Цель урока: повторение изученного материала по теме “Африка” и углубление знаний о материке.
Задачи.
- Проверить уровень усвоения материала.
- Развивать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой. (Cообщения учащихся)
- Формировать образ Африки через визуальный ряд (презентация).
- Развивать речь и логическое мышление учащихся.
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.
Оборудование:
1. Презентация “Самые красивые места Африки”.
2. Сообщения учащихся.
3. Атласы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя:
Доброе утро, дорогие друзья!
Доброе не только из-за ясной погоды а, прежде всего из-за добра, которое это утро несёт нам всем!
2. Постановка цели урока.
Давайте вспомним, какой материк мы изучали на последних уроках? (Африку)
Мы закончили изучение этого материка и сегодня на уроке мы должны повторить основные темы по характеристике материка Африка. Должны ещё раз убедиться, что в Африке есть много интересного и удивительного. В этих удивительных местах мы сделаем остановки.
После повторения всех вопросов вы выполните небольшую проверочную работу, поэтому будьте внимательны во время урока.
План повторения:
1. Географическое положение.
2. Рельеф.
3. Климат.
4. Внутренние воды.
5. Природные зоны.
Начнём повторение с географического положения Африки. (Слайд 2 – карта)
Вопросы.
1. Как расположен материк относительно экватора? (Почти посередине пересекается экватором и расположен в северном и южном полушарии)
2. Расположение материка относительно нулевого меридиана? (Нулевым меридианом пересекается в западной части и большая часть находится в восточном полушарии)
3. Пересекают ли материк тропики? (Африка пересекается северным и южным тропиками и большая часть материка лежит между ними получая большое количество тепла и света)
4. Крайние точки материка. (Учитель показывает, а дети называют)
Северная: мыс Бен-Секка
Южная: мыс Игольный
Западная: мыс Альмади
Восточная: мыс Рас-Хафун
5. Какими морями и океанами омывается материк?
(Учитель показывает, а дети называют)
Север – Средиземное море
Запад – Атлантический океан
Восток – Индийский океан
Северо-восток – Красное море
6. Красное море – это наше первое удивительное место, где мы сделаем остановку.
Рассказы учащихся:
Слайд 3
Красное море протянулось с С-З на Ю-В. Море отличается значительными глубинами, достигающими в центральной части почти 3 тысячи метров.
Море находится в гигантском разломе в земной коре образовавшемся 40 млн. лет назад. Подводные вулканы являются одной из причин того, что Красное море самое тёплое на Земле. Кроме того, оно же и самое солёное, потому что в это море не впадает ни одна река, а дожди бывают очень редко. Лишь регулярное поступление воды из Индийского океана через Баб-эль-Мандебский пролив сохраняет его постоянный уровень.
Слайд 4
На побережье Красного моря взгляду абсолютно не на чем остановиться: повсюду совершенно одинокий желтовато-коричневый песчаник, не видно ни клочка зелени, если не считать оазисов отелей. Но стоит погрузиться в морскую воду, и перед глазами откроется сказочный мир кораллового рифа, который ни с чем не сравнить.
В Красном море обитает около 1000 видов рыб, из них треть встречается только здесь.
Слайд 5
Калейдоскоп красок ослепляет, на нежном фоне кораллов в различных направления снуют рыбы – большие и маленькие, косяками и поодиночке, некоторые быстрые как молнии, другие медлительные.
Слайд 6 (кораллы)
Если бы вдруг все подвижные животные исчезли, то и тогда Красное море не утратило бы полностью своего тропического очарования. Ведь основу этого природного комплекса составляют кораллы.
Кораллы – организмы очень привередливые и живут лишь в тёплой (+20С +35С), достаточно солёной и чистой воде, а потому Красное море исключительно благоприятно для их развития. Полоса рифов тянется вдоль обоих берегов Красного моря, а также вблизи побережья островов и в районах мелей.
Спасибо!
3. Следующая тема которую мы изучали это рельеф. (Слайд 7 – карта)
Давайте вспомним.
1.Откройте, пожалуйста, атласы с.4–5 карта “Строение земной коры”. Что лежит в основании большей части материка Африка? (Африкано-Аравийская платформа)
2. Каким формам рельефа соответствует платформа? (Равнинам)
3. В какой части Африки наблюдались движения земной коры? (Восточная часть Африки - Великие Восточно-Африканские разломы – здесь часты землетрясения и извержения вулканов. Вулкан Карисимби, Килиманджаро)
Здесь наша вторая остановка.
Слайд 7 (Вулкан Килиманджаро)
Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро (5895) находится на Восточно-Африканском плоскогорье. Конусообразная гора с заснеженной вершиной расположенная в 320 км к югу от экватора стала наиболее известным символом Африканского континента. Силы природы создали её около 2 млн. лет назад.
Слайд 8 (вид вулкана)
Склоны горы густо расчленены речными долинами, по ним течёт свыше 60 мелких ручьёв и речек, на них немало и водопадов.
Слайд 9 (вид вулкана)
Килиманджаро включает в себя 3 самостоятельных вулкана: Шира, Кибо, Мавеньзи. Помимо них на склонах вулкана имеется множество более мелких вулканических конусов. Кибо – самый высокий и молодой из трёх вулканов Килиманджаро. Его высоту и считают высотой Килиманджаро.
Вершина Килиманджаро покрыта шапкой вечных льдов, что всегда поражает туристов, ведь она находится всего на 3 градуса по широте южнее экватора. В1989 году Килиманджаро был внесён в список природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
Спасибо!
4. Переходим к следующему вопросу – климат. (Слайд 10 – карта)
1. Африка - самый жаркий материк. Почему? (Т.к. большая её часть находится между тропиками, получает большое количество тепла и света)
2. Давайте вспомним, в каких климатических поясах расположена Африка. Я буду показывать на карте, а вы называйте. (Слайд с картой климатических поясов)
3. В Африке зафиксирована самая высокая температура +580 вблизи города Триполи.
Наша следующая остановка в этом городе.
Слайд 10 (карта)
Африка – самый жаркий материк. Среднемесячная температура не опускается ниже +8 градусов. Нет холодных зим.
Слайд 11 (карта Триполи)
Максимальная температура +58о была зарегистрирована в Ливии близи города Триполи. Летом дневная температура обычно выше 40 градусов, зимой днём воздух прогревается до +25+30 градусов.
Слайд 12 (вид города)
Для того чтобы смягчить жару в городе, дома строят светлыми. По городу повсюду встречаются фонтаны.
Слайд 13
Местное население, предпочитает носить одежду светлых тонов.
Слайд 14
Жаркий климат и близость Средиземного моря позволяют развивать здесь субтропическое земледелие. Вокруг города раскинулись плантации фруктовых деревьев и кустарников: граната, абрикоса, цитрусовых, оливок и миндаля.
Слайд 15 (карта)
5. Следующая тема, которую мы изучали это внутренние воды. В Африке они представлены озёрами.
Давайте вспомним некоторые озёра Африки, и чем они знамениты?
Чад – меняет свою площадь.
Виктория – самое большое по площади в Африке.
Танганьика – самое длинное из всех пресноводных озёр мира.
Реки
Нил – самая длинная река мира.
Конго – самая полноводная. Почему? Так как река протекает в экваториальных широтах, и получает обильное дождевое питание.
Замбези – здесь находится один из крупнейших водопадов мира.
Слайд 15 (карта)
Водопад впервые стал известен европейцам в 1851 году. Местные жители называли водопад МОСИ – оа – Тунья “гремящий дым” - оттого, что брызги над водой поднимаются очень высоко и с шумом. Но в 1855 году шотландский исследователь Давид Ливингстон дал ему имя в честь английской королевы Виктории.
Слайд 16 (вид водопада)
Ширина водопада достигает 1708 метров. Текущая река словно уходит под землю в огромную трещину. От одного берега до другого вода падает вниз длинными светлыми полосами.
Во всей красе Викторию можно увидеть лишь в самый разгар дождливого сезона; когда осадков становится меньше, огромная стена воды распадается на несколько более мелких водопадов.
Спасибо!
Слайд 17 (карта - природные зоны)
Далее мы с вами знакомились с природными зонами. В каких природных зонах расположена Африка?
Учитель показывает все природные зоны, а учащиеся называют.
Влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны и редколесья, полупустыни и пустыни, жестколистные вечнозелёные леса.
Следующая наша остановка будет во влажных экваториальных лесах.
Слайд 17
Влажные экваториальные леса или гилея. Гилея, с греческого означает лес. Она расположена по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива.
Жаркий климат и обилие влаги способствуют развитию густой вечнозелёной растительности.
Экваториальные леса растут в несколько ярусов. Их бывает 3 -4 и более.
Слайд 18 (вид леса)
С ярусностью растений связана жизнь животных. В верхних ярусах, где сосредоточена вся зелень, много животных, которые питаются этой зеленью. Это насекомые, птицы, грызуны, обезьяны.
Слайд 19 (горилла)
В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные человекообразные обезьяны – гориллы, которые больше нигде не встречаются. Их рост может достигать 175 см и вес 200 кг.
Слайд 20 (бананы)
В нижних ярусах растут бананы. Эта многолетняя трава вырастает в высоту 7–8 метров всего за 8–10 месяцев.
Слайд 21 (вид леса – лианы)
Стволы деревьев перевиты лианами. Их длина достигает более 100 метров. Лианы удерживаются на других растениях с помощью цепляющихся побегов, шипов, колючек или усиков.
Слайд 22 (кистеухая свинья)
Из животных в нижнем ярусе встречаются пасущиеся виды и виды собиратели.
Одним из представителей являются кистеухие свиньи. Кистеухие получили своё название по длинным кисточкам волос, которые растут у них на ушах. Их ещё называют речными, так как они любят влажные места.
Слайд 23 (карта природных зон)
Следующая наша остановка в саванне.
Они занимают 40% площади материка, огибая словно подковой влажный экваториальный лес.
Слайд 24 (вид саванны)
Основная черта природы саванн – ярко выраженная сезонность. Осадки выпадают по сезонам года: летом – много, зимой – мало. Выделяют травянистую саванну, если деревьев мало и саванну лес.
Слайд 25 (баобаб)
Баобаб – самое удивительное дерево в саванне, высотой до 25 метров, ствол в обхвате может достигать 45 м. Живут баобабы до 4-5 тысяч лет.
Слайд 26 (зебры)
Богатство животного мира саванны уникально. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне. Это разнообразные антилопы, полосатые зебры, жирафы.
Слайд 27 (жирафы)
Жирафы – самые высокие животные саванны. Имеют высоту до 6 метров, длину шеи до 3 метров.
Слайд 28 (жирафы)
Питаются жирафы листьями с верхушек деревьев, кормятся утром и во второй половине дня, когда жара спадёт.
Слайд 29 (слоны)
Водятся в саванне и другие крупные травоядные животные – носороги, буйволы, слоны.
Африканский слон – самое крупное наземное млекопитающее, высотой до 4 м и весом до 12 тонн.
Слайд 30 (львы)
Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники – гепарды, леопарды, шакалы, гиены, львы.
6. Последняя наша остановка в пустыне.
Слайд 31 (карта)
В Африке находится 3 пустыни: Сахара, Намиб, Калахари. (Уч-ся показывает на карте)
Сахара – самая большая пустыня мира – “ас – сахра” - пустынная степь, “рыжеватая”, “красная”.
Слайд 32
Сахару называют “ Великая пустыня”, ведь она занимает площадь 7 млн. км. кв. Солнце регулирует всю жизнь Сахары. Колебания температуры воздуха могут быть 30 градусов в сутки. Осадков выпадает очень мало. Во внутренних районах пустыни есть пространства, где дождя нужно ждать несколько лет. Бури в Сахаре обычное явление. Иногда скорость ветра может достигать 50 метров в секунду и более.
Слайд 33 (каменистая пустыня)
В Сахаре преобладает каменистая пустыня. Свыше 70% её площади покрыто крупными обломками камней.
Слайд 34 (вид оазиса)
Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Только в оазисах развивается богатая растительность.
Слайд 35 (финиковая пальма)
Финиковая пальма – главный источник существования населения в Африканских оазисах. Это и тень, и пища, и строительный материал. Главное богатство пальмы, конечно финики. Финики можно назвать “хлебом пустыни”, их едят сырыми, жареными, варёными, вялеными.
Слайд 36 (вид пустыни)
Пустыня Намиб – протянулась узкой полосой (50–130 км) вдоль западного побережья Африки более чем на 2000 км. Большую часть пустыни занимают высокие (40 м и более) песчаные дюны, образованные ветром.
Слайд 37 (вельвичия)
Самое удивительное растение пустыни Намиб – вельвичия. Это дерево имеет короткий (10–15 см) и толстый ствол. (До 1 м в диаметре), от которого отходят 2 плотных кожистых листа длиной до 3 метров. Со временем листья расщепляются, образуя длинные извивающиеся ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни. Это редкое растение охраняется законом.
Большое спасибо!
Мы побывали в удивительных местах африки и вспомнили всё, что мы изучили по этому материку.
Домашнее задание: Выучить номенклатуру по Африке, т.к. на следующем уроке будет географический диктант.
Сейчас приступим к выполнению проверочной работы. Тест, состоит из 10 вопросов, вы должны выбрать правильный ответ и записать его буквой. Ориентировочное время выполнения работы 10 минут.
Слайд 38 (успехов в работе)
Через 10 минут учащиеся сдают тетради с проверочной работой.
Устная проверка теста по слайдам 39-42.
Выберите правильный ответ.
1. Чем объясняется высокая солёность Красного моря?
а) сильным испарением в условиях тропического пустынного климата,
б) особенностями подводного мира,
в) соседством с пустыней Сахара,
г) сильным загрязнением вод.
2. Почему Африка – самый жаркий материк Земли?
а) Африку омывают тёплые воды Индийского океана,
б) большая часть Африки находится между тропиками,
в) здесь расположены крупнейшие пустыни мира.
3. Самое жаркое место в Африке:
а) пустыня Сахара,
в) полуостров Сомали,
б) впадина Конго,
г) район города Триполи.
4. Самые высокие вершины Африки – Килиманджаро и Кения – расположены:
а) на Восточно-Африканском плоскогорье,
б) в горах Атлас,
в) на Эфиопском нагорье,
г) в Драконовых горах.
5. На какой реке находится водопад Виктория?
а) Конго, в) Замбези,
б) Нигер, г) Нил.
6. Типичные растения экваториального леса
Африки – это:
а) эвкалипт, травяное дерево,
б) эбеновое дерево, масличная пальма, банан, лианы,
в) баобаб, акация,
г) вельвичия, алоэ.
7. Обитателями экваториальных лесов являются:
а) слон, страус, лев,
б) жираф, зебра, носорог,
в) окапи, гориллы, леопарды, кистеухие свиньи.
8. Растениями саванны являются:
а) фикус, масличная пальма,
б) акация, баобаб, слоновая трава, роридула,
в) эбеновое дерево, банан, лианы,
г) финиковая пальма, вельвичия, алоэ.
9.Животные африканской саванны – это:
а) зебры, жирафы, слоны,
б) обезьяны, ламы, крокодилы.
10.Уникальное растение пустыни Намиб – это:
а) алоэ,
б) молочай,
в) вельвичия.
Спасибо! Успехов в учёбе!