Цель урока: формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже.
Задачи урока:
Образовательные:
- уточнить знания об особенностях предложного падежа;
- отрабатывать умение правильно определять безударные окончания;
- познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных,
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные: расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес к русскому языку.
Методы и приёмы: диалогические, исследовательские, алгоритмические, репродуктивные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: таблица “Алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных”; проектор, презентация к уроку; магнитофон;
Учебник: Т.Г.Рамзаева “Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк.- 7-е изд., стереотип. – М..: Дрофа, 2002. – 256 с.: ил.
Ход урока
1. Организационный момент. Повторение изученного. (Слайд №1)
- Сегодня мы продолжим работу по нашей большой теме: "Имя существительное". Работа предстоит большая и интересная. На нашем пути предстоит встретиться с разного рода трудностями. Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка.
- У нас на уроке много гостей, повернитесь к ним, улыбнитесь.
2. Сообщение целей урока. (Слайд №2)
- Что вы можете сказать об этих словах? (Все имена существительные в П.п.)
- Почему я не написала окончание в словах? (Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у сущ. в П.п.)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имён сущ. в П.п.) Слайд №3
- Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже)
3. Работа в тетради. Массаж рук. (Слайд №4)
На доске запись: Тринадцатое дикабря.
Классная работа.
- Запишите сегодняшнее число. ("Поймать ошибку" в слове дикабря, доказать)
Чистописание.
- Ребята, сегодня мы вспоминаем, как правильно соединить буквы л, м, п, т с буквой о. (Показываю на доске. Дети пишут).
Cом-сок-ток-так-лак-мак-рак….
- Замените в слове СОМ одну букву так, чтобы получилось новое слово, запишите полученную цепочку.
Словарная работа. (Слайд №5)
Запись слов с комментированием:
Г…рой, , м…г…зин, мес…ц, М…сква, м…л…ток, п…сок, с…лдат, тр...ктир, уж…н, уч…ник.
- Какое слово лишнее? (Слово Москва – сущ. собств., 1 скл.).
4. Работа над новой темой.
- И возвращаемся к нашей теме урока.
-А что вы знаете о существительных в П.падеже?
- На какие вопросы отвечают?
- Каким членом предложения являются?
- А теперь разберёмся с окончаниями.
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать безударное окончание? (Алгоритм)
- Определим окончания у данных существительных. (Слайд №6)
- Сделаем вывод, какие же окончания пишутся у существительных в П.п.?
- Откройте учебники на с. 96 и проверьте, совпадает ли наш вывод с выводом учебника. Правильный вывод мы сделали?
5. Работа с учебником. Стр. 96.
- Ребята, а знаете ли вы, сколько городов насчитывается в России? (Всего в России на 1 января 2005 года 1099 населённых пунктов имеют статус города, из них население более миллиона человек имеют 13 городов)
- О некоторых из них мы узнаем из упражнения 214. (Ученики читают текст упражнения, рассказывают, что нового узнали)
- Прочитайте самостоятельно задание к упражнению.
Ученики выполняют упражнение с комментированием.
6. Физкультминутка.
- Вы хорошо потрудились. Теперь немножко подвигаемся. Я буду называть имена существительные. Если в словосочетании существительное в Т.п. – вы хлопаете в ладоши, если в П.п. – приседаете.
Стою перед домом, думаю о море, записал в тетради, летели над городом, любовались яблоней, занимались на уроке, гордились учёбой, встретились в парке.
- Молодцы! Справились с заданием.
7. Закрепление знаний и способов действий. (Слайд №7)
- А сейчас немного усложним задание. Вы будете работать самостоятельно.
Стр. 97, упр.215
1 и 2 группа – выписывает 1-ый абзац и выполняют грамматические задания к упражнению.
3 и 4 группа – работает под руководством учителя (2-ой абзац)
8. Обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока.
- Какую задачу мы ставили перед собой?
- Как удалось справиться с этой задачей? Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.
- Сущ. какого склонения в П.п. имеют окончание И? Е?
- Предлагаю пройти проверочный тест. (Слайды №8-14)
Дети выполняют самостоятельно тест, проверяют свою работу по ключу. (Слайд №15) оценивают свою работу.
Поощрение активных учащихся.
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Дома вы выполните упражнение 218 на с. 98
- Прочитайте задание. У кого есть вопросы? Благодарю всех вас за урок!
Слайд №16