Лекция "Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов"

Разделы: Технология


В процессе изучения предмета «Технология» учащиеся должны не только научиться изготавливать простые изделия, но и знать технологию его изготовления. В процессе изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» учащиеся должны уметь решать технологические задачи.

Успех в решении таких задач зависит от уровня технологического мышления, которое предполагает не только развитие наглядно-действенного мышления и практического мышления, но и сформированности у учащихся пространственного воображения.

Пространственное воображение – это прежде всего умение представить плоское изображение как фигуру или деталь, а графическое или схематическое изображение как способ деятельности. Для технологического мышления характерна четкость и логичность рассуждений, точность символики, умение наблюдать, анализировать и объяснять наблюдения.

Решение технологических задач состоит в разработке технологий, отвечающих определенным требованиям. Если у учащихся слабо развито пространственное мышление, необходимо условие задачи или задание проиллюстрировать. Таким материалом может служить опорный конспект по изготовлению швейных изделий.

Такие конспекты необходимы на уроках «Технологии» уже с 5-го класса, когда учитель сталкивается с рядом трудностей и противоречий при работе с пятиклассниками:

С одной стороны, требование от учащихся самостоятельной работы, с другой – отсутствие у ребенка умения самостоятельно работать.

С одной стороны, требование осознанного усвоения материала, глубокого его осмысления, с другой стороны – привычка учащихся заучивать материал ради оценки.

С одной стороны, перед учителем стоит задача формирования у учащихся технологического мышления, с другой – даже к окончанию основной школы многие учащиеся имеют слабо развитое технологическое мышление, плохо владеют специальной терминологией.

Причиной вышеперечисленных проблем является то, что основной способ усвоения материала в начальной школе – запоминание и заучивание наизусть, а начиная с 5-го класса учащиеся должны на уроках «Технологии» усвоить много новых понятий, технических терминов, новых способов деятельности, причем не только все это запоминать, но и осмысливать.

Многим из учащихся это трудно, и первый показатель неблагополучия – снижение успеваемости по предмету и снижение интереса к предмету.

Опорные конспекты, которые применяются на уроках при изучении раздела

«Изготовление швейных изделий» позволяют избежать таких проблем.

Кроме предложенных В.Ф. Шаталовым приемов при составлении опорных конспектов, рекомендуется выделить базовые обозначения, на основе которых создается большинство символов. К пониманию символических символов надо подводить учеников постепенно так , чтобы они осмыслили то или иное символическое обозначение или пришли к нему сами на основе собственных логических умозаключений. (Приложение 1)

Опорные конспекты по своему содержанию способствуют:

  1. Развитию у учащихся пространственного мышления.
  2. Позволяет учителю наглядно и концентрировано представить весь материал учащимся класса и обратить внимание на наиболее важные моменты изучаемого материала.
  3. Опорные конспекты позволяют проводить опережающее обучение объединять однородный или тесно связанный учебный материал.
  4. Сокращается время на изучение теории, больше времени остается на практическую работу.
  5. Учащимся приходится многократно проговаривать вслух используемые символические обозначения, а это постепенно приводит к полному осмыслению материала.

Работа с символическими обозначениями и опорными конспектами на уроках ведет к развитию внимания у учащихся, росту темпа работы и конечно к развитию технологического мышления.

Литература:

  1. Иляева Л.Н., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Творческие проекты для учащихся 5-7 классов по технологии обработки конструкционных материалов. – Брянск, 1995.
  2. Мелехина С.И. Опорные конспекты при обучении швейному делу /Школа и производство.1996, № 3.
  3. Мелехина С.И. Развитие технологического мышления учащихся 5–7 классов на уроках технологии с помощью опорных конспектов. Киров 1999.