Информационные технологии на занятиях по психологии с младшими школьниками

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (63 кБ)


Цель: знакомство с типами темпераментов, определение преобладающего типа темперамента у воспитанников; выработка правильного восприятия и понимания людей с разным темпераментом, создание благоприятной атмосферы в группе через совместную деятельность.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия

Игра "Нетрадиционное приветствие"

Дети встают в круг. Психолог предлагает поприветствовать друг друга, но не совсем обычным образом, а так, как это нарисовано на картинке: кивком головы, подмигнув друг другу правым глазом, погладив своего соседа по ладошке, дотронувшись до своего соседа плечом.

Рефлексия по приветствию.

2. Основной этап

Психолог знакомит воспитанников с понятием "темперамент" и дает психологическую характеристику его типов.

"Темперамент - совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения". [1] 2 слайд

Свойства темперамента - это наиболее устойчивые индивидуальные особенности, сохраняющие многие годы, часто всю жизнь. В зависимости от силы нервных процессов, их уравновешенности и подвижности выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинистический, флегматический и меланхолический. 3 слайд

Холерик отличается высокой реактивностью и активностью. Он способен отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешен, склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Имеет затруднения в переключении внимания. 4 слайд

Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывается на окружающие события, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности. Живая мимика, выразительные движения. Быстро сосредотачивает внимание. Очень энергичен и работоспособен, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новым требованиям. 5 слайд

Флегматик малоэмоционален, невозмутим, со слабым внешним выражением душевных состояний. Энергичен, отличается работоспособностью, выдержкой, терпеливостью, самообладанием. Медленный темп движений и речи. Находчив, медленно сосредотачивает внимание, с трудом сходится с новыми людьми. 6 слайд

Меланхолик отличается повышенной чувствительностью. Он склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, во внешне вяло реагирует на окружающее. Обладает легко отвлекаемым и неустойчивым вниманием. Не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его "опускать руки". 7 слайд

После характеристики типов темпераментов психолог разъясняет что "чистых" типов, как правило, почти не встречается, чаще всею обнаруживается сочетание признаков двух, трех, а то и всех четырех типов, что все их особенности применительно к общению имеют свои плюсы и минусы. Это ставит перед каждым человеком задачу, как лучше использовать данные природой плюсы и как компенсировать минусы.

Затем дается текст таблицы с кратким описанием основных характеристик разных типов темпераментов. 8 слайд

3. Упражнение в определении темперамента

Психолог предлагает участникам по описанию конкретных людей определить их темперамент (одноклассники, литературные герои и т. д. ).

4. Упражнение в определении своего темперамента

Используется детский вариант теста Айзенка (7 - 12 лет). Приложение.

5. Заключительный этап

Разыгрывание сценки - ситуации. Задание: показать мимикой и жестами реакцию, поведение людей разных темпераментов. 9 слайд

6. Ритуал прощания

Заканчивается занятие обменом мнения о прошедшей встрече. Пожелание успехов ребятам.

Рефлексия

7. Игра "Солнышко"

Дети, стоя в кругу, кладут ладошки друг на дружку - получается солнышко. Затем каждый участник, убирая свои ладошки, произносит пожелание.

Использованные источники:

[1] Атлас по психологии, М. ,1986 г.