Итоговый урок по теме "Африка", 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Цель урока: повторение изученного материала по теме “Африка” и углубление знаний о материке.

Задачи.

  1. Проверить уровень усвоения материала.
  2. Развивать познавательный интерес через работу с дополнительной литературой. (Cообщения учащихся)
  3. Формировать образ Африки через визуальный ряд (презентация).
  4. Развивать речь и логическое мышление учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного материала.

Оборудование:

1. Презентация “Самые красивые места Африки”.

2. Сообщения учащихся.

3. Атласы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя:

Доброе утро, дорогие друзья!

Доброе не только из-за ясной погоды а, прежде всего из-за добра, которое это утро несёт нам всем!

2. Постановка цели урока.

Давайте вспомним, какой материк мы изучали на последних уроках? (Африку)

Мы закончили изучение этого материка и сегодня на уроке мы должны повторить основные темы по характеристике материка Африка. Должны ещё раз убедиться, что в Африке есть много интересного и удивительного. В этих удивительных местах мы сделаем остановки.

После повторения всех вопросов вы выполните небольшую проверочную работу, поэтому будьте внимательны во время урока.

План повторения:

1. Географическое положение.

2. Рельеф.

3. Климат.

4. Внутренние воды.

5. Природные зоны.

Начнём повторение с географического положения Африки. (Слайд 2 – карта)

Вопросы.

1. Как расположен материк относительно экватора? (Почти посередине пересекается экватором и расположен в северном и южном полушарии)

2. Расположение материка относительно нулевого меридиана? (Нулевым меридианом пересекается в западной части и большая часть находится в восточном полушарии)

3. Пересекают ли материк тропики? (Африка пересекается северным и южным тропиками и большая часть материка лежит между ними получая большое количество тепла и света)

4. Крайние точки материка. (Учитель показывает, а дети называют)

Северная: мыс Бен-Секка

Южная: мыс Игольный

Западная: мыс Альмади

Восточная: мыс Рас-Хафун

5. Какими морями и океанами омывается материк?

(Учитель показывает, а дети называют)

Север – Средиземное море

Запад – Атлантический океан

Восток – Индийский океан

Северо-восток – Красное море

6. Красное море – это наше первое удивительное место, где мы сделаем остановку.

Рассказы учащихся:

Слайд 3

Красное море протянулось с С-З на Ю-В. Море отличается значительными глубинами, достигающими в центральной части почти 3 тысячи метров.

Море находится в гигантском разломе в земной коре образовавшемся 40 млн. лет назад. Подводные вулканы являются одной из причин того, что Красное море самое тёплое на Земле. Кроме того, оно же и самое солёное, потому что в это море не впадает ни одна река, а дожди бывают очень редко. Лишь регулярное поступление воды из Индийского океана через Баб-эль-Мандебский пролив сохраняет его постоянный уровень.

Слайд 4

На побережье Красного моря взгляду абсолютно не на чем остановиться: повсюду совершенно одинокий желтовато-коричневый песчаник, не видно ни клочка зелени, если не считать оазисов отелей. Но стоит погрузиться в морскую воду, и перед глазами откроется сказочный мир кораллового рифа, который ни с чем не сравнить.

В Красном море обитает около 1000 видов рыб, из них треть встречается только здесь.

Слайд 5

Калейдоскоп красок ослепляет, на нежном фоне кораллов в различных направления снуют рыбы – большие и маленькие, косяками и поодиночке, некоторые быстрые как молнии, другие медлительные.

Слайд 6 (кораллы)

Если бы вдруг все подвижные животные исчезли, то и тогда Красное море не утратило бы полностью своего тропического очарования. Ведь основу этого природного комплекса составляют кораллы.

Кораллы – организмы очень привередливые и живут лишь в тёплой (+20С +35С), достаточно солёной и чистой воде, а потому Красное море исключительно благоприятно для их развития. Полоса рифов тянется вдоль обоих берегов Красного моря, а также вблизи побережья островов и в районах мелей.

Спасибо!

3. Следующая тема которую мы изучали это рельеф. (Слайд 7 – карта)

Давайте вспомним.

1.Откройте, пожалуйста, атласы с.4–5 карта “Строение земной коры”. Что лежит в основании большей части материка Африка? (Африкано-Аравийская платформа)

2. Каким формам рельефа соответствует платформа? (Равнинам)

3. В какой части Африки наблюдались движения земной коры? (Восточная часть Африки - Великие Восточно-Африканские разломы – здесь часты землетрясения и извержения вулканов. Вулкан Карисимби, Килиманджаро)

Здесь наша вторая остановка.

Слайд 7 (Вулкан Килиманджаро)

Высшая точка материка – вулкан Килиманджаро (5895) находится на Восточно-Африканском плоскогорье. Конусообразная гора с заснеженной вершиной расположенная в 320 км к югу от экватора стала наиболее известным символом Африканского континента. Силы природы создали её около 2 млн. лет назад.

Слайд 8 (вид вулкана)

Склоны горы густо расчленены речными долинами, по ним течёт свыше 60 мелких ручьёв и речек, на них немало и водопадов.

Слайд 9 (вид вулкана)

Килиманджаро включает в себя 3 самостоятельных вулкана: Шира, Кибо, Мавеньзи. Помимо них на склонах вулкана имеется множество более мелких вулканических конусов. Кибо – самый высокий и молодой из трёх вулканов Килиманджаро. Его высоту и считают высотой Килиманджаро.

Вершина Килиманджаро покрыта шапкой вечных льдов, что всегда поражает туристов, ведь она находится всего на 3 градуса по широте южнее экватора. В1989 году Килиманджаро был внесён в список природного и культурного наследия ЮНЕСКО.

Спасибо!

4. Переходим к следующему вопросу – климат. (Слайд 10 – карта)

1. Африка - самый жаркий материк. Почему? (Т.к. большая её часть находится между тропиками, получает большое количество тепла и света)

2. Давайте вспомним, в каких климатических поясах расположена Африка. Я буду показывать на карте, а вы называйте. (Слайд с картой климатических поясов)

3. В Африке зафиксирована самая высокая температура +580 вблизи города Триполи.

Наша следующая остановка в этом городе.

Слайд 10 (карта)

Африка – самый жаркий материк. Среднемесячная температура не опускается ниже +8 градусов. Нет холодных зим.

Слайд 11 (карта Триполи)

Максимальная температура +58о была зарегистрирована в Ливии близи города Триполи. Летом дневная температура обычно выше 40 градусов, зимой днём воздух прогревается до +25+30 градусов.

Слайд 12 (вид города)

Для того чтобы смягчить жару в городе, дома строят светлыми. По городу повсюду встречаются фонтаны.

Слайд 13

Местное население, предпочитает носить одежду светлых тонов.

Слайд 14

Жаркий климат и близость Средиземного моря позволяют развивать здесь субтропическое земледелие. Вокруг города раскинулись плантации фруктовых деревьев и кустарников: граната, абрикоса, цитрусовых, оливок и миндаля.

Слайд 15 (карта)

5. Следующая тема, которую мы изучали это внутренние воды. В Африке они представлены озёрами.

Давайте вспомним некоторые озёра Африки, и чем они знамениты?

Чад – меняет свою площадь.

Виктория – самое большое по площади в Африке.

Танганьика – самое длинное из всех пресноводных озёр мира.

Реки

Нил – самая длинная река мира.

Конго – самая полноводная. Почему? Так как река протекает в экваториальных широтах, и получает обильное дождевое питание.

Замбези – здесь находится один из крупнейших водопадов мира.

Слайд 15 (карта)

Водопад впервые стал известен европейцам в 1851 году. Местные жители называли водопад МОСИ – оа – Тунья “гремящий дым” - оттого, что брызги над водой поднимаются очень высоко и с шумом. Но в 1855 году шотландский исследователь Давид Ливингстон дал ему имя в честь английской королевы Виктории.

Слайд 16 (вид водопада)

Ширина водопада достигает 1708 метров. Текущая река словно уходит под землю в огромную трещину. От одного берега до другого вода падает вниз длинными светлыми полосами.

Во всей красе Викторию можно увидеть лишь в самый разгар дождливого сезона; когда осадков становится меньше, огромная стена воды распадается на несколько более мелких водопадов.

Спасибо!

Слайд 17 (карта - природные зоны)

Далее мы с вами знакомились с природными зонами. В каких природных зонах расположена Африка?

Учитель показывает все природные зоны, а учащиеся называют.

Влажные экваториальные леса, переменно-влажные леса, саванны и редколесья, полупустыни и пустыни, жестколистные вечнозелёные леса.

Следующая наша остановка будет во влажных экваториальных лесах.

Слайд 17

Влажные экваториальные леса или гилея. Гилея, с греческого означает лес. Она расположена по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива.

Жаркий климат и обилие влаги способствуют развитию густой вечнозелёной растительности.

Экваториальные леса растут в несколько ярусов. Их бывает 3 -4 и более.

Слайд 18 (вид леса)

С ярусностью растений связана жизнь животных. В верхних ярусах, где сосредоточена вся зелень, много животных, которые питаются этой зеленью. Это насекомые, птицы, грызуны, обезьяны.

Слайд 19 (горилла)

В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные человекообразные обезьяны – гориллы, которые больше нигде не встречаются. Их рост может достигать 175 см и вес 200 кг.

Слайд 20 (бананы)

В нижних ярусах растут бананы. Эта многолетняя трава вырастает в высоту 7–8 метров всего за 8–10 месяцев.

Слайд 21 (вид леса – лианы)

Стволы деревьев перевиты лианами. Их длина достигает более 100 метров. Лианы удерживаются на других растениях с помощью цепляющихся побегов, шипов, колючек или усиков.

Слайд 22 (кистеухая свинья)

Из животных в нижнем ярусе встречаются пасущиеся виды и виды собиратели.

Одним из представителей являются кистеухие свиньи. Кистеухие получили своё название по длинным кисточкам волос, которые растут у них на ушах. Их ещё называют речными, так как они любят влажные места.

Слайд 23 (карта природных зон)

Следующая наша остановка в саванне.

Они занимают 40% площади материка, огибая словно подковой влажный экваториальный лес.

Слайд 24 (вид саванны)

Основная черта природы саванн – ярко выраженная сезонность. Осадки выпадают по сезонам года: летом – много, зимой – мало. Выделяют травянистую саванну, если деревьев мало и саванну лес.

Слайд 25 (баобаб)

Баобаб – самое удивительное дерево в саванне, высотой до 25 метров, ствол в обхвате может достигать 45 м. Живут баобабы до 4-5 тысяч лет.

Слайд 26 (зебры)

Богатство животного мира саванны уникально. Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне. Это разнообразные антилопы, полосатые зебры, жирафы.

Слайд 27 (жирафы)

Жирафы – самые высокие животные саванны. Имеют высоту до 6 метров, длину шеи до 3 метров.

Слайд 28 (жирафы)

Питаются жирафы листьями с верхушек деревьев, кормятся утром и во второй половине дня, когда жара спадёт.

Слайд 29 (слоны)

Водятся в саванне и другие крупные травоядные животные – носороги, буйволы, слоны.

Африканский слон – самое крупное наземное млекопитающее, высотой до 4 м и весом до 12 тонн.

Слайд 30 (львы)

Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники – гепарды, леопарды, шакалы, гиены, львы.

6. Последняя наша остановка в пустыне.

Слайд 31 (карта)

В Африке находится 3 пустыни: Сахара, Намиб, Калахари. (Уч-ся показывает на карте)

Сахара – самая большая пустыня мира – “ас – сахра” - пустынная степь, “рыжеватая”, “красная”.

Слайд 32

Сахару называют “ Великая пустыня”, ведь она занимает площадь 7 млн. км. кв. Солнце регулирует всю жизнь Сахары. Колебания температуры воздуха могут быть 30 градусов в сутки. Осадков выпадает очень мало. Во внутренних районах пустыни есть пространства, где дождя нужно ждать несколько лет. Бури в Сахаре обычное явление. Иногда скорость ветра может достигать 50 метров в секунду и более.

Слайд 33 (каменистая пустыня)

В Сахаре преобладает каменистая пустыня. Свыше 70% её площади покрыто крупными обломками камней.

Слайд 34 (вид оазиса)

Растительность Сахары чрезвычайно скудная, а местами её нет совсем. Только в оазисах развивается богатая растительность.

Слайд 35 (финиковая пальма)

Финиковая пальма – главный источник существования населения в Африканских оазисах. Это и тень, и пища, и строительный материал. Главное богатство пальмы, конечно финики. Финики можно назвать “хлебом пустыни”, их едят сырыми, жареными, варёными, вялеными.

Слайд 36 (вид пустыни)

Пустыня Намиб – протянулась узкой полосой (50–130 км) вдоль западного побережья Африки более чем на 2000 км. Большую часть пустыни занимают высокие (40 м и более) песчаные дюны, образованные ветром.

Слайд 37 (вельвичия)

Самое удивительное растение пустыни Намиб – вельвичия. Это дерево имеет короткий (10–15 см) и толстый ствол. (До 1 м в диаметре), от которого отходят 2 плотных кожистых листа длиной до 3 метров. Со временем листья расщепляются, образуя длинные извивающиеся ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни. Это редкое растение охраняется законом.

Большое спасибо!

Мы побывали в удивительных местах африки и вспомнили всё, что мы изучили по этому материку.

Домашнее задание: Выучить номенклатуру по Африке, т.к. на следующем уроке будет географический диктант.

Сейчас приступим к выполнению проверочной работы. Тест, состоит из 10 вопросов, вы должны выбрать правильный ответ и записать его буквой. Ориентировочное время выполнения работы 10 минут.

Слайд 38 (успехов в работе)

Через 10 минут учащиеся сдают тетради с проверочной работой.

Устная проверка теста по слайдам 39-42.

Выберите правильный ответ.

1. Чем объясняется высокая солёность Красного моря?

а) сильным испарением в условиях тропического пустынного климата,

б) особенностями подводного мира,

в) соседством с пустыней Сахара,

г) сильным загрязнением вод.

2. Почему Африка – самый жаркий материк Земли?

а) Африку омывают тёплые воды Индийского океана,

б) большая часть Африки находится между тропиками,

в) здесь расположены крупнейшие пустыни мира.

3. Самое жаркое место в Африке:

а) пустыня Сахара,

в) полуостров Сомали,

б) впадина Конго,

г) район города Триполи.

4. Самые высокие вершины Африки – Килиманджаро и Кения – расположены:

а) на Восточно-Африканском плоскогорье,

б) в горах Атлас,

в) на Эфиопском нагорье,

г) в Драконовых горах.

5. На какой реке находится водопад Виктория?

а) Конго, в) Замбези,

б) Нигер, г) Нил.

6. Типичные растения экваториального леса

Африки – это:

а) эвкалипт, травяное дерево,

б) эбеновое дерево, масличная пальма, банан, лианы,

в) баобаб, акация,

г) вельвичия, алоэ.

7. Обитателями экваториальных лесов являются:

а) слон, страус, лев,

б) жираф, зебра, носорог,

в) окапи, гориллы, леопарды, кистеухие свиньи.

8. Растениями саванны являются:

а) фикус, масличная пальма,

б) акация, баобаб, слоновая трава, роридула,

в) эбеновое дерево, банан, лианы,

г) финиковая пальма, вельвичия, алоэ.

9.Животные африканской саванны – это:

а) зебры, жирафы, слоны,

б) обезьяны, ламы, крокодилы.

10.Уникальное растение пустыни Намиб – это:

а) алоэ,

б) молочай,

в) вельвичия.

Спасибо! Успехов в учёбе!