Образовательная программа "Изучение родного края – основа воспитания патриотизма"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

Важным направлением в воспитании подрастающего поколения является формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине, природе, гордости за её историческое прошлое. Именно решению этих задач служит программа «Изучение родного края». Данная программа основана на тесном сотрудничестве с сельским музеем, школьным и сельским библиотеками.

Цели:

  • Воспитание любви к Отечеству, расширение знаний по истории и природе родного края.
  • Воспитание гражданственности через изучение истории родного края.
  • Развитие навыков научно-исследовательской работы через работу с очевидцами событий.
  • Разыскать, сохранить материалы, имеющие научно-историческую ценность для изучения истории родного края.
  • Сформировать у подрастающего поколения представление о народном мастере как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта. Привить любовь к традиционному народному искусству.

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать кругозор и ориентации во времени, знания о прошлом и настоящем своего села.
  • Развивать наблюдательность, мышление детей, привить бережное отношение и любовь к природе.
  • Совершенствовать умения и навыки, приобретенные на уроках чтения, культуры народов Республики Саха(Я), окружающему миру.
  • Совершенствовать знания, умения и навыки по подготовке сообщений, докладов, рефератов.

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся любовь к Родине, к родному краю через изучение его истории и природы.
  • Пробуждать национальное самосознание, духовный характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга, преемственности поколений, служение своему Отечеству, своему народу.
  • Формирование у учащихся общечеловеческих ценностей на основе духовных ценностей жителей родного края
  • Формировать у учащихся активную жизненную позицию на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле.

Развивающие:

  • Развивать умения и навыки практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков.
  • Реализовать умственный, духовный, физический творческий потенциал учащихся.
  • Развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения.

Возраст учащихся: 9–11 лет.

Срок освоения программы: 3 года.

Ожидаемые результаты работы.

  1. Повышение уровня знаний по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук.
  2. Участие в школьных, улусных и региональных, республиканских НПК.
  3. Расширение общеобразовательного кругозора учащихся.
  4. Приобщение учащихся к исследовательской работе по изучению родного края.

Программа предусматривает приобретение знаний по истории своего народа, родного края, одновременно содействует углублению чувства патриотизма, любви к Родине, воспитывает в духе интернационализма, повышает общий культурный и эстетический уровень учащихся, дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению ее жалеть, сохранять, любить.

Принципы педагогической деятельности.

1. Доступность и привлекательность.

Учащиеся желают знать историю своей семьи, своей школы, своего села, своего края. Это естественное желание человека – знать свои истоки, свои корни. Научатся гордиться прошлым своего села.

2. Принцип полезности. Связь с жизнью.

Главная сущность любого человека – созидание. Приносить пользу – суть человека. В своей работе человек самореализуется.

Но этому тоже нужно учиться. Узнав что-то новое о своем крае, расскажи об этом другим. Подготовив доклад, выступи с ним перед своими товарищами. Найдя мастера традиционных ремесел, познакомь всех с его творчеством, научись этому мастерству, благоустрой памятник. Созидание и полезность, а не расточительство и потребление.

3. Принцип научности.

Вся информация, получаемая в процессе деятельности, должна быть достоверной и научно обоснованной. Все факты должны проверяться и перепроверяться. Множественность источников проверки – наиболее надежный путь.

4. Принцип творческого развития.

Дети не любят стоять на месте. Им необходимо делать постоянно что-то новое, добиваться новых результатов. Ребенку необходимо немного помочь в достижении определенного результата, чтобы дальше двигаться вперед. Очень важно создать в коллективе такую атмосферу, при которой все достижения ребенка были бы замечены и поощрены. То же самое с коллективом: подвести итог, проанализировать его, исправить недостатки – и снова к новым целям и рубежам. Все это сделает коллектив крепким, работоспособным, перспективным.

Творчество – высшее достижение человека. Ребята знакомятся с этими достижениями: проводят экскурсии, творческие вечера, конференции и т. д. Они и сами учатся творить. Пусть не у всех и не сразу все получается, главное – чтобы стремление к творчеству не ослабевало, а становилось сильнее и охватывало все стороны жизни.

Учебно-тематический план курса изучения истории и природы родного края (села)

  1. Природа нашего села.
  2. Прошлое и настоящее села.
  3. Родословная моей семьи.
  4. Исторические и интересные места нашего села.
  5. Жизнь и работа людей нашего села в годы Великой Отечественной войны и после.
  6. Жизнь известных и талантливых людей нашего села.
  7. Служба Отечеству.
  8. Культура нашего села.
  9. Семейные династии.
  10. Сельские обряды и праздники.
  11. История родной школы.
  12. Трудовые традиции наших земляков.
  13. Красота нашего края.
  14. Животный мир родного края.
  15. О красоте нашей природы.

Содержание программы.

1. Природа нашего села. Река Амга, наши озера и аласы. Наши горы. Название гор, реки, аласов. Легенды и былины о нашем крае в рассказах наших предков, в произведениях писателей.

2. Прошлое и настоящее села. Первые жители нашего края – наши предки. Легенды о жителей родного села, как и где они жили. Быт наших односельчан в прошлом и настоящем.

3. Родословная моей семьи. Родственные связи односельчан, одноклассников

4. Исторические и интересные места нашего села.

С какими событиями связано то или иное место села. Значение этого события в жизни села и жителей. Исторические памятники села. История их создания, современное состояние. Сбор фотоматериала, описание и оформление альбома. Уход за памятниками.

5. Жизнь и работа людей нашего села в годы Великой Отечественной войны и после.

Ветераны войны, тыла. Встреча с ветеранами тыла и труда. Сбор воспоминаний, фотоматериалов, подготовка рефератов и докладов о детях войны, об их труде и жизни.

6. Жизнь известных и талантливых людей нашего села.

1) Легенды и былины о народных певцах, борцах, охотниках, кузнецах, мастерах традиционных ремесел, живших до наших времен. Сбор легенд и былин, чтение книг о жизни талантливых людей. Подготовка рефератов и докладов по этой теме, выступления.

2) Знаменитые и талантливые люди из нашего села. Ученые, врачи, учителя, певцы, спортсмены, народные мастера из нашего села. Встреча с замечательными людьми, чтение литературы.

7. Служба Отечеству.

1). Наши отцы и братья – защитники Отечества. Сбор фотоматериалов для стенгазеты. Встреча с отцами и братьями класса.

2). Наши земляки в «горячих точках». Поиск и сбор информации об односельчанах, служивших в «горячих точках»: Афганистане, Таджикистане, Чечне.

8. Культура нашего села.

Очаги культуры на селе. Посещение сельской библиотеки, школьного музея, клуба.

9. Семейные династии.

Известные династии нашего села. Династия в моей семье. Викторина на лучшее знание профессий своей семьи.

10. Сельские обряды и праздники.

Семейные. Официальные. Происхождение обрядов и праздников. Особенности внутрисемейного быта. Практические занятия: составление сценария праздника, классные часы на тему «Час общения» (каждая семья приходит и рассказывает о семейных традициях на классном часу).

11. История родной школы.

История возникновения. Педагогические династии. Наши выпускники. Известные, знаменитые выпускники нашей школы.

12. Трудовые традиции наших земляков.

Наши земляки – передовики сельского хозяйства. Выдающиеся растениеводы и животноводы, механизаторы.

13. Красота нашего края.

Изучение редких и лекарственных растений родного края. Сбор лекарственных растений, составление гербариев в летнее время. Посещение летнего экологического лагеря. Работа в летнем лагере отдыха и труда, уход за овощными культурами. Походы и экскурсии на природу. Подготовка докладов по этой теме. Проведение традиционного праздника «Урожай».

14. Животный мир родного края.

Редкие животные и птицы нашего края. Наблюдение за жизнью животных.

15. О красоте нашей природы.

Сбор стихов и песен наших односельчан о природе, любви к родной земле, о любимых и т.д.

Методическое обеспечение.

Для реализации данной программы используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы с учащимися. Чаще всего из индивидуальных форм работы используется краеведческий поиск, подготовка докладов и сообщений для классных часов по краеведению.

Из коллективных форм работы используются экскурсии и походы по родному краю, встречи с интересными людьми: передовиками сельского хозяйства, мастерами народных промыслов, ветеранами тыла и войны. К таким формам работы относятся также викторины, конкурсы, интеллектуальные игры по краеведению.

К формам проведения работы также относятся и интегрированные уроки якутского языка, чтения, окружающего мира, Культуры народов Севера, изо, технологии с курсом изучения родного края.

При этом необходимыми условиями реализации программы являются:

  1. систематическое исследование мотиваций различных слоев населения в плане воспитания подрастающего поколения;
  2. анализ факторов, ускоряющих или замедляющих позитивные процессы развития современной молодежи;
  3. диагностика потребностей, интересов, идеалов молодого поколения;
  4. использование результатов исследований с целью оптимизации патриотического воспитания молодежи;
  5. изучение и отбор новых педагогических технологий при совершенствовании и корректировке уже существующих;
  6. использование разнообразных форм работы, активизирующих познавательные и творческие способности детей;
  7. привлечение педагогов, родителей, учреждений различного типа.

Заключение

В процессе подобной работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с людьми, природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам. Эта работа также дает богатый материал для размышлений над проблемами «учитель – ученик», «взрослый человек – ребенок». Наблюдения за межличностными отношениями в природной среде создают благодатную почву для познания каждого ребенка.

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира.

Жизнь каждого человека важна, необходима, ценна. Надо стараться построить ее так, чтобы дело, которым ты занимаешься, было важным, интересным, приносило пользу не только тебе, но и окружающим тебя людям.

Результат работы по курсу программы «Изучение истории родного края – основа воспитания патриотизма»

Собран моими учениками большой материал о нашем селе по темам:

  1. Легенды и былины о нашем крае, о людей в рассказах предков, в произведениях писателей.
  2. Более ста стихов, песен наших односельчан о природе родного края.
  3. Родословные учащихся класса.
  4. Литературный материал о первых жителях нашего края.
  5. Доклады и рефераты об интересных местах нашего села.
  6. «Наши отцы и братья – защитники Отечества» (в электронном варианте)
  7. «Моя семья» (в электронном варианте).
  8. Материал о педагогических династиях.
  9. Материал о жизни и труде известных людей нашего села.
  10. Материал о памятниках села, истории их создания.
  11. Первый растениевод нашего села – Пак Чен Ен – Бахчанен Александр
  12. Гербарий лекарственных растений родного края.
  13. Исследовательская работа учащихся по каждой теме.
  14. Сборник стихов П.А. Аржаковой.
  15. Фотослайды о красоте нашего края.

Учащиеся моего класса ведут активную исследовательскую работу по изучению истории и природы родного края. Становятся победителями и призерами конкурсов, НПК разных уровней.