Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей 6–7 лет с нарушением речи по теме "День рожденья буквы Ш"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Коррекционно-образовательные: совершенствовать навык звукового анализа и синтеза; закреплять навык подбора слов с заданным звуком; упражнять в делении слов на слоги и продолжать работу по выделению ударного слога; предупреждать дисграфию; формировать навык пользования общими правилами грамматики (написание имен собственных, правила написания предложений); работать над согласованием существительных и местоимений; развивать связную речь посредством составления предложений;
  • Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику и сенсомоторную сферу, зрительное восприятие, слуховое восприятие;
  • Коррекционно-воспитательные: воспитывать вежливость, доброжелательность.

Оборудование: подарочные коробки для распределения слов по слогам, полоски-символы слов, буква Ш, игрушка крыса Лариска, индивидуальные сухие бассейны.

Персонажи: старуха Шапокляк

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Доброе утро, ребята!
– У нас сегодня много гостей давайте поприветствуем их.

2. Введение в тему.

– К нам пришло столько гостей, потому что им было интересно с вами познакомиться. Давайте покажем, какие вы у меня дружные:

Дети становятся в круг и поднимают руки вверх.

Какие веселые: Улыбаются.

Самые умные, ведь можете читать с закрытыми глазами.

Протягивают вперед руку ладошкой вверх, а учитель-логопед, стоя за их спиной, печатает на ладошке букву.

Называют напечатанные буквы у них на ладошках.

Какие буквы я вам напечатала на ладошках? Гласные. И согласную букву Ш.

3. Объявление темы.

– Буква Ш пригласила нас к себе на день рожденья.

4. Работа на уровне слова:

– На день рожденья принято дарить подарки.

– Что мы можем подарить букве Ш? Варианты детей.

Давайте придумаем слова – подарки со звуком Ш и упакуем их в подарочные коробки.

Придумайте « теплые» слова со звуком Ш в каждом слове .

Дети подбирают слова и распределяют их по коробкам в зависимости от количества слогов.

Подберите «живые» слова со звуком Ш.

Придумайте «сладкие» слова со звуком Ш

Подберите « полезные» слова со звуком Ш.

5. Сюрпризный момент.

– А где же сама буква Ш? Давайте её позовем.

Дети вежливо зовут букву Ш.
Под музыку входит старуха Шапокляк:

– Здравствуйте, ребята. Вы меня звали?

– Нет, мы звали букву Ш. Мы пришли к ней на День рожденья, подарки приготовили, только она куда – то пропала.

– Шапокляк, ты ее не видела?

Шапокляк: Видела-видела, только не помню где…. А вообще-то, это у меня День рожденья и подарочки мне надо дарить.

– Ребята, что же делать, а вдруг и, правда, у нее сегодня тоже День рожденья?

6. Упражнение в чтении слов, определении ударного слога.

– Давайте, ребята, мы в подарок Шапокляк слова прочитаем и поставим ударение.

Дети читают слова на доске и определяют ударный слог.

Слова для чтения: шум шут тишина шина шумок ландыш Шура шторы

Шапокляк: Что-то ничего я не запомнила…. Может, вы их для меня напечатаете?

– Конечно, напечатаем, только немножко попозже. У ребят специально для тебя есть маленькие подарочки.

7. Развитие мелкой моторики (с использованием сухого бассейна)

– Поставим наши коробочки поближе и найдем в них подарок Шапокляк.

Дети дарят игрушки из киндер-сюрпризов, а Шапокляк называет их, неверно согласовывая слова. Дети исправляют:

Упражнение в согласовании местоимений и существительных:

моя дракон
мое мышь
мои тигр и т.д.
мой дракон
моя мышь
мой тигр и т.д.

8. Печатание в тетрадях.

Вот теперь, Шапокляк, мы можем напечатать для тебя слова. Открываем тетради, отступаем от предыдущего задания 2 клеточки вниз, на 3 – печатаем: мыши, кошки, мартышка.

Печатают под диктовку слова, составляют схемы 1 – 2 слов.

Шапокляк: Какое страшное слово вы написали, моя Лариска очень боится кошек.

– А мои ребята знакомы с котом Антипкой, про которого сейчас все расскажут.

9. Динамическая пауза «Кот Антипка».

Кот Антипка жил у нас (встали, руки на пояс),
Он вставал с лежанки в час (потянулись),
В два на кухне крал сосиски (наклоны в стороны),
В три сметану ел из миски (наклоны вперед),
Он в четыре умывался,
В пять по коврику катался (кружатся),
В шесть тащил сельдей из кадки (рывки руками перед грудью),
В семь играл с мышами в прятки (хлопки),
В восемь хитро щурил глазки (приседания),
В девять ел и слушал сказки («едят», «слушают»),
В десять шел к лежанке спать (идут – «крадутся»),
Потому что в час вставать (разводят руки в стороны).

10. Профилактика дисграфии.

– Шапокляк, мои ребята – самые умные.

– Нет, я! Я – самая умная!

– Давай, мы это проверим!

Вот тебе лист с рисунком. У ребят в тетрадях такой же рисунок.

– Слушай внимательно задание и выполняй мои инструкции вместе с ребятами.

У детей в тетрадях нарисованы наложенные на прямоугольник овал и прямоугольник, но при этом они не пересекаются друг с другом.

Задание:

В овале напечатайте букву, обозначающую последний звук в слове «мышь». (Ш)

В прямоугольнике напечатайте букву, обозначающую последний звук в слове « кенгуру». (У)

В обще части прямоугольника и треугольника напечатайте 1 слог из слова «бабушка». (БА)

– Что у вас, ребята, получилось? (ШУБА)

– А у тебя, Шапокляк? (БУША)

– Вот видишь, какие ребята молодцы.

11. Работа над предложением.

Составьте предложение со словом « шуба». (Варианты детей).

Послушайте мое предложение: У Саши шуба.

Какое 1 слово в предложении «У Саши шуба».

(Отвечают на вопросы, называя слова, интонированные учителем-логопедом)

Какое 2 слово в предложении «У Саши шуба».

Какое 3 слово в предложении «У Саши шуба».

Сколько всего слов в предложении?

Повторим предложение. Составим схему предложения.

Д/и « Живое предложение»:

Дети имитируют схему (первый ребенок поднимает руки вверх – « Первое слово в предложении пишем с большой буквы», второй ребенок делает тоже самое – «Имена собственные пишем с большой буквы», третий ребенок стоит обычно, четвертый присаживается на корточки – точка в конце предложения», между детьми расстояние – « слова в предложении пишутся раздельно). Запишем предложение в тетрадях. Составьте схему предложения в тетради.

12. Итог занятия.

Шапокляк: Сколько у меня подарков! Никогда столько не было.
– А давайте, ребята еще раз назовем Шапокляк, что же мы сегодня на занятии делали.

Дети перечисляют виды работ.

Шапокляк: Так и быть, отдам вам букву Ш. Лариска, искать! (приносят с Лариской букву и отдают учителю-логопеду).

Шапокляк: Давайте сразу 2 дня рожденья отмечать, у меня и угощенье есть для ребят.

– Вы согласны, ребята?

Дети уходят вместе с Шапокляк.