Урок по теме "Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить знания об особенностях предложного падежа;
  • отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
  • познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных,

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитательные: расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес к русскому языку.

Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, репродуктивные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: таблица “Алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных”; проектор, презентация к уроку; магнитофон;

Учебник:  Т.Г.Рамзаева “Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк.- 7-е изд., стереотип. – М..: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.

Ход урока

1. Организационный момент. Повторение изученного. (Слайд №1)

- Сегодня мы продолжим работу по нашей большой теме: "Имя существительное". Работа предстоит большая и интересная. На нашем пути предстоит встретиться с разного рода трудностями. Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка.

- У нас на уроке много гостей, повернитесь к ним, улыбнитесь.

2. Сообщение целей урока. (Слайд №2)

- Что вы можете сказать об этих словах? (Все имена существительные в П.п.)

- Почему я не написала окончание в словах? (Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у сущ. в П.п.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имён сущ. в П.п.) Слайд №3

- Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже)

3. Работа в тетради. Массаж рук. (Слайд №4)

На доске запись: Тринадцатое дикабря.

Классная работа.

- Запишите сегодняшнее число. ("Поймать ошибку" в слове дикабря, доказать)

Чистописание.

- Ребята, сегодня мы вспоминаем, как правильно соединить буквы л, м, п, т с буквой о. (Показываю на доске. Дети пишут).

Cом-сок-ток-так-лак-мак-рак….

- Замените в слове СОМ одну букву так, чтобы получилось новое слово, запишите полученную цепочку.

Словарная работа. (Слайд №5)

Запись слов с комментированием:

Г…рой, , м…г…зин, мес…ц, М…сква, м…л…ток, п…сок, с…лдат, тр...ктир, уж…н, уч…ник.

- Какое слово лишнее? (Слово Москва – сущ. собств., 1 скл.).

4. Работа над новой темой.

- И возвращаемся к нашей теме урока.

-А что вы знаете о существительных в П.падеже?

- На какие вопросы отвечают?

- Каким членом предложения являются?

- А теперь разберёмся с окончаниями.

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание? (Алгоритм)

- Определим окончания у данных существительных. (Слайд №6)

- Сделаем вывод, какие же окончания пишутся у существительных в П.п.?

- Откройте учебники на с. 96 и проверьте, совпадает ли наш вывод с выводом учебника. Правильный вывод мы сделали?

5. Работа с учебником. Стр. 96.

- Ребята, а знаете ли вы, сколько городов насчитывается в России? (Всего в России на 1 января 2005 года 1099 населённых пунктов имеют статус города, из них население более миллиона человек имеют 13 городов)

- О некоторых из них мы узнаем из упражнения 214. (Ученики читают текст упражнения, рассказывают, что нового узнали)

- Прочитайте самостоятельно задание к упражнению.

Ученики выполняют упражнение с комментированием.

6. Физкультминутка.

- Вы хорошо потрудились. Теперь немножко подвигаемся. Я буду называть имена существительные. Если в словосочетании существительное в Т.п. – вы хлопаете в ладоши, если в П.п. – приседаете.

Стою перед домом, думаю о море, записал в тетради, летели над городом, любовались яблоней, занимались на уроке, гордились учёбой, встретились в парке.

- Молодцы! Справились с заданием.

7. Закрепление знаний и способов действий. (Слайд №7)

- А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно.

Стр. 97, упр.215

1 и 2 группа – выписывает 1-ый абзац и выполняют грамматические задания к упражнению.

3 и 4 группа – работает под руководством учителя (2-ой абзац)

8. Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока.

- Какую задачу мы ставили перед собой?

- Как удалось справиться с этой задачей? Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.

- Сущ. какого склонения в П.п. имеют окончание И? Е?

- Предлагаю пройти проверочный тест. (Слайды №8-14)

Дети выполняют самостоятельно тест, проверяют свою работу по ключу. (Слайд №15) оценивают свою работу.

Поощрение активных учащихся.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Дома вы выполните упражнение 218 на с. 98

- Прочитайте задание. У кого есть вопросы? Благодарю всех вас за урок!

Слайд №16