Учащиеся начального звена школ VIII вида, в большинстве своем, имеют слабо развитую мелкую моторику, несформированные или недостаточно сформированные пространственные представления, низкий уровень саморегуляции. Это подтверждают собственные наблюдения, результаты собеседования с педагогами и тестовое обследование учащихся.
Среди разнообразных приемов преодоления выявленных проблем мною особо ценятся графические диктанты. Со временем, использование их в работе с детьми вылилось в некий алгоритм.
В начале занятия, в обязательном порядке, проводятся подготовительные упражнения.
Речевые зарядки тренируют детей в определении правой/левой руки и положения справа/слева, вверху/внизу. Примером такой зарядки могут служить следующие:
1) (ладони лежат на столе)
Это рука – правая (перевернуть вверх ладонью).
Это рука – левая (перевернуть тоже).
Я на мячик нажимаю (сжимать пальцы правой руки).
Я зарядку делаю (сжимают пальцы левой руки).
Будет сильной правая (разжать).
Будет сильной левая (разжать).
Будут руки у меня
Ловкие, умелые!
2) Я хватаюсь за веревку
Правой ловко, левой ловко.
За углы её беру
И играю поутру.
(На горизонтально натянутой веревке 8–16 больших узлов.)
Хороши игры с пуговицами, когда ребенок складывает в баночку мелкие пуговицы, работая поочередно обеими руками и приговаривая соответствующей руке: «правая», «левая». Можно использовать игры с бумагой. Ребенок получает задание скомкать лист бумаги и, как можно быстрее, разгладить, чтобы он не топорщился
а) пальцами правой руки;
б) пальцами левой руки;
в) обеими руками с закрытыми глазами.
После непродолжительной гимнастики для пальцев ребенку предлагается загадка, разгадав которую, он узнает, ЧТО будет рисовать по клеточкам.
Работа продолжается в тетради. Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого расставляет «помощников». Справа ставится буква «П», слева – буква «Л». Это ориентиры для ребенка, нетвердо знающего, в какую сторону вести линию.
Варианты выполнения графического диктанта зависят от подготовленности ребенка. На первых порах возможно использование наглядного показа техники выполнения диктанта, копирование с образца. В дальнейшем, ребенок выполняет только на слух.
В процессе диктовки желательно голосом подчеркивать изменение направления движения. При затруднениях можно помогать ребенку движениями рук и головы.
Ни в коем случае нельзя допускать искажения изображения. Необходимо предупреждать ошибки, чтобы не вызвать у детей отрицательных эмоций. Пусть ребенок испытает восторг от конечного результата своей деятельности.
После завершения работы проводится беседа, в которой выясняется, что необходимо дорисовать, какой цвет использовать для раскрашивания и т.д.
Дополнение в виде небольшого рассказа или стихотворения помогают активизировать воображение ребенка. В результате появляется сюжетная картинка.
Нужно отметить, что дети с удовольствием выполняют графические диктанты. Среди самых любимых детьми диктантов можно назвать такие, как «Кот», «Зайка», «Собака», «Автомобиль» и др.
Неудобство состояло в том, что весь материал был разрознен, и его использование было затруднено.
Решением проблемы явилось создание пособия «Графические диктанты».
Данное пособие предназначено для педагогов и психологов, работающих в коррекционных классах школ VIII вида, и для заинтересованных родителей.
Не исключено, что материалы пособия явились бы хорошим помощником педагогам общеобразовательных школ в плане подготовки детей к систематическому обучению и преодолению определенных проблем в период освоения программы первого класса.
Данный вид деятельности способен помочь в формировании учебной мотивации отдельных школьников.
Сборник включает в себя вступительную статью, определяющую предназначение данной работы. В частности, в ней указывается важность графических диктантов для облегчения формирования навыка письма, развития пространственного воображения, устойчивого внимания, тренировки мелкой моторики руки.
Методические рекомендации дают возможность освоить алгоритм выполнения графических заданий.
В пособие включено более 20 графических диктантов, подобранных с учетом особенностей возраста и умственного развития детей. В связи с этим, не использованы наклонные линии, а вместо неинтересных для детей ломаных линий представлены предметные изображения, которые можно дорисовать и раскрасить.
Каждая страница пособия включает в себя загадку (Отгадай!), графическое изображение (Нарисуй!) и небольшой рассказ или стихотворение, помогающие дополнить изображение до картинки (Прочитай!).
Следует отметить, что диктанты необязательно выполнять в том порядке, как они расположены. Возможно следование пожеланиям ребенка и собственным педагогическим задачам.
Список рекомендованной литературы поможет творчески дополнить материал, предложенный в пособии.
Дети со сниженным интеллектом зачастую имеют низкий уровень осведомленности, бедный словарный запас и слабость представлений. Для преодоления данных проблем, желательно, использование альбома с предметными изображениями, как наглядного приложения к пособию «Графические диктанты». Приложение 1
Материалы пособия используются в начальном звене школы-интерната № 6 VIII вида г. Ленинска-Кузнецкого уже в течение трех лет.
Считаю, что работа с графическими диктантами вносит определенный вклад в формирование у детей устойчивого внимания, трудолюбия, усидчивости. В процессе работы развивается образное мышление, фантазия ребенка, улучшаются процессы саморегуляции и т.д.