Цели:
- ознакомить с правилами здорового образа жизни;
- формировать убеждение о необходимости сохранения личного здоровья;
- воспитывать заботливое, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.
Оборудование:
- Учебник “Мир вокруг нас. 3 класс” (авт. Плешаков А.А.);
- Карточки с заданиями и картинки для учащихся.
- Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
- Презентация к уроку.
- Детские художественные книги.
- Части цветка в цветном бумажном варианте.
Эпиграф:
«В здоровом теле – здоровый дух».
«Береги платье снову, а здоровье – смолоду».
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Что на свете дороже всего? (Здоровье.)
– А что такое здоровье? (Всегда хорошее настроение, ничего не болит, хочется прыгать, играть и учиться, здоровые люди любят природу, видят мир красивым, не ленятся.)
Здоровье – это нормальная деятельность организма, его полное физическое и
психическое благополучие.
Здоровье – это здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни начинается со здорового питания. Правильная диета
представляет собой сбалансированное питание, которое обеспечивает
функционирование, рост, развитие и восстановление организма человека.
Сегодня у нас необычный урок – мы станем волшебниками и будем создавать «Цветок Здоровья и Счастья».
Волшебный девиз урока:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
– Давайте прочитаем хором.
Презентация, Приложение 1, слайд 1.
– Наши чувства могут приносить вред нашему здоровью и здоровью наших близких. Надо чаще улыбаться, говорить друг другу комплименты.
Какое настроение понадобиться нам для успешной работы на уроке?
Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка тоже творит чудеса.
А раз вы волшебники, то и оценивать будете себя сами. После каждого задания на листочке рядом с цветком вы нарисуете себе кружок, если верно отвечали на мои вопросы и верно выполняли задания.
II. Актуализация знаний
С хорошим настроением будем создавать первый лепесток – НАШ ОРГАНИЗМ.
Презентация – слайд 2.
Продолжите высказывания:
– Пищевод, желудок, кишечник – это… (пищеварительная система).
– Носовая полость, трахея, бронхи образуют… (дыхательную систему).
– Нервная система состоит из… (головного мозга, спинного мозга, нервов).
– Сердце и кровеносные сосуды – это… (кровеносная система).
– Орган зрения глаза ….
– Орган слуха – … (способность человека воспринимать различные звуковые сигналы позволяет ему более полно ориентироваться в окружающей среде).
– Орган осязания – …
– Орган обоняния – …
– Орган вкуса – …( язык – мышечный орган, в котором находятся вкусовые луковицы. Органом вкуса является подвижный мышечный орган – язык. Всю поверхность языка покрывает слизистая оболочка)
– Опорно-двигательная система состоит из… (скелета, позвоночника, мышц).
Впишите на своем цветке название на розовом лепестке. (Учитель прикрепляет на доске красный лепесток «Наш организм» к середине)
Для того чтобы наш организм был здоров, мы должны соблюдать правила здорового образа жизни.
III. Изучение новой темы
На втором лепестке будет написано одно из этих правил – СОБЛЮДАЙ ЧИСТОТУ И ГИГИЕНУ.
Слайд 3.
Перед детьми выставка детских художественных книг о чистоте: «Мойдодыр»,
Какие из этих книг вы читали?
Кто знает сказку «Мойдодыр»? Назовите автора. Чему учит эта сказка?
Почему человек должен содержать свое тело в чистоте?
Какую часть тела мы моем чаще других? (Руки.) Когда нужно мыть руки? (Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – человек плохо дышит. Грязные руки – появляются кишечные заболевания.)
У Чистоты есть помощники. Давайте отгадаем загадки и узнаем их:
Вафельное и полосатое,
Гладкое и мохнатое,
Всегда под рукою.
Что это такое? (Полотенце)Лег в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)Костяная спинка,
На брюшке щетинка.
По частоколу попрыгала -
Всю грязь повыгнала. (Зубная щётка)Ей руки, ноги, спину трут.
Скажите, как её зовут? (Мочалка)Гладко, душисто, моет чисто,
Нужно, чтобы у каждого было... (Мыло)Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж.
Все ребята любят … (Душ)
– Расскажите, как вы помогаете родителям содержать в чистоте жилище и одежду.
Итак, чтобы добавить второй лепесток, давайте хором прочитаем волшебные слова
От простой воды и мыла
У микробов тают силы. (Чтение хором)
– Запишите название на синем лепестке.
2) Третий лепесток – РЕЖИМ ДНЯ.
Презентация – слайд 4.
Одним из важных правил здорового образа жизни является выполнение режима дня. Режим дня детей и подростков способствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.
Как научиться соблюдать режим дня?
Приучайся вставать всегда в одно и тоже время.
Приготовь с вечера то, что понадобится взять с собой завтра, чтобы утром не
тратить время на поиски нужной вещи и не забыть ее.
Всегда выходи из дома заранее. Лучше прийти на 2–3 минуты раньше, чем опоздать.
Физкультминутка
Рано утром я проснулся: разогнулся, потянулся.
Зашагал я на зарядку: все проделал по порядку.
Вправо, влево наклонюсь, и присяду, развернусь.
Побегу скорей плескаться: зубы чистить, умываться.
Съем тарелку вкусной каши, и пешком до школы нашей.
После школы отдохну, погуляю, подышу.
Не забуду про уроки, телевизор посмотрю,
Почитаю, порисую. Вот и спать уже хочу.
– Прочитаем волшебные слова:
Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим.
– Запишите название на желтом лепестке.
3) Четвертый лепесток– ЗДОРОВАЯ ПИЩА
слайд 5
– Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к болезням.
Дети выбирают продукты, которые лежат на партах (картинки). Работа в парах.
– Какие, по вашему мнению, продукты полезны, а какие вредны? Почему?
– Расскажите, как правильно питаться.
Работа по учебнику (с. 155)
– Какое питание можно считать здоровым?
– Что значит «разнообразное» питание? (Проверка на экране)
– Объясните, как понимаете пословицу «Овощи – кладовая здоровья».
Это интересно!
Слово «витамин» придумал американский учёный – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям надо съедать в день 500–600 г овощей и фруктов.
Читаем волшебные слова и записываем название фиолетового лепестка:
Прежде, чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.
4) Остался последний пятый лепесток –ПОДРУЖИСЬ СПОРТОМ .
Презентация – слайд 6.
30 минут умеренной физической активности в день существенно поддерживают и улучшают здоровье. И неважно прогуливаетесь ли вы в это время, проедете на велосипеде или погоняете в футбол, просто это должно быть каждый день.
Недаром говорят: “Здоровье – футляр красоты”. Будешь заниматься спортом – будешь красивым.
По мнению ученых, ежедневные физические упражнения замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6-9 лет жизни!
– Какими видами спорта вы любите заниматься летом? Зимой?
– Кто из вас на зимних каникулах с семьей занимался спортом? Каким видом?
Если часто заниматься спортом, можно достигнуть больших результатов.
– Кто знает, какое спортивное событие ожидает нас в 2013 году? (показываю символ Универсиады)
– Какое спортивное событие ожидает нас в 2014 году? (символ)
– Сейчас во всех городах и селах нашей республики строят спортивные сооружения для детей и молодежи.
– Какие спортивные комплексы есть в нашем селе?
– Кто из вас посещает спортивные секции? Какие? (баскетбол, футбол, хоккей)
Молодцы. – Запишите название на оранжевом лепестке.
Волшебные слова:
Мы выбираем спорт, потому
Мы со спортом дружим,
Спорт нам очень нужен.
Слайд 7
IV. Закрепление
– Вот мы и собрали наш Цветок Здоровья и Счастья.
Вывод. Здоровье – это состояние нашего организма. Быть здоровым – это быть бодрым, веселым, работать с хорошим настроением. Необходимо беречь здоровье: соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе, правильно питаться, заниматься спортом.
Но характеристика здорового человека будет неполной, если мы будем говорить только о физическом здоровье. Есть ещё и здоровье духовное. Надо учиться любви к себе, к людям, к жизни. И тогда вы будете действительно здоровы.
Помните, что заботиться о своем здоровье должен каждый сам.
Главное – захотеть быть здоровым!
V. Итог урока
– Посчитайте сколько кружков вы нарисовали на своем листке.
VI. Домашнее задание
1) прочитать текст параграфа «Здоровый образ жизни»,
2) нарисовать рисунок к любому правилу ЗОЖ.
Использованные ресурсы:
- Портных Ю.И. Спортивные и подвижные игры. – М.: ФиС, 1997.
- Панасова Е. Загадки о здоровье. – М., 2009.