться определенная симптоматика, и он обязательно должен вовремя среагировать и пройти супервизию. Очень важно нам, как специалистам, уметь справляться со своими негативными чувствами, т.к. они могут оказать дополнительное травмирующее действие на ребенка.

В ходе групповой работы на семинаре специалисты знакомятся с ложными представлениями – мифами о сексуальном насилии в отношении детей. Среди них мнения о том, что сексуальные покушения на детей редки и совершаются главным образом в бедной, необразованной среде, неполных семьях и посторонними людьми; что рассказывая о сексуальных покушениях, дети лгут, выдают воображаемое за действительное; что девочки-подростки сами виноваты в том, что случилось и т.д.

Зачем нужно знать эти мифы? Мы как психологи не сможем оказать качественную помощь, если будем верить в них, мы можем саморазрушиться. Это насилие над собой и в итоге эмоциональное выгорание, снижение квалификации. А консультант должен быть целостным! Если мифы вызывают у психолога трудности в принятии, то, наверное, лучше сказать себе: «Стоп, дальше в этой теме мне работать не надо». Трудно оказывать помощь в том, с чем сам согласиться не можешь. Если есть сомнения, работать нельзя, т.к. можно нанести вред себе и пережившим насилие.

Другой важной темой для проверки личных взглядов психолога является решение вопроса об ответственности за насилие. В обществе широко распространены взгляды о том, что жертвы насилия в какой-то степени являются причиной совершенного над ними насилия. Как отмечают многие юристы, во многих исследованиях сведения и выводы о потерпевших носят изобличающий, обвинительный характер. Но виноват всегда насильник, взрослый. Ребенок не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого и не может в полной мере предвидеть негативные для себя последствия.

«Кроме того, у специалистов могут возникнуть особые трудности, касающиеся того, как разговаривать с ребенком о том, что произошло, чтобы не навредить ему. В силу того, что у взрослых существуют опасения нанести новую травму ребенку в процессе разговора о случившемся, они подчас вообще избегают таких разговоров. В результате многие дети остаются один на один со своими переживаниями, создавая различные домыслы и мифы, хотя именно дети, пережившие сексуальное насилие, особенно нуждаются в получении своевременной психологической помощи». [1]. Именно поэтому на семинаре большое внимание уделяется принципам и методам психологической реабилитации жертв сексуального насилия.

Сексуальное насилие значительно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, а его последствия могут оказывать длительное воздействие на все сферы жизнедеятельности. В результате вопрос психологической реабилитации ребенка, пострадавшего от насилия, приобретает степень необычайной важности.

Цель психологической помощи детям, которые подверглись сексуальному насилию:

1) Отреагирование травматических чувств, освобождение от симптомов ПТСР (посттравматического стрессового расстройства).

2) Восстановление собственных границ, «Я»-концепции

3) Формирование новых, более адекватных моделей поведения

При психологической работе с ребенком можно выделить несколько блоков:

1. Установление доверительного контакта с ребенком, прояснение истории насилия.

2. Работа с травматическими переживаниями.

3. Работа по формированию новых стратегий поведения – по отношению к себе, к окружающим, к будущему.

Надо заметить, что каждый случай индивидуален и после установления контакта с ребенком можно сразу переходить к отработке чувств, без прояснения истории, а потом к ней вернуться.

Первый блок – установление доверия является ключевым моментом психологической работы с ребенком, т.к. одним из тяжелейших последствий сексуального насилия является чувство недоверия к окружающим и, прежде всего к взрослым. «Необходимо обеспечение комфорта и безопасности в кабинете (постоянство места, времени, обстановки, людей), установление границ поведения и правила, которые должны соблюдаться постоянно». [4]

Необходимо продемонстрировать ребенку интерес, дружелюбие, искренность, эмпатию. Можно для начала поговорить о нейтральных темах – любимые занятия, интересы, порисовать.

Психодагностику можно также использовать как способ вступления в контакт, и как метод психокоррекции.

Необходимо быть очень терпеливым и чётко осознавать, что может пройти много времени, прежде чем ребенок будет в состоянии доверять вам и решится рассказать о том, чему он подвергся, не надо настаивать на рассказе событий, а перейти к отреагированию чувств.

Во втором блоке на начальной стадии применяются методы «Я» – поддерживающей терапии. На основе диагностики, наблюдения, рассказа родителей, рассказа самого ребенка необходимо определить, какие положительные качества в нем есть, подчеркнуть, что он может справиться с проблемой и восстановить нормальные отношения, вернуться к прежней жизни и т.п. Это делается, чтобы перед работой с негативными переживаниями создать высокий энергетический потенциал.

Дети, подвергшиеся сексуальным домогательствам, травматизированы пержитым, включая и потерю контроля над своей жизнью. Они испытывают сильные, неприятные чувства, с которыми они не могут справиться обычным образом. При работе с чувствами важно научить ребенка как их выражать и как их отреагировать. Прежде всего, необходимо отработать острые реакции – страх, паника, растерянность, агрессия, ненависть,вина и т.п. Если насилие произошло давно, необходимо работать с симптомами Посттравматического стрессового расстройства.

Необходимо отработать чувства ребенка к насильнику. Ребенок может испытывать хорошие чувства к насильнику, особенно если обидчик является близким ребенку человеком. Надо поддержать его в этом, но скажите, что, то, что он делает отвратительно, и это никому непозволительно. В тех случаях, где обидчик является близким ребенку человеком (членом семьи) и его удалили из окружения ребенка, одновременно с чувством ненависти к обидчику, ребёнок переживает чувство потери. Ребёнок может находиться в растерянности от своих противоречивых чувств.

В работе с детьми, подвергшимися сексуальным злоупотреблениям, важное место занимает работа над отношением таких детей к собственному телу или телу других лиц. Люди, пострадавшие от насилия имеют нарушенный образ тела, размытые личностные границы. Часто эти дети не любят свое тело, считают его испорченным. Это могут быть диссоциативные нарушения, когда происходит отрицание своего тела, отстранение от него, чтобы избежать чувства боли и стыда. Очень важно научить ребенка, что прикосновение к телу не обязательно должно быть связано с болью. Ребенку необходимо «понять разницу между «хорошим» и «плохим» прикосновением, уметь устанавливать границы, что дает возможность детям научиться доверять окружающим, а также осознать, что прикосновение может отражать заботу друг о друге и не нести никакой сексуальной информации». [4] Необходимо научить ребенка твердо и уверенно говорить «НЕТ» в ситуациях, которые его пугают.

«Если дети хорошо осведомлены о неуместных прикосновениях, умеют доверять своим чувствам, анализировать различные ситуации, хорошо разбираться в людях и знают, где можно получить помощь, если она понадобится, они менее подвержены тому, чтобы стать жертвами любого насилия». [2]

В третьем блоке, работая по формированию новых стратегий поведения – по отношению к себе, к окружающим, к будущему, важно сформировать личностный ресурс ребенка, позволяющий повысить самооценку, уверенность в себе, доверие к себе, к окружающим, развить навыки общения.

В работе можно использовать такие методы как:

– Психосинтез (визуализации картин успеха в состоянии релаксации)
– НЛП (якорение позитивных состояний)
– Метод аффирмаций (повторение позитивных утверждений)
– Свободная творческая деятельность (рисование, лепка, игра), в которой ребенку можно изобразить свое будущее
– Ролевая игра как репетиция поведения.
– «Я» – поддерживающая терапия – интерес к ребенку, к его, увлечениям, достижениям, делам, поощрение, создание ситуации успеха.

На семинаре мы показываем практические приемы психологической реабилитации детей – элементы арт-терапии, в частности работа с пластилином. Данная методика взята с семинара «Дети с «особыми» историями» (Ведущая практический психолог М. Буняк, г. Мурманск). Участники по группам выбирают себе роли папы, мамы, общества, органов опеки, наблюдателя. 1 группа, молча, без обсуждения, лепит фигуру ребенка до насилия, 2 группа – фигуру ребенка после насилия, в обратной связи все в своих ролях отслеживают чувства по отношению к ребенку. Затем обе группы лепят фигуру насильника, обсуждают свои чувства к нему и определяют наказание. В основном все уничтожают фигуру насильника, эта символическая смерть помогает участникам отреагировать свои негативные чувства. Последнее задание – изменить фигуру ребенка после наказания насильника.

Эту методику можно использовать в работе с детьми и родителями детей-жертв сексуального насилия.

В конце семинара участники по группам разрабатывают меры по профилактике сексуального насилия для родителей, детей и педагогов. В основном, это мероприятия в рамках индивидуального консультирования детей и родителей, родительские собрания, лектории для педагогов и родителей, изготовление печатной продукции – буклетов, памяток с информацией о технике безопасного поведения в кризисных ситуациях, о том, куда можно обратиться за помощью.

«При индивидуальном консультировании детей и подростков специалисты обычно обращаются к следующим темам по профилактике сексуального насилия:

  • принятие ребенком самого себя (работа с самооценкой);
  • осознание и вербализация чувств ребенка, возникающих при ознакомлении с понятием «сексуальное насилие»;
  • обучение адекватным реакциям в ответ на «хорошие» и «нехорошие» прикосновения;
  • обучение принятию решений по самозащите;
  • обучение ассертивности, в частности, умению сказать «нет»;
  • обучение обращению за помощью». [4]

«Детей необходимо научить немедленно обращаться за помощью в случае возможного или уже случившегося насилия, несмотря на то, что взрослые-насильники убеждают их все держать в секрете». [4]

При консультировании родителей необходимо научить их устанавливать с детьми доверительные отношения, основанные на взаимном уважении и любви, побуждать взрослых относиться к рассказам ребенка с доверием и отвечать на них адекватным реагированием. Родители должны позволить детям свободно высказываться на любые темы, в том числе открыто обсуждать в семье темы секса и насилия, не создавая своим страхом и смущением у ребенка ощущения запрещенности. Важное значение имеет правильное сексуальное воспитание детей, формирование у них знаний о взаимоотношениях полов, поэтому родители должны быть осведомлены о психосексуальном развитии детей и как рассказать об этом детям.

В дальнейшем специалисты продолжают профилактическую работу у себя в образовательных учреждениях. Конечно, не все педагоги, особенно в детских садах, хотят говорить на эту тему, отмахиваются: «У нас никогда не было таких случаев и нам не надо это знать» и т.п., что еще раз подтверждает табуированность темы сексуального насилия над детьми в нашем обществе.

В заключении еще раз хотелось бы отметить, что только совместными усилиями всех ведомств, которые, так или иначе, занимаются детьми, можно эффективно проводить профилактическую работу по предотвращению насилия в отношении детей, в т.ч. и сексуального.

«В целом результатом систематической профилактической работы является формирование безопасной среды, при которых максимально снижено влияние факторов, провоцирующих насилие, и сведены до минимума проявления агрессии любого рода». [3]

Литература:

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. – М.: Генезис, 2006. – 256 с.
  2. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗОВ. – М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997. – 512 с.
  3. Догадина М.А, Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация.//http://www.rusmedserv.com/psychsex/sexvictim.shtml
  4. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации.– СПб.: Речь, 2005.– 230 с.
  5. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО,2005.– 960 с.