Цели:
Оборудование:
- Глобус;
- Физическая карта России;
- Карта Псковской области;
- Схема – карта города Новоржева;
- Изображение герба, флага России;
- Изображение флагов разных стран;
- Изображение герба города Новоржева;
- Звукозапись гимна России;
- Карточки с адресом, карточка с ребусом.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок.
Начинаем мы урок.
На меня все посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Мотивация.
Сядьте удобно. Повторяйте за мной:
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Память моя крепнет.
Я готов к работе.
- А каким вы хотите видеть сегодня наш урок?
3. Сообщение темы и цели урока.
Вы тему урока сами узнайте,
Вы ребус этот сейчас разгадайте.
Речь пойдет сегодня о Родине, о нашей большой стране и о нашей “малой родине” – родном городе Новоржеве. Послушайте стихотворение Степанова Владимира
"Что мы Родиной зовём?"
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
4. Изучение нового материала.
Вступительная беседа.
- Очень часто мы слышим: “Планета Земля – наш большой дом”. А где находится наша планета?
- Во Вселенной.
- А в какой стране мы с вами живем?
- Мы живем в России.
- Россия - это наша Родина.
- Родина, Отечество, родная сторона, родная страна, Отчизна – все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья. Это место куда вновь, и вновь хочется возвращаться. Каждый человек должен любить свою Родину, не забывать ее, гордиться ею.
- А кто знает, в каком регионе мы живем?
- Наш регион 60. Это Псковская область. Это число 60 можно увидеть на номерах автомобилей нашей области.
- Посмотрите внимательно на глобус и на карту, найдите нашу страну – Россию.
- Посмотрите теперь на карту Псковской области, найдите наш город – Новоржев /Рисунок1/.
- У вас на столах лежат листы с картой нашей области. Закрасим на ней красным карандашом наш город /Рисунок2/.
5. Физкультминутка.
“Дети по лесу гуляли”
Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, “тянутся к солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали. (Машут руками.)
Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем! (Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места.)
6. Знакомство с государственной символикой России.
- Наша страна огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг.
– Родина начинается с символов страны. Что такое символы?
Из толкового словаря: “Символы – это знаки отличия нашей страны от других стран”.
- Продолжите ряд: флаг … (герб, гимн).
- Рассмотрите флаги и гербы /Рисунок3/.
- Найдите и поставьте галочки возле герба и флага РФ.
Посмотрите на флаг России /Рисунок4/.
“Флаг России – трехцветный: бело-сине-красный. С 21 августа 1991 года официальным флагом Российской Федерации считается полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос”.
Белый цвет
символизирует мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.- Где мы можем еще увидеть белый цвет? (Белое платье невесты).
Синий
– небо, целомудрие, верность, духовность, веру.- Когда мы можем видеть такое синее небо? (В теплую, ясную погоду).
Алый (красный)
– символизирует отвагу, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой.- Что напоминает красный цвет? (Это цвет крови, огня).
- Правильно. Раньше наш флаг был красного цвета – цвета крови. Мужчины защищали нашу страну в боях, проливая кровь, не жалея своих жизней. В нашем классе большинство мальчиков, они являются будущими защитниками Отечества.
- Наш край богат людьми, которые погибли, защищая страну от врагов во время ВОВ, войны в Афганистане, в Чечне. Совсем юным погиб в Чеченскую войну Михайлов Сергей /Рисунок5/.
- О Сергее Михайлове нам расскажет Александров Паша.
Примерный текст сообщения:
“Гвардии рядовой Михайлов Сергей Анатольевич, наводчик – оператор в/ч 32515. Родился 28 сентября 1979 года в городе Новоржеве Псковской области. Призван на действительную военную службу 9 июня 1999 года Новоржевским РВК Псковской области. 29 февраля – 1 марта 2000 года на высоте 776.0 в Аргунском ущелье 90 псковских десантников, среди которых были 18-19-тилетние парни, приняли неравный бой с противником, превосходящим их по численности в 20-25 раз. Не уступив дорогу бандитам, прорывающимся из окружения, воины – десантники отдали свои молодые жизни, уничтожив свыше 700 боевиков о до конца выполнив свой долг перед Отечеством. Часы для 6 – ой роты остановились 1марта в 06.10 – 06.15.
Шестая рота – слезы на глазах.
Шестая рота – сердце боль пронзает.
А в голубых и чистых небесах
Над нами стая птичья пролетает.
Указом президента РФ за мужество и героизм, проявленные в боях с террористами на территории Северного Кавказа, гвардейцы – десантники награждены орденом Мужества (посмертно). Гвардии рядовой, Михайлов Сергей Анатольевич, похоронен на городском кладбище города Новоржева. Воинам – десантникам 6 – ой роты поставлен памятник, в форме купола парашюта” /Рисунок6/.
- Раскрась государственный флаг России в тетради на стр.4
Герб России – отличительный знак государства /Рисунок7/.
“Каждое государство имеет свой герб. Основными элементами герба России являются всадник с копьем и двуглавый орел”.
Гимн России – торжественная песня о стране, его поют стоя. (Звучит грамзапись первого куплета гимна, который предлагаю учащимся прослушать стоя). Весь текст гимна посмотрите в учебнике на странице 6.
7. Знакомство с гербом города Новоржева /Рисунок8/.
Герб утверждён императрицей Екатериной II 28 мая 1781 года /Рисунок9/.
"В верхней части щита герб Псковский. В нижней - в золотом поле три волокна пеньки связанные, означающие изобилие сего произростания в окрестностях оного города".
Барс - символ отваги, храбрости, мужества. Золотой его цвет свидетельствует о богатстве, справедливости, великодушии.
Благословляющая рука (имеющая указательный и средний пальцы вытянутыми, а прочие сложенными) означает покровительство небесн сил.
Голубое (лазурный) поле – знак красоты, величия, неповторимости мест.
8. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
– Чтобы еще хотели узнать?
9. Домашнее задание.
- Узнайте историю названия улицы, на которой вы живёте. Приготовьте сообщения.
Заполните карточки (раздаются каждому ученику):
Вселенная.
- Планета – Земля
- Страна – Россия
- Город (деревня) - ….
- Улица - …..
- Дом - ….
- Квартира - …..
Их мы разместим на карте-плане нашего города в соответствии с вашим адресом /Рисунок 10/.
- Родина наша огромна. Всё, что создано на земле, всё это для человека – для нас с вами. Об этом мы должны всегда помнить и беречь, то, что у нас есть.
- Урок окончен. Спасибо за работу!