Взаимодействие с родителями в Центре игровой поддержки ребенка

Разделы: Работа с родителями


В современном обществе вновь возникает необходимость ранней социализации детей: родители выходят на работу и отдают ребенка в детский сад в 1,5–2 года. При этом семья остается достаточно закрытым институтом: дети, воспитывающиеся без старших братьев и сестер, приходя в детский сад, не имеют достаточных навыков взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми. Они зависимы от родителей, эмоционально привязаны к ним, – все это в значительной степени осложняет процесс адаптации к условиям ДОУ.

Перед молодыми семьями, проживающими в закрытом военном гарнизоне, на первое место выходит проблема нехватки мест в детских садах. А учитывая удаленность от крупного населенного пункта, ограниченность круга общения самих родителей, отсутствие рядом близких родственников, готовых оказать помощь и поддержку, возможности развития ребенка раннего возраста оказываются резко ограниченными, а адаптация детей, поступающих в дошкольное учреждение, протекает болезненно.

В связи с этим возникла необходимость изменения системы взаимодействия с семьями, где воспитываются дети раннего возраста. Так, в нашем дошкольном образовательном учреждении с октября 2009 года был открыт Центр игровой поддержки ребенка.

Создание на базе детского сада Центра игровой поддержки ребенка с самого раннего возраста – это тот самый путь, благодаря которому мы в значительной степени можем облегчить процесс адаптации малыша, помочь ему наладить взаимоотношения с людьми и постараться удовлетворить такую базовую потребность ребенка, как доверие к миру. Такая форма работы позволяет значительно повысить не только профессиональный уровень педагогов, но и психолого-педагогическую компетентность родителей, является залогом успешного пребывания ребенка в детском саду, формирования престижа детского сада в целом и педагогов в частности.

На занятия в Центр игровой поддержки дети приходят вместе с родителями, которые с первых минут становятся активными участниками воспитательного процесса. Организация деятельности ЦИПР предоставляет большие возможности специалистам по работе с родителями. Особенности общения и взаимодействия в условиях ЦИПР способствует установлению между педагогом, родителями и детьми наиболее тесного эмоционального контакта. Знакомство с родителями и малышом начинается с заполнения анкеты, отражающей особенности развития ребенка, его взаимоотношений с близкими людьми (Приложение 1).

Сформировать у родителей активную позицию в решении вопросов воспитания и обучения возможно только благодаря особой форме партнёрского взаимодействия. Поэтому во время первого знакомства со взрослыми мы предлагаем им обращаться друг к другу и к педагогам по имени. Запомнить имя и отчество педагога малышу трудно, многие еще не умеют говорить, а безликое «тетя» никак не подходит для реализации такой модели, как ЦИПР. Обращение по имени значительно облегчает процесс адаптации самих родителей в новой для них обстановке, позволяет малышу быстро запомнить имя педагога, самостоятельно обращаться к нему.

В работе с родителями решаются следующие задачи:

  1. Повышение педагогической культуры родителей.
  2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
  3. Приобщение родителей к участию в жизни дошкольного учреждения через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

В соответствии с этими задачами педагогом составляется план работы на год (примерный план представлен в Приложении 2). Активная позиция взрослых по отношению к ребенку формируется за счет подачи качественной и понятной информации, поэтому для родителей организуются индивидуальные и подгрупповые консультации, беседы, предоставляется наглядно-практический материал на информационных стендах и папках-передвижках, родители знакомятся с новинками психолого-педагогической литературы. Тематика консультаций разнообразна: вопросы воспитания, развития, формирования личности ребенка; преодоление кризиса первого года жизни, трех лет; игры и игрушки для детей раннего возраста; упрямство, агрессивность ребенка и т.д. изучать материал по развитию и воспитанию детей раннего возраста.

В течение учебного года малыши и их родители привлекаются к совместному творчеству и выполнению коллективных работ. С каждым годом расширяется перечень традиций: это и поздравления с днем рождения каждого ребенка, и проведение праздников и развлечений.

Так, уже традиционными стали праздник Осени, День матери, Новогодние утренники, празднование 8 марта. В феврале 2011 года впервые была проведена неделя семейного творчества родителей «Развивающая игрушка своими руками». Эта форма работы вызвала большой отклик со стороны родителей: они прочитали литературу, изучили интернет-пространство, делились опытом друзей и знакомых. Не только мамы, но и папы принимали участие в изготовление игрушек своими руками, готовили презентацию своей игрушки, а потом все вместе увлеченно играли. В конце недели была организована выставка игрушек для всех желающих педагогов и родителей. Такие нетрадиционные методы работы в значительно степени способствуют повышению родительской компетентности, сплочению коллектива, позволяют посмотреть на процесс развития ребенка гораздо шире. А награждение участников конкурса в различных номинациях обеспечивает положительные эмоции и гордость за проделанную работу. Положение о конкурсе представлено в Приложении 3.

Вот уже два года проходят выпускные утренники для малышей по мотивам известных сказок и использованием драматизации, сюрпризных моментов. Каждому ребенку мы вручаем выпускные альбомы с личными детскими работами и фотографиями, памятными подарками.

В конце учебного года мы предлагаем родителям заполнить анкету «Вот и год прошел…», где они могут высказать свои впечатления от посещения ЦИПРа, отметить наиболее запомнившиеся моменты, вопросы, которые удалось решить благодаря общению с педагогами Центра (Приложение 4). Обратная связь позволят оценить эффективность проведенной работы, скорректировать план работы на следующий год.

Немаловажным результатом сотрудничества с родителями является совместное составление прогноза дальнейшей адаптации ребенка к условиям ДОУ, которое проводится в апреле-мае. Этот вид работы включает в себя беседу с каждым родителем, а также анкетирование, позволяющее определить психолого-педагогические параметры готовности поступления малыша в детский сад (Приложение 5). Таким образом, можно составить рекомендации родителям с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, тем самым значительно снизить процент тяжелой адаптации детей к детскому саду.

Родители общаются в Центре игровой поддержки ребенка не только с педагогами и специалистами детского сада, но и друг с другом. Они учатся взаимодействовать с малышом, узнают его особенности и перспективы развития, по-новому смотрят на сам процесс воспитания и развития, понимая, что возможности маленького человека – огромны. А вместе с мамой они – безграничны!